Дополнительная общеразвивающая программа «Акварелька» по изобразительной деятельности для детей 3–7 лет

Алина
Дополнительная общеразвивающая программа «Акварелька» по изобразительной деятельности для детей 3–7 лет

«Акварелька» дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности для детей 3 – 7 лет

Автор — составитель:

Атеева Алина Таировна

воспитатель первой квалификационной категории

В программе «Акварелька» представлены материалы по обучению дошкольников нетрадиционным способам и техникам рисования, основанные на опыте работы в дошкольном образовательном учреждении с детьми 3-7 лет. Предлагается перспективное планирование дополнительных занятий по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста, рассчитанное на четыре года обучения. В программе дано примерное тематическое планирование и диагностика. Представленные разработки направлены на формирование необходимых изобразительных навыков и умений, на развитие художественно-творческих способностей, воображения и фантазии детей.

Данная программа адресована педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, руководителям кружков дополнительного образования, а так же родителям, интересующихся вопросами художественного воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности «Акварелька» для детей 3-7 лет имеет художественно-эстетическую направленность.

1.1. Актуальность программы «Акварелька» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям. Поэтому необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Именно в дошкольном возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне, копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, обучение детей рисованию в дошкольном образовательном учреждении чаще сводится лишь к традиционным способам передачи полученной информации стандартным набором изобразительных материалов. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. Задача педагога – научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения.

1.2. Новизна и оригинальность программы заключается: в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, исследовательской, учебной); ознакомлении детей с декоративно-прикладным искусством народов России и орнаментальным искусством народов Севера; использовании тематического литературного, музыкального, фольклорного и игрового материала, позволяющего сделать занятия доступными, интересными, содержательными и познавательными; применении здоровьесберегающих образовательных технологий.

1.3. Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного здоровьесберегающего образовательного процесса. Главное, развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес к изобразительной деятельности, народная роспись помогает воспитывать духовно-нравственные качества детей. Нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. В современном образовании все больше осознается необходимость решения такой важнейшей проблемы как здоровьесбережение. В настоящее время возникает необходимость рассматривать изобразительную деятельность не только как фактор развития личности, но и как эффективное средство профилактики и коррекции нарушений, сохранения здоровья детей. В обучении детей изобразительной деятельности используются здоровьесберегающие образовательные технологии, принцип которых – построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребенка, что соответствует его благополучному существованию, обеспечивает комфортность и позитивное психологическое самочувствие ребенка. Сюда включается правильно подобранная мебель, гигиенические условия в группе, свежесть воздуха, освещение, эмоциональная разрядка: шутки, использование поговорок, афоризмов, положительная оценка. Сюда можно отнести приемы арт-терапии: использование музыки, стихов, репродукций. Также важно следить за нагрузкой. В обучении изобразительной деятельности всегда используются такие здоровьесберегающие технологии как динамические паузы, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, упражнения для профилактики осанки и другие, способствующие здоровьесбережению детей. Изобразительная деятельность оказывает положительное влияние на здоровье ребенка. В частности, на физическое развитие: развивает зрительную координацию, мелкую моторику пальцев рук; в развитии изобразительной деятельности уделяется большое внимание воспитанию культурно-гигиенических навыков; в процессе изобразительной деятельности происходит развитие самоконтроля при выполнении правил личной гигиены, умение самостоятельно устранять непорядок, развитие навыков самообслуживания; в старшем дошкольном возрасте дети должны уметь организовать свое рабочее место, правильно пользоваться материально-техническими средствами (материалы, инструменты и принадлежности). Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче. Именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы по изобразительной деятельности «Акварелька».

1.4. Цель программы: развитие художественно – творческих способностей детей 3 – 7 лет.

1.5. Задачи:

• Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность.

• Развивать мелкую моторику рук.

• Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности, способность ребенка наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы.

• Воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.

• Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.

• Знакомить с образцами народных росписей (дымковская и филимоновская роспись, городец, семеновские матрешки) и орнаментами народов Севера.

• Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с различными видами изобразительной деятельности.

• Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами.

• Создание комфортного микроклимата, в детском коллективе и в ДОУ в целом.

• Совершенствование здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Отличительные особенности программы заключаются в том, что

наш детский сад работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и основной образовательной программой дошкольного образования нами разработана программа по изобразительной деятельности «Акварелька» на четыре учебных года. В программе М. А. Васильевой большое внимание уделяется обучению детей традиционной технике рисования и недостаточно, на наш взгляд, места отводится нетрадиционной.

1.6. Участники. Дети в возрасте 3-7 лет, посещающие детский сад, входят в состав группы не более десяти человек. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.

1.7. Продолжительность реализации программы. Программа составлена по возрастным группам и рассчитана на четыре года. Она охватывает: вторую младшую группу – дети от 3 до 4 лет, среднюю группу – от 4 до 5 лет, старшую группу – от 5 до 6 лет, подготовительную к школе группу – от 6 до 7 лет.

1.8. Методические рекомендации. Периодичность занятий – один раз в неделю во вторую половину дня. Длительность занятий: вторая младшая группа -10-15 минут; средняя группа — 15-20 минут; старшая группа — 20 — 25 минут; подготовительная к школе группа – 25-30 минут. Занятия кружка начинаются с сентября и заканчиваются в мае.

Форма организации детей на занятии: групповая.

Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).

В ходе реализации программы «Акварелька» дети знакомятся с разнообразными техниками рисования.

С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:

• рисование пальчиками;

• оттиск печатками из картофеля;

• тычок жесткой полусухой кистью.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

• оттиск поролоном;

• оттиск печатками из ластика;

• восковые мелки + акварель;

• свеча + акварель;

• отпечатки листьев;

• рисунки из ладошки;

• волшебные веревочки.

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

• кляксография с трубочкой;

• монотипия пейзажная;

• печать по трафарету;

• монотипия предметная;

• кляксография обычная

• пластилинография.

1.9. Ожидаемый результат:

• самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;

• самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;

• выражать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру через рисунок;

• положительно относится к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату;

• давать мотивированную оценку результатам своей деятельности и деятельности товарищей;

• проявлять интерес к декоративно-прикладному искусству народов России, орнаментам народов Севера.

Источник: maam.ru