Игра для детей дошкольного возраста «Саха ыала. Семья»

Лина Протопопова
Игра для детей дошкольного возраста «Саха ыала. Семья»

Автор: Протопопова Акулина Васильевна воспитатель детского сада «Сулусчаан» с. Намцы, Намского улуса.

Возраст: для детей средних и старших групп.

Цель:

Образовательные:

— формировать у детей понятие о семье, как о людях, которые живут вместе;

— закреплять знания детей о своей семье: умение называть имена членов семьи, фамилию, профессию родителей;

-учить отвечать на вопросы полными предложениями;

— Побуждать самостоятельно искать выразительные средства (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа.

Развивающие:

— развивать умение составлять короткие описательные рассказы о своей семье;

— совершенствовать навыки связного высказывания, навыки связной речи;

— обогащать словарный запас детей;

— развитие ловкости и быстроты;

-развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции.

Воспитательные:

— воспитывать любовь, уважение, чувство гордости за свою семью.

Преимущества для развития: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Характеристики:Игрушка состоит из балагана (дом) – сумки и шесть членов семьи из рукавичек. Дочь – Сардаана, сын – Эрэл, мама – Далаана, папа – Ньургун, бабушка – Даайа, дедушка – Лэкиэс (примерное название членов семьи)

Материал: сумка-балаган сделано из сукна и фетра. Рукавички сшиты из материала габардин. Изображение на рукавичек нанесен акриловыми красками.

Ход игр:

I вариант театрализованная игра на семейную тематику: Формировать представление о семье на примере людей, героев сказок, используя их заместители.

Содержание игры: изображение героев надевается как рукавица. Дети могут инсценировать разные сюжеты, где есть данные герои. Это могут быть и сказки. Во время игры дети учатся строить диалоги, отвечать на вопросы и т. д.

Примерные литературные произведения для игры: «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин», «Таал – таал эмээхсин», “йдх дьадаы бааынай”, “Кэччэгэй балыксыт”, “Ийэ тыла минньигэс”, “Тулаайах уол”, “Таара кийиитэ” В. В. Ущницкий (саха остуоруйалара). «Эриэппэ», «Колобок», «Кыыл кмс сымыыт», “Хаастар”, “Аптаах тыл”В. Осеева (нуучча остуоруйалара). “Кс хааы”, “Кыыл бэргээчээн” (омук остуоруйалара).

Стихи – “Ийэ барахсан” А. Абаыыныскай, “Туа киитэ” С. Сомоотто, “Атаах Ааныска” И. Артамонов, “Бииги маамабыт” П. Одорусов, “Ийэ мичээрэ” А. Кондратьев.

II вариант дидактическая игра «Мин дьиэ кэргэним» — «Наша дружная семья». Называть членов семьи, понимать и использовать в активной речи обобщающие слово «семья».

Содержание: Откройте сумочку и предложите ребенку вытаскивать по одному из членов семьи. Задайте ему вопрос, указывая поочередно на каждого члена семьи: «кто это?». Спросите ребенка, как зовут его маму, папу, бабушку, дедушку и т. д. Предложите ребенку рассказать, какая мама? (добрая, красивая, хорошая). Какой папа (высокий, строгий, красивый). Какая бабушка? (старенькая, добрая).

Пальчиковая гимнастика (физминутка): «Моя семья»

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик мамочка

Это пальчик – я

Вот и вся моя семья.

А теперь, нужно расставить родственников мальчика (девочки)так:Первый – дедушка, после дедушки – папа, перед папой – бабушка, после папы – мама, между мамой и папой мальчик (девочка). Посчитайте,сколько их? Скажите, кто и за кем стоит?

IIIвариант «Составь семью». Формировать представление детей о том, что они имеют право на семью, как о людях, которые любят друг друга и заботятся друг о друге.

ХОД: — Ребята, посмотрите на эти игрушки — рукавички. Кого вы видите?

— Как можно их всех назвать одним словом (семья)

— Назовите членов своей семьи.

— Семья может быть большая или маленькая. В каждой семье дети

Бывают похожи на своих родителей или на бабушку с дедушкой. В одной семье могут жить люди разного возраста.

IVвариант»Моя семья»: Продолжать формировать у детей представления о членах семьи, понимать роль взрослых и детей в семье. Вызывать у ребенка радость и гордость за то, что у него есть семья. Давайте посмотрим на картинку и вспомним кто живет в семье.

(дедушка, бабушка, папа, мама, дети)

У меня есть домики. Сейчас мы поселим в них нашу дружную семью.

Кто у нас самый первый живет в домике?

Да это дедушка. Найдите рукавичку, на которой нарисован дедушка и покажите мне.

Славный дедушка родной

Самый добрый дорогой

Поселим дедушку в домик.

Кто еще живет в домике?

Да бабушка. Найдите рукавичку, на которой нарисована бабушка. Покажите ее мне.

Как у нашей бабушки

Хороши оладушки

Поселим бабушку в домик

Кто еще живет в домике?

Да папа, найдите рукавичку и покажите мне.

Мой папа находчивый, умный и смелый

Ему по плечу даже сложное дело

Поселим папу в домик

Кого нам еще надо найти?

Правильно маму найдите ее и покажите мне

Мама радость мама смех

Наша мама лучше всех

Поселим маму в наш домик

Кто у нас остался? Дети, поселим их в домик

Вся наша дружная семья в домике?

Давайте посмотрим на них и назовем.

Дедушка, бабушка, папа, мама сестра (брат) и я это вся моя семья.

V вариант сюжетно — ролевые игры: Обогащение социально — игрового опыта между детьми. Развитие игровых умений по сюжету «Семья».

Примерные игры — «Дочки – матери», «Больница», «Мама варит обед», «Семья», «Магазин», «Уложить куклу Сардаану спать», «Шофёр везёт груз», «Праздник Ысыах». Дети распределяются по ролям, надевают рукавички и играют на столе или напольном коврике.

VIвариант подвижная игра: «Ойбонтон уулааын» — “Водопой”. Развитие ловкости и быстроты. Закрепление членов семьи.

Содержание: на полу в одной линии ставят все членов семьи рукавичек. Участник должен поднять рукавички, с пола захватив ртом и назвать членов семьи.

Усложенный вариант: игрок хватает правой рукой за левое ухо, а левой рукой берет стопу правой ноги и в таком положении должен наклониться и достать ртом рукавичку. Не разрешается опускать руку и ногу.

Источник: maam.ru