Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в соответствии с требованием ФГОС до

Любовь Никитина
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в соответствии с требованием ФГОС до

1. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям. (В. А. Сухомлинский)

Дошкольное детство — это наиболее благоприятный период развития у детей способности воспринимать, чувствовать прекрасное в жизни и искусстве, а также стремление ребенка самому участвовать в преображении окружающего мира по законам красоты. Ребёнок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Художественно-эстетическая деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, одним словом реализовать себя как творческая личность. Сегодня мы с вами поговорим об одной из 5 образовательных областей о ХЭР детей

2. Художественно-эстетическое развитие по ФГОС предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

3 ФГОС ДО одной их приоритетных задач художественно-эстетического направления считает формирование общей культуры дошкольников, в том числе формирование ценностных ориентаций, а также развития нравственных, эстетических качеств личности детей. В дошкольном возрасте развивается интерес к эстетической стороне действительности, потребность в воплощении художественного замысла.

4. В условиях модернизации дошкольного образования и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования стало очевидно, что проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста могут быть успешно решены только при условии повышения качества научно-методического сопровождения образовательного процесса; повышения компетентности каждого педагога, мотивированного, готового и способного к осуществлению педагогической деятельности.

5. Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений.

Ребёнок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчётного отклика на всё яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

И наша с вами задача, уважаемые педагоги, помочь детям увидеть всю красоту окружающего мира и реализовать себя как творческая личность.

6. Образование, направленное на художественно-эстетическое развитие ребенка, предполагает создание следующих условий:

— обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности;

— организация художественной деятельности, адекватной данному возрасту: музыкальной, изобразительной, театрализованной, художественного конструирования; сюжетно-ролевой и режиссерской игры;

— предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов, материалов и средств воплощения художественного замысла;

— поддержка детской непосредственности, поощрения, стимуляция фантазии и воображения ребенка.

7. В пункте 3.4.2. ФГОС ДО говорится, что педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п. 3.2.5 настоящего Стандарта.

8. К педагогу предъявляются определенные требования:

-Поддержка индивидуальности и инициативы детей;

— Установление правил поведения и взаимодействия с детьми в разных ситуациях;

— Построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника;

-Организация сотрудничества с родителями воспитанников…

9. Что касается предметно развивающей среды, то в учреждении должна быть создана такая образовательная среда, которая предоставляет возможность самореализоваться каждому ребенку, выявить подлинную индивидуальность, развить творческие способности в естественных условиях его жизнедеятельности. Задачей педагогов является умение создать ситуации успеха для каждого ребенка, создать условия реализации и развитие творческих способностей детей.

10. Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что каждый ребёнок рождается с врождёнными творческими способностями. Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности вовремя. Каждый ребёнок по своей природе –творец.

11. Художественно-эстетическая деятельность может осуществляться успешно, если будет:

-Тесная связь с искусством;

-Индивидуальный и дифференцированный подход к детям;

-Взаимосвязь обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности;

-Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности;

-Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей;

-Создание эстетической предметно-пространственной развивающей среды.

12. Сегодня, когда возрождается интерес к проблеме художественно-эстетического развития личности, возрастает понимание его роли в ситуации развития современного общества, необходимо вести научно-практический поиск оптимизации образовательно-воспитательного процесса и инновационных форм организации художественного образования детей дошкольного возраста.

13. В настоящее время существует значительное количество разнообразных инновационных образовательных технологий:

• Игровая технология.

• Технология уровневой дифференциации (предполагает разделение (расслоение) целого на части, формы, ступени).

• Проектная технология (её смысл заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом, а знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.

• Компьютерная технология или информационная (использование мультимедийных проекторов и компьютеров на занятиях в детских дошкольных учреждениях имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Их использование позволяет вызвать у детей активный познавательный интерес к изучаемым явлениям)

• Коррекционная технология (сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия)и др.

Таким образом, использование инновационных педагогических технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников дают возможность повысить уровень профессионализма, обеспечить благоприятные условия для развития личности ребенка, выбирать наиболее эффективные технологии для решения педагогических проблем, с большей определенностью предсказывать результат и управлять педагогическим процессом.

Пути и средства художественно эстетического воспитания дошкольников многообразны. Но в результате их осуществления жизнь ребенка становится радостней и краше.

Литература

1. ФГОС. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. —: Центр педагогического образования, 2014. — 32 с.

2. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. — М. : Сфера, 2005.

3. Совгир Н. А. Внедрение инновационной деятельности в художественно-эстетическое развитие дошкольников, ориентированной на личность ребенка и на развитие его способностей // Молодой ученый. — 2018. — №37. — С. 173-176. — URL https://moluch.ru/archive/223/52629/

Источник: maam.ru