Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Актерское мастерство» (углубленный уровень)

Лариса Липина
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Актерское мастерство» (углубленный уровень)

I. Пояснительная записка

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Актерское мастерство» — художественная.

Важная роль в духовном становлении личности принадлежит театральному искусству, которое, удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает способностью формировать ее сознание, расширять ее жизненный опыт и обогащать чувственно-эмоциональную сферу.

Процесс обучения направлен на создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, условий для осознанного выбора профессии.

Данная программа разработана в соответствии с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ 2016 г. МОН и молодежной политики КК и Института развития образования Краснодарского края.

Новизна данной программы заключается в том, что в ней, наряду с изучением основ актёрского мастерства, для обучающихся включены беседы по истории театра, костюма, сценарному и постановочному мастерству, а в процессе обучения используются упражнения и тренинги (на развитие фантазии, воображения и речи). Важным инновационным фактором является обязательное включение в программу просмотра на занятиях спектаклей ведущих театров страны, ТЮЗ, записей детских работ (инсценировок, спектаклей).

Актуальность программы

Одна из проблем образования — проблема занятости детей во внеурочное время полезной деятельностью. Сложность заключается не только в том, что нужно привлечь внимание школьников к занятиям в детские объединения, но еще их заинтересовать, увлечь, создать условия для развития творческого потенциала личности воспитанника. Занятия театральным искусством помогают ребятам попасть в страну воображения, раскрепощают, снимают многочисленные проблемы, связанные с адаптацией в школьной среде. Дети постепенно обретают веру в свои силы и возможности, учатся деловому общению в процессе театральной деятельности.

Театр — это умный учитель и мудрый ненавязчивый воспитатель, фантазер и психолог, умелый строитель человеческих возможностей. Театр позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности. Детское театральное объединение не рассматривается только как средство достижения некоего художественного результата, то есть создание спектакля. Очень важно, чтобы занятия театральным искусством активизировали у обучающихся мышление и воображение, научили сочувствию и сопереживанию. Создание спектаклей способствуют овладению детьми навыками общения, коллективного творчества, учит объективной самооценке успехов и неудач. Занятия в театральном объединении помогает ребенку в самоопределении и самореализации при взаимодействии со сверстниками и взрослыми, приобрести коммуникативный опыт общения на основе культурных норм взаимоотношений и деятельности, приобрести организаторский опыт и опыт самоорганизации, расширить сферу познавательных интересов, знаний о себе и окружающем мире, приобрести новых друзей.

Театр — одна из наиболее ярких эмоционально насыщенных форм эстетического освоения действительности. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, заторможенности, обучения чувствованию и художественному воображению — это путь через игру, сочинительство, фантазирование.

Игра — основной элемент театра.

Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности средствами театра помочь детям и подросткам раскрыть их творческие способности, развить свои психические, физические и нравственные качества и возможности. Немаловажной задачей является повышение уровня общей культуры и эрудиции подрастающего поколения.

На каждом занятии используются здоровьесберегающие технологии (физкультминутки, игры, упражнения)

Отличительные особенности

В процесс обучения вовлечены дети младшего школьного возраста, в то время как в основном, программы с театральным уклоном рассчитаны на работу со средним и старшим звеном школьников. Именно поэтому материал излагается в игровой форме, что позволяет сделать его более увлекательным, интересным и применяются игры с различными целями: при введении, закреплении и проверке знаний, для формирования умений и навыков (сюжетно-ролевые игры, упражнения на развитие речи, театральные игры-упражнения на память физических действий, с воображаемыми предметами, этюды на внимание, на развитие фантазии и т. д.)

С момента поступления в объединение ребёнок сразу включается в творческий процесс создания образа, познания себя, как личности, понимания того, что происходит вокруг.

Особенность программы так же состоит в том, что в процессе обучения театральному искусству дети приобщаются к различным видам деятельности: изобразительной, музыкальной, танцевальной, что позволяет детям не только развивать свои способности, но и превратить занятие в интересный, содержательный процесс.

Одной из важных особенностей данной программы является тесная связь с родителями обучающихся, вовлечение их в творческий воспитательный процесс обучения. Для этой цели используются следующие формы работы: личные беседы педагога с родителями; совместные мероприятия для детей и родителей (чаепития и огоньки, собрания с игровой программой, открытые занятия); театральные фестивали, спектакли на которые обязательно приглашаются родители. Родители, таким образом, становятся активными помощниками в жизни объединения.

Возраст учащихся

Программа предназначена для девочек и мальчиков13-14 лет.

В объединение принимаются все желающие без предварительного отбора.

Уровень освоения программы — углубленный

Программа состоит из двух блоков:

— обучающий, где дети получают знания по истории театра, театрального костюма, театральных жанров, приобретают навыки сценической речи, актерского мастерства и сценического движения.

— практический, где полученные знания и навыки дети используют для создания сценического образа в театральных постановках.

Сроки реализации программы

Реализация программы рассчитана на 1 года обучения – 216 часов.

Формы и режим занятий

Учебный план предусматривают по 3 занятия в неделю по 2 академических часа с учетом перерыва 15 минут.

Форма организации деятельности обучающихся – групповая.

Работа над ролью – это сложный, кропотливый труд, в котором необходим тесный творческий контакт между воспитанником и педагогом. Поэтому программа по актерскому мастерству подразумевает наличие индивидуальных занятий по сценической речи, на стадии работы юного актера над ролью, а также занятия по подгруппам во время репетиций спектакля.

II. Цели и задачи программы

Цель

* обеспечение условий для личностного, интеллектуального и физического развития, профессионального самоопределения обучающихся;

* создание творческого пространства, в котором органично могли бы сосуществовать дети различных возрастов;

* создание условий для развития индивидуальных способностей каждой личности, формирование у нее потребности и способности к саморазвитию

и самоопределению;

* развитие творческого начала личности через приобщение к театральному искусству.

Задачи:

Образовательные:

— обучить воспитанников основам театральной деятельности;

— сформировать навыки актерского мастерства;

— расширить знания воспитанников в области театрального искусства;

— развивать творческие артистические способности детей;

— развивать пластические и речевые данные воспитанников;

— развивать воображение, фантазию и память;

Личностные:

— воспитать социально адекватную личность, способную к активному творческому сотрудничеству;

— формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;

— воспитание гражданской ответственности по отношению к общественным ценностям;

— воспитывать дух взаимовыручки и поддержки в коллективе;

Метапредметные:

— развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей;

— научить воспитанников корректно общаться друг с другом.

Первый год обучения по углубленной программе посвящен уже не только тщательной проработке актерской линии в постановках, но и в большей степени, развитию режиссерского видения и постановочных навыков у воспитанников. Каждый должен попробовать себя в роли режиссера, самостоятельно выбрав материал, воплотить его на сценической площадке.

Результатом четвертого года обучения должны стать постановка одного-двух спектаклей в год, а так же показ самостоятельных режиссерских работ ребят.

ЦЕЛИ:

* формирование профессиональных навыков и умений;

* профориентационная работа с воспитанниками;

*Практическое знакомство с профессией «режиссер».

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

* развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние;

* познакомить с различными техниками нанесения грима разнохарактерных

персонажей;

* познакомить с основными законами режиссуры.

* развивать голос, тело воспитанников до полной свободы владения ими;

* привить интерес к профессии «режиссер»;

Личностные:

* развитие способностей учащихся к самореализации, потребности в самовыражении через актерскую игру;

*развивать лидерские качества воспитанников посредством самостоятель-ного постановочного опыта;

* воспитывать чувство ответственности за свою работу.

Метапредметные:

* ориентировать на жизненное и профессиональное самоопределение;

* научить самостоятельно планировать пути достижения целей на основе анализа условий и средств их достижения

* научить навыкам планирования, контроля и оценки собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия.

III. Содержание программы

Учебный план.

1 Вводное занятие. 2 час.

2 Актерское мастерство 10 час. (теоретических — 4 час.)

3 Сценическая речь 10 час. (теоретических — 2 час.)

4 Сценическое движение 10 час. (теоретических — 2 час.)

5 Постановки 174 час.

6 Промежуточная аттестация. 8 час.

7 Итоговое занятие. 2 час.

Итого 216 часов

Содержание учебного плана

ТЕМА 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Теория

Обзор программы на год. Выборы руководителей творческих групп. Инструктаж по ТБ. Стартовая диагностика.

ТЕМА 2. АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО.

Теория

Работа над спектаклем.

Пьеса, как драматургический материал. Выбор пьесы Репетиционно-постановочная работа.

Раскрытие основного замысла будущего спектакля. Идейно-тематический

анализ пьесы. Характеристика образов. Работа над ролью.

Постановочная работа воспитанников в роли режиссера (самостоятельный

выбор отрывка, подбор актеров, организация репетиций).

Практика

Застольный период: знакомство с пьесой, распределение ролей; читка по ролям; репетиции в выгородках.

Эскизная работа над ролью с элементами бутафории, декорации и сценического костюма.

Постановочная работа воспитанников над отрывками в роли режиссера.

Поиск и закрепление мизансцен.

ТЕМА 3. СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ.

Теория

Работа актера над ролью. Логический разбор как первый этап в работе над

освоением авторского текста. Темпо-ритм речи (логическое ударение, логическая пауза.) Композиционное построение. Роль кульминации в композиции. Сверхзадача роли.

Практика

Дыхание и голос. Практические занятия по дыханию. Упражнения на подачу

звука, контроль звука. Речевая постановка голоса.

ТЕМА 4. СЦЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ.

Теория

Работа актера над ролью. Этикет манеры поведения в разные эпохи.

Изучение особенностей стилевого поведения и правила этикета.

Практика.

— Походки. Обращение с плащом, веерами, зонтами, шляпами.

— Поклоны. Отработка поклонов, принятых в европейском и русском обществе в 16- 19 веке.

— Сценическая пощечина. Техника нанесения и отработка пощечин.

ТЕМА 5. ПОСТАНОВКИ.

Практика

— Застольный период. Сведения об авторе, его творчестве. Анализ пьесы.

-Работа над отрывком. Действенный анализ отрывка (события, конфликт, развязка)

— Самостоятельная режиссерская работа воспитанников над отрывками.

— Репетиции (сводные, прогоночные, генеральные)

— Премьера-показ. Встречи со зрителями.

ТЕМА 6. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ.

Практика

Промежуточная аттестация знаний, умений и навыков за 1, 2, 3, 4 четверти.

Показ одноактного спектакля, лучших режиссерских работ воспитанников. Лучшая мужская и женская роль, лучшая режиссерская работа.

ТЕМА 7. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.

Практика

Итоговая аттестация знаний, умений и навыков за учебный год.

Фестиваль театральных постановок.

IV. Планируемые результаты

Предметные результаты:

К концу года обучения воспитанник должен

ЗНАТЬ:

— этапы режиссерской разработки сценического произведения (отрывка);

— элементарные законы режиссуры;

— 2-3 монолога, свою роль в пьесе;

— технику безопасности при выполнении упражнений по сценическому движению.

УМЕТЬ:

— применять все полученные навыки и умения в области сценической речи

и актерского мастерства в работе над ролью;

— выполнять организаторскую функцию на порученном отрезке репетиции;

— объяснить исполнителям логику поведения в предлагаемых обстоятельствах

поставить перед ними актерские задачи

— иметь на сценической площадке самостоятельно разработанный режиссерский замысел этюда или отрывка.

Личностные результаты:

— знать элементами сценического действия по системе Станиславского;

— владеть лидерскими качествами при самостоятельной работе над постановками.

Метапредметные результаты:

— перенос предметных знаний в практику собственной жизни;

-самостоятельно планировать пути достижения целей на основе анализа условий и средств их достижения;

— планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия.

V. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение.

Просторный светлый, хорошо проветриваемый кабинет. Столы, стулья, шкаф для реквизита, гримерные столы со стульями, костюмерная, сцена. Для обеспечения учебного процесса по программе необходимо следующее оборудование: ширмы, аудио- и видеоаппаратура, театральный реквизит, костюмы.

Форма одежды воспитанников – спортивная, обувь мягкая, удобная.

VI. Формы аттестации

В течение года ведется мониторинг образовательной деятельности:

стартовая диагностика. Она осуществляется на вводном занятии, чтобы определить кругозор обучающихся, уровень их знаний и умений.

Текущая диагностика осуществляется в процессе каждой изученной темы.

Промежуточная диагностика осуществляется в конце каждой четверти.

Итоговая – в конце года.

На ранней стадии контроля знаний и умений ребят первого года обучения их способности оцениваются с помощью различных сюрпризных моментов (наклейки, штампы, призы). В дальнейшем результаты ребят оцениваются по уровням усвоения теоретического и практического материала (высокий, средний, низкий уровень). Задания, предлагаемые в тестах, детям знакомы, соответствуют пройденному материалу. Контроль проводится в форме зачетов, тестов, анкетирования, творческих работ (театрализованные праздники, представления, спектакли).

Итоговой формой подведения результата реализации программы является традиционный для коллектива фестиваль театральных постановок, где на суд зрителей выносятся лучшие работы года. С помощью зрительского голосования определяются лучшие актерские работы (женская и мужская роль, лучшая роль второго плана, лучшая комическая роль, лучший отрывок.

VII. Методическое обеспечение

Программа углубленного курса рассчитана на знания и умения ознакомительной и базовой программы актерского мастерства, в течение которых темы занятий повторяются, но с каждым годом объем информации по темам увеличивается и усложняется. Это позволяет детям повторить пройденный материал и в то же время расширить свои знания. Программа направлена на углубление знаний и навыков по актерскому мастерству, развитие речевых навыков детей, расширение их лексического запаса.

Теоретические знания по разделам «Актерское мастерство», «Сценическое движение», «Сценическая речь» проводятся со всей группой. В период постановочных работ занятия ведутся по подгруппам (45 минут на подгруппу, а индивидуальные занятия по сценической речи и актерскому мастерству в процессе работы над ролью — по 30 минут с каждым исполнителем.

Образовательная программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

-Занятие-лекция, практическое занятие-репетиция (сводная репетиция, репетиция-прогон, генеральная репетиция, открытое занятие, итоговое занятие;

-Игра-путешествие, сюжетно-ролевая игра, игровая программа, конкурс, КВН;

-Театрализованное представление, театрализованный праздник, спектакль, фестиваль театральных постановок;

-Посиделки, поход, чаепитие.

Важнейшее требование к занятиям детского объединения «Актерского мастерства» является дифференцированный подход к учащимся с учетом их здоровья, умственных и творческий способностей.

Коллективная, групповая работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Индивидуальная — предусматривает работу с детьми, у которых при освоении учебного материала, выполнении практических работ возникают трудности. Самостоятельная работа осуществляется в форме чтения литературы, заучивания текстов, сбора материала для создания сценического образа.

Учебный процесс строится с учетом следующих педагогических прин-

ципов:

-принцип доступности — изучение материала ведется от простого к сложному

-наглядности-демонстрация иллюстраций, фотографий, рисунков, видео ма-

териалов.

Для реализации поставленных задач используются следующие методы воспитания и обучения:

— Словесные (беседа, объяснение, рассказ, читка и разбор пьесы, заучивание текста роли)

— Демонстрационный (наглядные пособия, дидактический материал, иллюстрированная литература, фото-видеоматериал)

— Практический (развивающие и обучающие игры, упражнения по сценической речи и сценическому движению, актерский тренинг, репетиции, спектакли)

Источник: maam.ru