Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за тополем осенью»

Таисья Сагалакова
Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за тополем осенью»

Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за тополем осенью»

Цель: создать условие для формирования знаний об особенностях тополя, учить видеть красоту природы.

Задачи:

— познакомить со строением тополя,

— изучить форму и цвет листьев тополя, среду, где растет,

— отличать тополь от других деревьев, рассказать о том, какую пользу дерево приносит людям,

— устанавливать причинно — следственные связи, пополнять словарный запас детей,

— развивать наблюдательность, внимание, воображение.

— воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Предварительная работа: показ иллюстраций с изображением березы, чтение стихотворений, сказок, разгадывание загадок.

Ход наблюдения:

1. Вводная часть. Постановка проблемы.

-Ребята, на улице похолодало. Люди стали теплее одеваться. Почему же деревья стали снимать с себя всю одежду: свои листочки (ответы детей?

— Сейчас мы отправимся на прогулку, чтобы посмотреть, что же изменилось в природе, и может быть, найдем ответ на наш вопрос.

2. Дидактическая игра «Какая погода?»

Воспитатель: Какая сегодня погода? (ответы детей)

-Если пошел дождь, значит, погода какая? (дождливая);

-Если светит солнце, значит, погода (солнечная);

— Если дует ветер, значит, погода (ветреная);

3. Загадка

— Ребята, мы сегодня пойдем в гости к нашему знакомому дереву. Я загадаю загадку, а вы внимательно послушайте и скажите, что это за дерево?

В разгаре лета

В полном разгаре,

Нам дерево это

«Снежинки» подарит.

(Тополь)

4. Наблюдение.

— Подойдите поближе к нашему могучему дереву, потрогайте его, погладьте его шершавую кору.

Игра: «Тополь живой».

Дети прикасаются ладошками к стволу тополя и описывают свои ощущения, почему они думают, что тополь живой. (Рассуждения).

— Теперь, обнимите его. Да, как же это, не можете обхватить?

— Значит, дерево какое? (толстое)

— Ну, тогда, обхватив его, найдите самое толстое дерево. Правильно мы измерили его в толщину

— Можно ли измерить его в высоту? (ответы детей)

-Когда облетают с тополей последние листья? (Поздней осенью.)

Какого цвета тополиные листья? (Желто-золотистые.)

5. Исследовательская деятельность

Рассмотреть через лупу ветку, с которой только что упал листок.

Что мы увидели? (Еле заметные почки)

Что это значит? (Деревья не погибли, они только сбросили отмершие, ненужные листья.)

— Чем полезны тополя? (Листья деревьев поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород.)

Почему осенью листья с деревьев опадают? (Чтобы дерево зимой не теряло много влаги, чтобы зимой от тяжести листьев и снега не ломались ветки).

— Вот мы и выяснили,почему мы в холод одеваемся теплее, а деревья, наоборот, скидывают свои листья. Конечно же, они готовятся ко сну. Ведь мы спим по ночам, а деревья зимой.

6. Подвижная игра «Сделай фигуру или Листопад».

Цель: учить действовать по сигналу, развивать воображение.

— Лист, оторванный от ветки,

Весь во власти силы ветра.

Листья вверх и вниз летят

Потому что листопад!

На слова воспитателя: «Листопад» — дети останавливаются и выполняют какую-либо «фигуру».

Отмечаются «фигуры», выполненные четко, быстро и интересно.

7. Подвижная игра «Великаны и карлики»

Цель: развивать умение действовать по сигналу.

8. Трудовая деятельность.

Собрать сухие листья и обложить корни деревьев. Чтобы листья

в ветреную погоду не улетели сверху положить опавшие сухие ветки.

При этом спрашивать:

— Для чего мы выполняем такие действия?

Цель: воспитывать желание трудиться в коллективе.

9. Индивидуальная работа.

Прыжки на одной ноге.

Цель: упражнять энергично отталкиваться и правильно приземляться.

10. Рефлексия: В конце экскурсии дети встают в круг рассказывают:

— почему деревья сбрасывают на зиму листья;

— что им больше всего понравилось.

Источник: maam.ru