«Формирование социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ в дошкольном образовании через игровую деятельность»

Эмилия Юанаева
«Формирование социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ в дошкольном образовании через игровую деятельность»

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

(В. А. Сухомлинский).

В современном обществе отмечается тенденция увеличения числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Это констатируют специалисты различных областей: психологи, медики, логопеды, педагоги. Воспитанники имеют множество ограничений в различных сферах деятельности, в том числе коммуникативной. Дети лишены широких контактов, возможности получать социальный опыт от других. У большинства детей недостаточно сформирована речевая коммуникация и связная речь, что создает барьеры в межличностном взаимодействии. Это проявляется в следующем: воспитанники в основном малоразговорчивы с педагогом и со сверстниками, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, передавать их содержание, участвуют в общении часто по инициативе других, хотя многие понимают обращенную к ним речь. Часто это сопровождается повышенной тревожностью, напряженностью в контакте, страхами, агрессивностью, обидчивостью. Поэтому развитие коммуникативных навыков является актуальным для данной категории детей.

Одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей, имеющих большое значение для психологического развития и эмоционального состояния ребенка, является игра.

В процессе игры осуществляется умственное воспитание детей: решение и закрепление представлений об окружающем мире, активность и глубина восприятия. Во время игровой деятельности у детей с ОВЗ развивается речь: увеличивается объем словаря, совершенствуется грамматический строй речи, воспитанники учатся слышать выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения. В игре развиваются и отрабатываются необходимые двигательные умения, эстетические нормы и правила поведения. Игровая деятельность имеет огромное значение для формирования отношений в детском коллективе, формирования самостоятельности, положительного отношения к труду, формирования стереотипов поведения.

Игра оказывает большое влияние на психическое развитие ребенка, на становление его личности. Дети получают положительные эмоциональные впечатления от участия в самых разнообразных играх. И чем полнее и разнообразнее игровая деятельность, тем успешнее идет их развитие, реализуется потенциальные возможности и творческие проявления. Основная задача обучения игровой деятельности воспитанников с ОВЗ-формирование самой деятельности: развитие интереса к играм, обучение действиям с игрушками, формирование ролевого поведения, умения использовать предметы заместители, стремление отражать в играх действия людей и их отношения, умение разворачивать и обогащать сюжеты игр. Занятия для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны быть построены ярко и эмоционально, игра должна сопровождаться красочным дидактическим материалом, игрушками, картинками.

Актуальность

Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья, в частности дети с ЗПР испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Некоторые дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Общительность является одной из составляющих социально-коммуникативного развития, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Общение – одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей. Развитие и жизнь человека невозможна без общения и взаимодействия с другими людьми. В дошкольном возрасте без тесного эмоционального контакта, без любви, внимания, заботы, нарушается социализация ребенка, возникает задержка психического развития, а в будущем – различные проблемы, связанные с взаимоотношениями с другими людьми.

В связи с введением сегодня инклюзивного образования в детских садах увеличивается количество детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Исследования показали, что в коммуникативной деятельности дошкольников с ОВЗ обнаруживаются стойкие нарушения всех звеньев коммуникативного акта. Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, где проявляются дружеские и конфликтные взаимоотношения.

В соответствии с ФГОС дошкольного сегодня существует потребность в формировании коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения, выделяются дети, испытывающие трудности в общении.

Главным образом общение оказывает влияние на становление личности детей с особыми образовательными потребностями, способствует их социализации и интеграции в группу сверстников. В то же время оно не является врожденным видом деятельности. Поэтому только путем специально организованного обучения и воспитания можно достичь значительных успехов в развитии общения. Многие дети с ОВЗ испытывают трудности в общении со сверстниками, не умеют обратиться к другому человеку, не могут поддержать установившийся контакт, согласовать свои действия с партнером или адекватно выразить свою симпатию. В то же время умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. В этот момент происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра. Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную. Управляя игрой детей, можно влиять на их отношения и мировоззрение. В ней ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей.

Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие и познавательной сферы ребенка.

Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности. Способствует развитию произвольного поведения ребенка, формирует творческое воображение, способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка. Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых для успешного перехода к учебной деятельности.

«Дошкольный ребенок — человек играющий, поэтому в ФГОС закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры», — сказал академик А. Асмолов. Право играть зафиксировано также в Конвенции о правах ребенка: «Каждый ребёнок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни».

Отсутствие коммуникативных навыков существенно затрудняет внутреннее раскрытие ребёнка и реализацию его в учебном процессе, среде сверстников и социуме в целом, приводит к неконструктивному общению ребёнка и появлению отклонений в его социализации. Но существует возможность коррекции уже выработанных коммуникативных умений, поэтому актуальной становится социально-педагогическая работа по формированию коммуникативных навыков у воспитанников, так как особенности дошкольного возраста позволяют рассчитывать на высокую эффективность деятельности.

В процессе игровой деятельности дети учатся социальному взаимодействию, реализуют свои способности, знания, коммуникативные умения и навыки и учатся жить в обществе.

Цель:

Создание условий для формирования социально-коммуникативных навыков детей с ОВЗ дошкольного возраста посредством коммуникативных игр.

Задача:

создание благоприятных условий для социально-коммуникативного развития детей, адаптации каждого ребенка к новому социальному окружению.

Объект исследования:

Особенности личности лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет исследования:

Особенности субъективного благополучия личности лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ в процессе игры.

Основные требования к подбору игр и игрушек для детей с ОВЗ:

-Соответствие игры возрасту ребенка;

-Подбор игрового материала с постепенным усложнением;

-Связь содержания игры с системой знаний ребенка;

-Учет структуры дефекта;

-Соответствие коррекционной цели занятия;

-Учет принципа смены видов деятельности;

-Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;

-Игрушки и пособия должны быть безопасны.

В игре могут быть реализованы и другие умения, важные для психического развития ребенка с нарушениями в развитии. Задачи нравственного развития связаны с возможностью отражения в играх отношений людей, норм поведения. Моделируя в играх поступки и взаимоотношения людей, можно влиять на поведение воспитанников, усвоение ими нравственных правил. В игре через построение сюжетов и действия с партнерами можно донести до воспитанника некоторые нормы поведения и взаимодействия с детьми и взрослыми. Участвуя в коллективных играх, воспитанники учатся подчинять свои действия логике сюжета, организовывать свое поведение, контактировать с другими детьми. Игра предполагает действия с предметами, игрушками, в ходе которых ребенок усваивает их названия, действия, свойства.

В игре отражается то, что дети видят в реальной жизни. Важно, чтобы воспитанники усвоили логику и последовательность игровых действий, научились объединять в общий сюжет отдельные действия. Проведению игр предшествуют наблюдения за действиями взрослых, используемые ими предметы, рассматривание картинок, обыгрывание игрушек. Воспитанники учатся переносить наблюдаемые действия в игру с помощью педагога, который демонстрирует правильную последовательность действий в игре. Такие игры носят характер дидактических, потому что с их помощью дети овладевают последовательностью действий, а затем учатся переносить их в собственную деятельность в реальной жизни. В этом отношении роль дидактических игр велика, в них интенсивно развивается восприятие, образная память, воображение. По мере овладения структурой и последовательностью игровых действий у детей с ОВЗ начинает формироваться ролевое поведение. При таком способе игры основным в сюжете является персонаж, характерное поведение которого воспитанник имитирует, подчиняя ему игровые действия. Таким образом, внедрение в учебный и воспитательный процесс игровой деятельности является одной из важных задач коррекции всех психических процессов ребенка. Игра- это естественная для ребенка форма обучения.

Одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков у детей с ОВЗ является игра.

В течение дня каждый ребенок получает положительные эмоциональные впечатления от участия в самых разнообразных играх. И чем полнее и разнообразнее его игровая деятельность, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и творческие проявления.

Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи, умение слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения, движений, жестов, мимики.

Игра формирует у детей знания и умения доброжелательного общения, воспитывает культуру общения (хорошие манеры, умение сопереживать. В игре они приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.

Основные принципы развивающих игр, направленные на развитие коммуникативных навыков, это:

— совмещение элементов игры и учения;

-переход от игр — забав через игры — задачи к учебно–познавательной деятельности;

-постепенное усложнение обучающих задач и условий игры;

-повышение умственной активности ребенка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности;

-единство обучающих и воспитательных воздействий.

При подборе дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы следует учитывать особенности разноуровнего развития детей и помогать осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка.

Для этого необходимо помнить несколько простых правил:

1. Во время игры, взрослый должен верить в игру так, как верит в неё ребенок, принимать детей такими какие они есть, выслушивать любой ответ ребенка, предложение, решение, способствовать импровизации.

2. Для детей педагог является образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за ним.

3. Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.

4. Речь детей успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание.

5. Педагогу принадлежит исключительно активная роль в обучении детей, умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребенку.

Источник: maam.ru