«Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста»

Белишко Оксана Александровна
«Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста»

«Формирование элементарных математических

представлений у детей раннего возраста».

Методические рекомендации.

В целях результативности и эффективности развития элементарных математических представлений у детей особое внимание следует уделять организации в дошкольном образовательном учреждении интерактивной предметно-пространственной развивающей среды, которая позволяет вовлечь детей в различные виды деятельности, создать эмоциональную, благоприятную, эффективную обстановку для рассмотрения и уяснения различных элементарных математических признаков, явлений, факторов и зависимостей как в совместной образовательной деятельности, так и в активной, самостоятельной деятельности в повседневной жизни.

В ходе формирования элементарных математических представлений, создавать в группе эмоциональную, доброжелательную, увлекательную интересную сферу игры, которая радует и заинтересовывает детей, побуждает к действиям, думать, размышлять, высказываться, различать, квалифицировать, сравнивать, решать проблему, значимую задачу. Обучение математике детей раннего возраста немыслимо без использования дидактических и пальчиковых игр, стихов и сказок. Особая роль в создании предметно-пространственной развивающей среды отводится предметам, пособиям и играм, которые подталкивают ребёнка к мыслительной деятельности, учат сравнивать и различать, группировать и классифицировать, анализировать, выявлять существенные и несущественные признаки, устанавливать связь, моделировать.

В свободном доступе для детей должны находиться: разнообразные наборы однородных и неоднородных предметов, игрушек, различный природный, бытовой, бросовый материалы, это: пуговицы, ленты (разного цвета и размера, шнурки, шишки, желуди, различные палочки, камешки и т. д., которые успешно используются для упражнений в сравнении и различии, группирования и классификации предметов; демонстрационный материал (наборы однородных предметов и игрушек и их изображений (различной величины и цвета, модели геометрических фигур; раздаточный материал (панели-вкладыши, карточки для наложения и приложения предметов и их изображений, наборы лент, шнурков, пирамидки, счетные палочки (различной величины и цвета) и т. д.

Педагогическая работа с детьми раннего возраста имеет свою специфику и во многом отличается от приемов, использующихся в работе с детьми дошкольного возраста. Эта специфика определяется особенностями психологии маленьких детей исходя из этого, воспитатель намечает программные методы, приемы, дидактические, пальчиковые игры и упражнения, динамические паузы и т. д. От возраста и знаний детей зависит и сама форма организации образовательной деятельности. По ходу игры детям необходимо предоставить возможность свободно перемещаться по всему пространству групповой комнаты или зала и планирования всех игр и заданий в соответствии с их потребностями. Дети могут располагаться на коврике, за столом, в разных зонах группы. Но самым важным моментом формирования элементарных математических представлений у детей раннего возраста является обеспечение эмоционального комфорта, привлечение внимания, способствованию развитию познавательных процессов (внимания, памяти, мышления) и обогащение их жизни новыми впечатлениями и положительными эмоциями.

Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что такой подход к организации работы по формированию элементарных математических представлений создает более благоприятные и эффективные условия для своевременного развития основ интеллектуальной деятельности ребенка, его разносторонних способностей, развития логического мышления.

Целевые ориентиры формирования элементарных математических представлений у детей раннего возраста.

— ребёнок раннего возраста может образовывать группы из однородных предметов;

— различает один и много предметов;

— различает большие и маленькие предметы, называет их размер;

-различает форму предметов, называет круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;

— умеет по словесному указанию находить предметы по названию, цвету, размеру;

— ориентируется в помещениях группы и на участке детского сада, ориентируется в частях собственного тела (голова, руки, ноги); называет их.

Организация образовательной деятельности в

формировании элементарных математических представлений

в группе раннего возраста.

Основная цель развития математических представлений у детей раннего возраста являются:

— формирование познавательных действий, первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере,количестве)

Задачи:

-привлечение внимания детей к качественной и количественной оценке разнообразных групп предметов, развитие воображения;

–освоение детьми доступных им способов обследования объектов осязательно-двигательным, зрительным путём, путём сравнения;

-развитие самостоятельности в воспроизводящей, творческой деятельности, детской инициативности.

Основными педагогическими принципами: -последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала; -использование игровых приёмов, художественного слова, наглядности в процессе проведения занятий;

-учёт уровня развития детей и их интересов, их эмоционального состояния, предоставление возможности проявления активности при выборе деятельности.

Организация образовательного пространства предусматривает доступность разнообразного материала и оборудования, целенаправленность, систематичность, насыщенность, гибкость, полифункциональность.

Структура программы:

Программное содержание.

Количество: развитие умения формировать группы однородных предметов по заданному признаку; различать количество предметов (много-один).

Величина: привлечение внимания детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом-маленький домик, большой мяч-маленький мячик).

Форма: формирование умения различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар).

Цвет: формирование восприятия, умения различать и называть основные цвета, группировать предметы по цветовому признаку.

Ориентировка в пространстве: накопление детьми опыта практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада).

Расширение опыта ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).

Развитие у детей умения двигаться за педагогом в определённом направлении.

памяти, мышления) и обогащение их жизни новыми впечатлениями и положительными эмоциями.

Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что такой подход к организации работы по формированию элементарных математических представлений создает более благоприятные и эффективные условия для своевременного развития основ интеллектуальной деятельности ребенка, его разносторонних способностей, развития логического мышления.

При планировании организации образовательной деятельности по ФЭМП у детей раннего возраста необходимо учитывать особенности психического и физического развития детей в этот период и строить образовательный процесс с учётом индивидуальных возможностей ребёнка этого возраста. Задача воспитания и обучения состоит в том, чтобы стимулировать активность каждого ребёнка, вызвать его желание решать поставленную игровую задачу.

СЕНТЯБРЬ.

Адаптационный период.

ОКТЯБРЬ.

1 неделя Количество «Матрёшки»

Цель: развивать умение различать количество предметов, используя слова «один-много».

2 неделя Величина «Хоровод матрёшек»

Цель: развивать умение различать предметы контрастной величины, используя слова «большой-маленький».

3 неделя Цвет «В лес пойдём-земляничку найдём»

Цель: развивать умение группировать предметы по одному из сенсорных признаков (цвет).

4 неделя Форма. «Что катится-что не катится?»

Цель:формировать умение различать предметы по форме, называть их, производить с ними действия.

НОЯБРЬ.

1 неделя Количество «Курочка и цыплята»

Цель: учить детей выделять отдельные предметы из группы, устанавливать отношения между понятиями «один-много».

2 неделя Величина «Мишка и шишки»

Цель: формировать представления о размере двух предметов «большой-маленький».

3 неделя Цвет «Осенние листья»

Цель: упражнять детей в раскладывании предметов по подобию на полосках разного цвета.

4 неделя Форма «Спрячь кубик -спрячь шарик»

Цель: формировать умение различать предметы по форме и называть их; кубик, шарик.

ДЕКАБРЬ.

1 неделя Количество «На лесной опушке»

Цель: развивать понятия «один – много», сравнивать, обобщать.

2 неделя Величина «Большой дом – маленький щенок»

Цель: обучать соотносить предметы по величине.

3 неделя Цвет «Разноцветные шары»

Цель: формировать умение обследовать предметы, выделяя их цвет (жёлтый – красный).

4 неделя Форма «Строители»

Цель: познакомить детей с геометрической формой «треугольник».

ЯНВАРЬ.

1 неделя

Количество

«Сколько мячиков?»

Цель: развивать умение различать количество предметов: много –один – ни одного.

2 неделя Величина «Большие и маленькие мячи»

Цель: формировать умение обследовать предметы, выделяя величину, включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним.

3 неделя Цвет «Нарисую море»

Цель: учить выделять предметы по одному сенсорному признаку (цвету, акцентировать внимание на синий цвет.

4 неделя Форма «Кубики и кирпичики»

Цель: формировать умение различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, тактильно обследовать предметы.

ФЕВРАЛЬ.

1 неделя

Количество, расположение в пространстве

«Жила у Маши собачка»

Цель: дать представление о том, что количество предметов не изменяется от их иного расположения.

2 неделя Величина «Собери снеговика»

Цель: привлекать внимание к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой круг – маленький круг).

3 неделя Цвет «Найди пару»

Цель: формировать умение обследовать предметы, выделяя их цвет, устанавливать сходство и различия между предметами, имеющими одинаковое название.

4 неделя Форма «Чудесный мешочек»

Цель: формировать умение обследовать предметы, выделяя их форму, обогащать непосредственный чувственный опыт, включая все виды восприятия.

МАРТ.

1 неделя Количество «Собираем игрушки для матрёшки»

Цель: учить выделять количество предметов (один, много, отвечать на вопрос «сколько» (один, много).

2 неделя Величина и положение в пространстве «Цветы для мамы»

Цель: привлекать внимание к предметам контрастных размеров (большие и маленькие цветы и бабочки, их месторасположению.

3 неделя Цвет «Подарки для мамочки»

Цель: формировать умение обследовать предмет, выделяя их цвет, развивать умение устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков.

4 неделя Форма «Разные треугольники, ориентировка в пространстве»

Цель: закреплять представление о геометрической фигуре (треугольник); пространственных отношениях (выше – ниже).

АПРЕЛЬ.

1 неделя Ориентировка в пространстве «Ёжики и белочки»

Цель: дать представления о пространственных отношениях; вверху, внизу, посередине.

2 неделя Величина «У кого уши длинные, а хвост короткий»

Цель: познакомить с понятиями «длинный», «короткий», обучить сравнивать предметы по длине методом приложения.

3 неделя Цвет «Разноцветная одежда»

Цель: формировать умение выделять и называть цвет предмета, подбирать предметы по тождеству (найди такой же).

4 неделя Форма «Что везём в грузовике?»

Цель: учить соотносить форму предмета с её названием, группировать предметы по одному сенсорному признаку (форма).

МАЙ.

1 неделя Ориентировка в пространстве «Поезд»

Цель: накапливать опыт по практическому освоению окружающего пространства (помещение группы)

2 неделя Величина «Широкая дорожка – узкая тропинка»

Цель: учить сравнивать предметы по ширине способами наложения и приложения, определять результаты сравнения.

3 неделя Цвет «Одуванчики»

Цель: развивать умение устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет)

4 неделя Форма. «Где спрятались фигурки?»

Цель: закреплять представления о геометрических фигурах, пространственных отношениях (на, под, около).

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

Основным назначением дидактической игры является обеспечение упражнения детей в различении, выделение, называние множеств предметов, геометрических фигур, направлений и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей с разнообразными способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных, о форме, о цвете, о величине.) представлений детей.

В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается, как в непосредственно образовательную деятельность, так и в самостоятельное, свободное время и является средством расширения, уточнения, закрепления учебного материала. В ходе игр и упражнений дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно, развивают умственную активность, самостоятельность мысли, творчество, инициативу.

«Овощной магазин».

— расширяет представление о форме и величине, цвете, развивает навыки сравнения предметов.

Воспитатель приглашает детей в овощной магазин. В магазине много овощей (муляжи) и детям предлагается поработать продавцами. Директор магазина ёжик даёт задание разложить в корзины овощи круглой формы (или по цвету, или по размеру). Если дети ошибаются, ёжик сердито фыркает.

«Строим дом».

-развивает представления детей о форме, учит соотносить количество предметов (один — много).

Воспитатель показывает детям собачку и кошку (игрушки, сообщает, что животные хотят построить себе домики, предлагает детям помочь им. «Собачка хочет домик из кирпичиков, котик из кубиков». Воспитатель предлагает детям взять машины и поехать в магазин за строительным материалом. В одну машину дети складывают кирпичики, в другую – кубики. При этом воспитатель обращает внимание, что брать в руку нужно один кубик (кирпичик), а потом показывает детям, что в машинах стола много кубиков (кирпичиков). Дети везут материалы на «стройку» и начинают строительство домиков.

«Большие – маленькие мячи».

— учит различать цвет и величину (большой – маленький, развивать чувство ритма, ритмично проговаривать слова.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть мячики разных цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый) и разной величины (большие и маленькие). Показывает, как они подпрыгивают, и ритмично приговаривает: «прыг, да прыг, все прыг да прыг, спать наш мячик не привык». Воспитатель выносит две куклы; большую и маленькую и предлагает детям подарить им мячи нужной величины для игры (большой кукле – большой мяч, маленькой кукле – маленький мяч). Затем куклы желают играть в мяч определённого цвета, и дети выбирают мячи нужного цвета.

«Большие и маленькие игрушки».

— учит различать контрастные размеры.

Мишутка приносит детям рюкзачок с игрушками, показывает детям игрушки и говорит, что у него игрушки большие и маленькие. Дети рассматривают игрушки, расставляют их, а Мишутка рассказывает, что у него есть маленький братик и просит детей отобрать для него игрушки (маленькие). Мишутка обращается к конкретному ребёнку и просит подать либо маленькую, либо большую игрушку. Когда все игрушки разложены по размерам, Мишутка благодарит детей за помощь и сообщает, что идёт играть с маленьким братиком, несёт для него маленькие игрушки.

Собери домик».

— развивает умение сравнивать, соотносить заданные цветовые оттенки, геометрические формы, осуществлять последовательные действия. Воспитатель раздаёт детям вырезанные и бумаги домики четырёх основных цветов с прорезями для окна и двери и без крыши. Отдельно раздаются геометрические фигуры: треугольник (крыша, квадрат (окно, прямоугольник (дверь). Детям предлагается заполнить прорези соответствующими геометрическими фигурами, совпадающими по цвету и размеру и т. о. составить домики.

«Длинные и короткие палочки».

— учит различать понятия «длинный – короткий», развивает глазомер. Воспитатель расставляет фигурки лесных зверей и рассказывает, что зимой в лесу холодно, звери хотят согреться, разжечь костёр. В лесу можно разжечь костёр из палочек – веточек, но нужно собрать только длинные палочки. Воспитатель раздаёт детям палочки: длинные и короткие и предлагает разложить их по размерам.

«Сложи лесенку».

— учит соотносить предметы по величине.

Воспитатель раскладывает перед ребенком полоски разной длины и предлагаем из них сложить лестницу. При этом воспитатель и ребёнок проговаривают: длинная полоска, короче, ещё короче. Когда лесенка готова, игрушечная собачка бежит по ней вверх и вниз. Она сразу же обнаруживает ошибки и просит их исправить.

«Узкая и широкая дорожка»

-знакомит детей с понятиями «длинная — короткая», «узкая — широкая», «большой — маленький». Воспитатель показывает детям ленточки разной длины и ширины: «Ой, наши зверята собрались погулять, а дорожки не найдут». Предлагаем сделать дорожки из двух разных ленточек, обращая внимание на размер дорожек и зверят. Ребенок должен сам выбрать дорожку для игрушки -зверюшку подходящую по размеру, т. е. маленькая зверюшка должна идти по узкой и короткой дорожке, а большая по широкой и длинной.

«Соберём игрушки».

— учим детей классифицировать предметы по цвету, развиваем мелкую моторику.

Воспитатель объясняет детям, что сейчас мы пойдем гулять по группе и собирать в корзину все предметы желтого цвета (красного, синего и т. д.). предварительно разложив предметы, игрушки и другие безопасные вещи. Отыскивая предметы советуемся: «Это красный карандаш? Мы его берем?». Подбираем вещи другого цвета, побуждаем детей объяснить вам, что вы ошиблись.

«Разноцветные поляны»

-учим выбирать предметы по одному цвету в одну группу.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть игровые поля, определить какого они цвета. Затем раздаёт карточки лото с изображёнными на них предметами разного цвета (красный помидор, жёлтый лимон, синий виноград, зелёный огурец и т. д.) и предлагает разложить их на соответствующие поляны (поля).

«Составные картинки».

— развиваем умение анализировать изображение предмета сложной формы и воссоздавать её из частей. Вниманию детей предлагаются образцы рисунков, составленных из геометрических фигур: машина, ёлочка, домик и т. д. У детей – одноцветные круги, квадраты, прямоугольники, треугольники разной величины. Воспитатель вместе с детьми рассматривает образцы рисунков, анализируют их с точки зрения составных частей, особенностей расположения в пространстве и предлагает детям самостоятельно сложить предметы из фигур по образцу.

«Игрушки спрятались».

-учим ориентироваться в помещении группы.

Воспитатель говорит детям, что игрушки решили поиграть в прятки и прячет игрушки в определенное место. Просит ребенка: «Принеси мне, пожалуйста, куклу, которая лежит за дверью (под диваном, за шкафом, на столе и т. д.). Ребенок находит игрушку и рассказывает, где он ее нашел. Игра повторяется несколько раз.

«Рисование по песку».

— учим детей рисовать по памяти геометрическую фигуру, развиваем память ребенка, тактильное восприятие.

Воспитатель показывает детям поднос с насыпанным песком и предлагает детям: «Нарисуй любую фигуру, а я угадаю». Ребенок по памяти должен нарисовать пальчиком геометрическую фигуру. Если ребенок затрудняется, то рисует геометрическую фигуру воспитатель, а ребенок отгадывает, только потом ребенок рисует сам.

Методика проведения педагогической диагностики.

Педагогическая диагностика в группе раннего возраста проводится два раза (на начало учебного года, после окончания адаптационного периода и на конец учебного года) и осуществляется в виде разработанных воспитателем игровых занятий, заданий, ситуаций, игровых упражнений. Во время этих мероприятий воспитатель проводит наблюдение за детьми и фиксирует результаты в таблице.

Примерная таблица результатов педагогической диагностики.

№п. п Фамилия,

Имя ребёнка Количественные

представления Величины,

их связи Представления

о цвете Геометрические

фигуры Пространственные

отношения Познавательные и речевые умения

н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г.

Источник: maam.ru