Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Существительное. Падежи»

Елена Сорокина
Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Существительное. Падежи»

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Существительное. Падежи»

Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами продолжим рассматривать раздел «Существительное», но добавим к нему одно слово. И это слово ПАДЕЖИ.

Ребенок в возрасте 4 – 5 лет не знает, что такое падежи, но активно использует их в речи.

Программное содержание. Формировать умение у ребенка правильно использовать падежные окончания.

Если малыш ошибается, не огорчайтесь, вернитесь к заданиям, которые оказались для него сложными, снова.

Итак, вашему вниманию игровые упражнения к разделу «Существительные. Падежи».

1. Игровое упражнение «Венок»

Подготовить предметные картинки из серии «Цветы». Педагог предлагает детям помочь Зайчику сплести венки для своей подружки из цветов. Показывает предметную картинку и говорит: «Зайчик плетет венок из…». А дети должны продолжить предложение, называя цветы. Например.

Зайчик плетет венок (из чего) … ромашек.

Зайчик плетет венок (из чего) … одуванчиков.

Зайчик плетет венок (из чего) … васильков. И т. д.

Каждое предложение нужно обязательно проговорить вместе.

2. Игровое упражнение «Нет кого?»

Подготовить предметные картинки из серии «Домашние животные. Детеныши». Педагог, показывая картинку, задает вопрос. А дети должны продолжить предложение, называя предметы, как в единственном числе, так и во множественном. Например.

Хозяйка покормила (кого) … цыпленка (цыплят).

В лесу волк напугал (кого… зайчонка (зайчат).

Мама налила молока (кому) … котенку (котятам).

Папа принес сена (кому) … теленку (телятам). И т. д.

Каждое предложение нужно проговорить вместе.

3. Игровое упражнение «Кого или что?»

Подготовить предметные картинки из разных серий. Это могут быть цветы, животные, птицы, люди и т. д. Педагог, показывая картинку, задает вопрос. А дети продолжают предложение, отвечая на вопрос. Например.

Теленок пьет (что) … молоко.

Доярка доит (кого) … корову.

Грач строит (что) … гнездо.

Кошка катает (что) … клубок.

Библиотекарь выдает (что) … книгу. Шофер ведет (что) … машину. И т. д.

Каждое предложение обязательно проговорить вместе.

4. Игровое упражнение «Я готовлю сам»

Подготовить предметные картинки из серии «Овощи», Фрукты», «Посуда», «Продукты». Педагог предлагает детям внимательно посмотреть на картинки. И начинает рассказ: «Зайчик решил помочь своей маме сварить обед. Для этого он достал две кастрюли. В одной будет вариться суп, в другой – компот. Давайте поможем Зайчонку приготовить обед, правильно распределив продукты.

В красную кастрюлю мы будем складывать продукты для борща, а в зеленую – для компота».

Когда все продукты разложены и проверены, педагог спрашивает: «Мы сварим борщ (из чего… Мы сварим компот (из чего) …». Ребята перечисляют.

5. Игровое упражнение «Для чего и для кого?»

Приготовить ряд предметных картинок, которые будут соответствовать этому игровому упражнению. Педагог задает детям вопросы, а ребята выбирают и называют картинку, которая поможет закончить предложение. Например.

Чайник нужен (для чего… чая.

Кофейник нужен (для чего) … кофе.

Салатник нужен (для чего) … салата.

Конюшня нужна (для кого) … лошади.

Коровник нужен (для кого) … коровы.

Скворечник нужен (для кого) … скворца. И т. д.

Каждое предложение проговорить вместе.

6. Игровое упражнение «Веселые рифмы»

Педагог предлагает детям послушать стихотворение и сказать, какие слова в нем отвечают на вопросы «С кем?», «Кем?», «Чем?».

С белкой пляшет бегемот,

Грустно смотрит серый кот –

Он сметаною объелся,

У него болит живот.

Машет веером варан,

Молотком стучит баран,

Подметает шваброй ежик

Усом крутит таракан.

7. Игровое упражнение «Чем я могу помочь?»

Приготовить ряд предметных картинок, которые будут соответствовать этому игровому упражнению. Педагог задает детям вопросы, а ребята выбирают и называют картинку, которая поможет закончить предложение. Причем предметы должны отвечать на вопрос «Чем?». Например.

Я могу пилить (чем) … пилой.

Ем котлеты (чем) … вилкой.

Намыливаю руки (чем) … мылом.

Рисую (чем) … карандашом.

Вещи я глажу (чем) … утюгом. И т. д.

Каждое упражнение проговорить вместе.

8. Игровое упражнение «Забавные рифмы»

Педагог предлагает детям послушать стихотворение и назвать слова, которые отвечают на вопросы «На чем?», «В чем?».

Вот на лавке мышка спит,

На полу паук молчит,

В паутине бьется муха,

А в углу комар звенит.

На пеньке змея шипит,

На заборе жук жужжит,

В чистом поле лошадь скачет,

На болоте выпь кричит.

Машу вижу я в окне,

Белка спит в своем дупле,

На мосту сидит лягушка,

Бабка-ежка на метле.

9. Игровое упражнение «Как сказать правильно»

Педагог предлагает детям послушать и найти правильный вариант. Например.

Брошка на воротнике или в воротнике?

Заплата на рукаве или в рукаве?

Платок в кармане или на кармане?

Кошка на диване или в диване?

Яблоко на ветке или в ветке?

Птица в гнезде или на гнезде?

Ягоды в корзине или на корзине?

Варежки в руках или на руках?

Вот небольшой подбор игровых упражнений в данном разделе. Удачи всем!

Источник: maam.ru