ФЭМП дошкольников с использованием элементов педагогической системы М. Монтессори

Ольга Нечаева
ФЭМП дошкольников с использованием элементов педагогической системы М. Монтессори

Формирование элементарных математических представлений дошкольников с использованием элементов педагогической системы М. Монтессори.

Слайд 1

Математические представления служат средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. В процессе моей работы с детьми по технологии М. Монтессори было замечено, что у детей повышается уровень умственной, математической и социальной подготовленности детей к жизни и активизации их психического развития в целом. Смысл метода, разработанного М. Монтессори, заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача взрослого – помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем!

Слайд 2. Математические материалы построены так, чтобы была видна связь арифметики и геометрии, что вполне соответствует исторической линии в развитии математических знаний человечества. В построении системы материалов соблюдаются два важнейших принципа:

• От конкретного к абстрактному;

• От знакомства с количествами, через знакомство с символами к соотнесению количеств и символов.

Слайд 3. Все математические материалы можно разделить на пять основных групп:

Введение в мир чисел от 0 до 10;

Введение в десятичную систему;

Освоение последовательного счета;

Освоение арифметических операций с однозначными числами;

Знакомство с дробями.

Слайд 4. «Геометрические представления» — в процессе осуществления практических действий дети познают разнообразные геометрические фигуры и постепенно переходят к группировке их по количеству углов, сторон, вершин.

Слайд 5. У детей развиваются конструктивные способности и пространственное мышление. Они осваивают умение мысленно поворачивать объект, смотреть на него с разных сторон, расчленять, собирать и видоизменять его.

Слайд 6. «Количественные представления» — важнейший компонент содержания математического развития. Посредством числа выражаются количество и величины.

Знакомство с количествами – знакомство с числами – сопоставление количеств и чисел. Этот прием способствует тому, чтобы ребенок на начальной стадии изучения математики мог двигаться поэтапно: сначала на конкретном этапе научился считать и понял закономерности образования числительных, осознал способ записи единиц разных разрядов и понял, что количествам соответствуют символы – числа.

Слайд 7. Материалы для введения в мир чисел от 0 до 10.

В данную группу входят следующие материалы: счетные штанги и числа, цифры из шершавой бумаги, ящики с веретенами, числа и чипсы.

Слайд 8. На материале «счетные штанги» ребенок знакомится с количествами от 1 до 10 при помощи штанг, разделенных на красные и синие отрезки одинаковой длины. Посредством материала «счетные штанги и числа» предназначен для сопоставления количеств от 1 до 10 с соответствующими числами. С этим материалом можно проводить упражнения на сложение и вычитание.

Слайд 9. На материале «ящики с веретенами» ребенок узнает смысл нуля, а также продолжает упражняться в последовательном счете и соотнесении количеств и чисел.

Слайд 10. Материал «числа и чипсы» является тестовым и служит для проверки умения ребенка считать до 10, знания чисел от 1 до 10 и умения сопоставлять числа и количества. Дети так же знакомятся с четными и нечетными числами.

Слайд 11. Материалы для введения в десятичную систему счисления.

Материалы этой группы дают возможность детям понять, какова структура многозначных чисел, что такое разряд числа и как происходит переход от одного разряда в другой в ходе арифметических действий.

Слайд 12. «Золотой материал Монтессори» из золотых бусин, позволяет не только увидеть, но и ощупать руками, ощутить форму и даже вес таких количеств, как несколько единиц, несколько десятков, сотен и тысяч бусин.

Слайд 13. «Введение чисел: 1, 10, 100, 1000» — дети знакомятся с символами, соответствующими тем количествам, которые им известны. Здесь вводятся не названия чисел, а название разрядов.

Слайд 14. «Построение многозначных чисел» — при помощи золотого материала и карт из большого набора 1 – 9000 детям показывают, как образуются многозначные числа.

Слайд 15. «Арифметические действия с картами из большого набора 1 – 9000» — при знакомстве детей с арифметическими действиями выбирают такие примеры, в которых не происходит перехода в другой разряд.

Слайд 16. Материалы для последовательного счета до 1000

«Доска Сегена 1» — 11 -19 так же учатся сопоставлять количество и число

Слайд 17. «Доска Сегена 2»11 – 99 – запоминание круглых чисел при одновременном сопоставлении их с количествами, далее запоминание названий двузначных чисел в пределах каждого десятка при сопоставлении их с количествами.

Слайд 18. Материал «Доли и дроби» — это круги красного цвета от 1 целой до 1/10. Дети упражняются в составлении целого круга из двух половинок, из 3,4 и т. д. частей; сравнивают эти части друг с другом: что больше или 1/5. Постепенно соотносят количество частей с символами. Знакомятся с названиями частей, учатся их сравнивать, записывать, выполнять арифметические действиями с дробями.

Ребенок в работе по Мантессори-системе не является слушателем, пассивно воспринимающим объяснения воспитателя, напротив, активно приобретает знания, умения и навыки в ходе самостоятельной работы.

Слайд 19. Математический Монтессори-материал – это особый сенсорный материал для развития чувств ребенка. С помощью этого материала дети учатся сравнивать, измерять, упорядочивать, мыслить логично и точно. Благодаря своей наглядности и конкретности математические Монтессори-материалы позволяют объяснять детям трудные абстрактные математические понятия и операции легко и доступно. Работа с этими материалами дает ребенку возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно приобрести точный подход, необходимый в математике.

Использование Монтессори-материала дает возможность детям мыслить креативно, дозировать время работы с материалом, иметь право выбора с тем или иным материалом. Формирование математического образа в дошкольном возрасте облегчает восприятие математических знаний в школе.

Спасибо за внимание!

Источник: maam.ru