«Экологическое воспитание в музыкально-образовательной деятельности ДОУ»

Елена Курлович
«Экологическое воспитание в музыкально-образовательной деятельности ДОУ»

Экология и музыка… Как эти понятия могут существовать и взаимодействовать в дошкольной педагогике? Ведь экология – наука, изучающая взаимоотношение человека с окружающей природной средой с её ресурсами; их охрану и восстановление. Музыка — искусство, художественная модель мира, созданная человеком путём творчества. Наука говорит языком отвлечённых понятий, познание мира осуществляется посредством опыта, наблюдений, научных обобщений. Искусство — чувственное познание мира во всём его многообразии, выражается языком образов. Музыка воссоздаёт художественную, чувственную модель мира, а экология изучает взаимоотношения человека с окружающей его природой. Взаимосвязь этих, на первый взгляд, отвлечённых друг от друга форм человеческого бытия, актуальна особенно в наши дни.

Ведь музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека. Посредством музыки воспитываются положительные качества личности, доброе отношение к природе родного края, эмоциональная отзывчивость, сопереживание. Музыка оказывает огромное влияние на формирование основ общечеловеческой культуры, нравственности и гуманности. (Слайд №2)

В своё время выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребёнка. Ведь воспитание эстетических чувств у детей является одной из наиболее важных педагогических задач, не менее важной, чем развитие умственных способностей. От чувств и эмоций зависит отношение ребёнка к окружающему миру. «Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца» (В. А. Сухомлинский). Экологическое воспитание дошкольников без «воспитания сердца» невозможно. Музыка способна зажечь в сердцах детей высшие человеческие чувства. Она помогает увидеть красоту природы, полюбить её и оберегать. (Слайд №3, слайд №4)

В музыкально-образовательной деятельности, включающей в себя разнообразные формы (тематические беседы, акции, развлечения, праздники, концерты, спектакли, ярмарки, досуги и т. д.) с первых шагов маленьких воспитанников прививается доброе отношение к окружающему миру. Малыши познают мир через образы игрушек-зверюшек, отождествляют себя с ними. Развивая исполнительские способности ребёнка, используется фольклор (потешки, прибаутки, скороговорки, вокальные упражнения, артикуляционная гимнастика, пластические этюды, пальчиковая гимнастика, психогимнастика, где главными героями предстают птички-невелички, сорока-ворона, кот-воркот, мишка, зайчик, жавороночек, дятел, ласточка, гули-голубочки и т. д. (Слайд №5) Доступные по восприятию образы животных и птиц вызывают интерес, сопереживание у детей. Используемый яркий дидактический материал, правильно подобранный музыкальный материал с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, игровые ситуации способствуют успешному вовлечению малышей в мир природы, желанию повторить пережитое. (Слайд №6)

В последующих возрастных звеньях, слушая и исполняя (Слайд №7) фольклорные и композиторские произведения, посвящённые природе, её явлениям (так, например, циклы: «Времена года» А. Вивальди, П. И. Чайковского, «Дождик» Г. Свиридова, «Утро» С. Прокофьева, «Весной» С. Майкапара, «Листопад» Т. Попатенко и др.) воспитанники не только развивают ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, учатся анализировать средства музыкальной выразительности, форму музыки, они учатся понимать красоту и гармонию музыки, её звукоизобразительность. Это и подражание звучанию ручья, шума ветра, переливов птичьих голосов, капели, всех шумов и звуков, которые нам дарит сама природа. В исполнительской певческой, музыкально-ритмической деятельности круг образов песенного репертуара очень широк: «Не рубите ёлочку» (Д. Мигдал, «Не обижайте муравья» (муз. Г. Гладкова, сл. В. Степанова, «Енотик» (А. Варламова, «Сурнагастар» (И. Боргоякова) (Слайд №8, «Русская сторонка» (Е. Филипповой) (Слайд №9, «Руди-риц» (А. Эппеля, «Осенние дорожки» (О. Поляковой) (Слайд №10, «Скворушка прощается» (Т. Попатенко, «Во поле берёза стояла» (рнп, «Бульба» (Слайд №11) и др. Познакомиться ближе с повадками животных, птиц, насекомых, с особенностями их образа жизни помогают различные пластические этюды, музыкально-образные движения. (Слайд №12). Импровизируя на детских музыкальных инструментах, дети находят различные способы передачи звуков окружающей природы (голоса птиц, весенняя капель, скрип снега под ногами, шелест листвы, шаги медведя, и т. д.).

Для наиболее многогранного и гармоничного воспитания любви к природе невозможно обойтись без художественного слова (Поэзия А. Пушкина, Е. Баратынского, А. Плещеева, А. Фета) и иллюстраций картин А. Пластова, И. Грабаря, И. Левитана, Ю. Клевера, Ар. Рылова и др., а также стихотворения современных авторов, посвящённых охране природы, бережному отношению к животным и птицам (Л. Фадеева, В. Рудько, В. Чижов, А. Смирнов и др.). Через искусство в ребёнке вырабатывается стремление постичь этот мир, открыть для себя что-то новое, быть нужным и полезным.

В рамках проекта «Эколята – Дошколята» по формированию культуры природолюбия у воспитанников ДОУ были созданы сказочные герои эколята — друзья и защитники Природы. (Слайд №13) Используя данные персонажи в образовательной деятельности, на праздниках, педагоги формируют экологическую культуру своих воспитанников, духовно-нравственное, эстетическое воспитание, создают условия для развития гармоничной личности.

В заключении хочется вспомнить слова прекрасного русского писателя К. Паустовского: «Родная земля – самое великолепное, что нам дано для жизни. Её мы должны возделывать, беречь и сохранять всеми силами своего существа». (Слайд №14)

Источник: maam.ru