Долгосрочный проект для детей 4–5 лет «Путешествие в мир профессий»

Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Долгосрочный проект для детей 4–5 лет «Путешествие в мир профессий»

Актуальность проекта:

конечно, любой ребёнок ещё мал, чтобы определить свой путь и сейчас выбрать профессию, которая ему по душе.

За время пребывания в детском саду и по мере своего развития и развития своих интересов дети мечтают стать представителями разных профессий, и это естественно. Но в наших силах объяснить детям сейчас, рассказывая о профессиях как интересна и увлекательна любая из них если ты хороший специалист и обладаешь рядом профессиональных навыков. Считаю необходимым проведение данной работы с целью формирования первоначальных навыков социализации через знакомство с трудом взрослых.

Инновационность: разработка и проведение проекта «Путешествие в мир профессий» проходит в рамках сотрудничества с региональным экспериментальным проектом «Поддержка семей, имеющих детей» Проект «Путешествие в мир профессий» построен на интеграции познавательно-практического опыта с изучением национального наследия,через ИКТ.

Тип проекта : информационно-игровой.

Участники проекта : дети средней группы, родители.

Гипотеза: Все ли профессии важны и почётны?

Цель: формирование ранней читательской грамотности у воспитанников дошкольного образования

Задачи:

Обучающие:

расширить представление о профессиях родителей.

учить определять профессии, выделять инструменты, орудия труда для определённой профессии;

знакомить детей с художественными произведениями, обогатить словарь детей стихами, пословицами и поговорками по данной теме;

закреплять полученные знания детей о профессиях, используя ИКТ технологии, технологии проектной деятельности

Развивающие:

развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности родителей;

развивать связную речь, внимание;

Воспитательные:

воспитывать чувство уважения к людям труда.

воспитывать уважительное отношение к труду, подчёркивать значимость труда, формировать интерес к профессиям своих родителей.

Методы и формы работы:

Организуя в средней группе работу по знакомству детей с профессиями, я опираюсь на следующие методы:

• Наглядные методы и приемы – рассматривание спец. одежды людей разных профессий; рассматривание орудий труда необходимого для качественного выполнения работы; наблюдение за работой людей разных профессий; экскурсии;

• Словесные методы и приемы – проведение бесед с детьми; проведение бесед в рубрике «А у нас гость» с приглашением родителей, как представителей разных профессий; проведение совместной деятельности по знакомству с произведениями художественной литературы, разгадывание загадок, изучению пословиц и поговорок раскрывающих данную тему; обучение рассказыванию о профессиях своих родителей;

• Практические методы – использование дидактических игр; введение детей в сюжетно-ролевую игру, где дети опираются на ранее полученные знания, учатся соответствовать своей социальной роли.

Предполагаемые итоги реализации проекта :

•Дети с большим интересом и уважением станут относиться к изучению ненецкой национальной культуры, смогут отвечать в чём особенности нац. костюма, будет поддерживаться живой интерес к получению новых знаний в данном направлении.

•Дети более глубоко познакомятся с такими профессиями, как:газовик,провизор, врач, повар, пекарь, полицейский, пожарный, швея, водитель, актёр, ветеринар, профессии рыбак,оленевод. Поймут значение слова «профессия».

•Повысится качество речи детей через сформированность умения самостоятельно рассказывать о людях разных профессий.

•Смогут самостоятельно организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях.

•Повысится уважительное отношение к родителям, как к представителям разных профессий.

Работа по знакомству детей с профессиями ведётся планомерно и систематично. Для лучшего усвоения темы я связываю изучение нового материала с индивидуальной работой в практическом пособии «Знакомимся с профессиями», что способствует закреплению изученной темы.

Этапы реализации проекта:

Реализация проекта рассчитана на 9 месяцев. Включает в себя следующие этапы:

• Подготовительно-проектировочный этап.

• Практический этап.

• Обобщающе-результативный этап.

Подготовительно-проектировочный этап.

• Выяснить уровень знаний детей по данной теме.

• Изучить методическую и художественную литературу.

• Составить план работы над проектом.

• Создание папки по технологии лепбук по теме «Профессии»

• Создание книжек-малышек «Моя любимая профессия»

• Определить цель и задачи проекта.

• Знакомить детей с национальной культурой, воспитывая любовь к малой родине и интерес к своим национальным истокам.

• Сделать ненецкую куклу для введения детей в мир профессий.

• Разработать конспекты бесед, экскурсий, непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с профессиями.

• Разработать и создать дидактические игры, мнемотаблицы, альбомы о профессиях, презентации, направленных на улучшение качества изучения данной темы.

• Оформить тематические уголки для сюжетно ролевых игр.

• Пополнить уголок книги материалом по данной теме.

• Привлечь родителей, способных оказать помощь в оформлении игровых зон. Также приглашение родителей с целью рассказать о своей профессии.

Практический этап

Выступление детей со своими проектами «Профессия моих родителей «в институциональном этапе районной конференции «Старт в науку»

1. Тема недели: «Безопасность»

-Профессия: полицейский

Работа с детьми

•Беседа о правилах поведения в общественном транспорте.

Цель: познакомить с правилами поведения в общественном транспорте; воспитывать желание соблюдать эти правила

•Чтение художественной литературы

Знакомство с произведением С. Михалкова «Дядя Стёпа».

Цель:обобщить и систематизировать знания детей о творчестве С. Михалкова. Познакомить с произведением Дядя Стёпа. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Воспитывать уважение к взрослым, интерес к их профессиям.

•Игра «Доскажи словечко»

Цель: продолжать формировать умение соотносить профессию с родом деятельности человека. Развивать навыки словоизменения, словообразования.

Работа с родителями

•Пригласить папу, работающего полицейским с целью знакомства детей с профессией. (фотоотчёт)

Совершенствование предметно-развивающей среды

•Обогащать уголок по ПДД, изготовить полицейский жезл и пешеходный переход.

-Профессия: пожарный

Работа с детьми

• Чтение С. Маршака «Пожар»

Цель: Знакомить детей с художественными произведениями разной тематики.

Учить видеть положительные качества персонажей (добрый, смелый).

Учить высказывать свое отношение к художественным произведениям.

• Пальчиковая гимнастика «Профессии»

• Д. игра «Помоги пожарнику собраться»

Цель: способствовать усвоению знаний о спецодежде пожарного. Развивать речь детей.

•Индивидуальная работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями».

Работа с родителями

Пригласить папу, работающего пожарником с целью знакомства детей с профессией. (фотоотчёт)

Совершенствование предметно-развивающей среды

2. Тема недели: Домашние и дикие животные

Профессия: ветеринар

Работа с детьми

• Беседа о правилах безопасного поведения с домашними животными

Цель: Обучение правилам безопасного поведения. Познакомить с ролью человека по уходу за домашними животными

• C/р игра «Ветеринарная лечебница»

Цель : вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения.

• Показ презентации по теме: «Кто же он – Айболит?»

Цель: познакомить с профессией ветеринар, рассказать чем он занимается.

• ЧХЛ. Чтение сказки К. И. Чуковского «Айболит».

Цель: продолжать формировать интерес к художественным произведениям, закрепить значение профессии ветеринар.

• Индивидуальная работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями».

Работа с родителями

Консультация для родителей по теме «Профессии».

Совершенствование предметно-развивающей среды

Внести в игровой уголок «больница». Предметы необходимые для лечения животных.

3. Тема недели: «День матери, женские профессии»

-Профессия: швея

Работа с детьми

• Упражнение «Говори правильно».

Цель: побуждать детей повторять слова за воспитателем (названия предметов одежды, меняя темп и громкость, развивать внимание.

• Просмотр иллюстраций в сопровождении с рассказом воспитателя «Кто шьёт одежду».

Цель: знакомить детей с профессией швеи, с предметами, необходимыми ей для работы.

• Д. игра «Карта профессий»

Цель: выявлять знания детей о профессиях взрослых людей, пользу которую приносит деятельность людей разных профессий. Закреплять знания о сферах деятельности людей, об учреждениях, в которых работают взрослые люди.

• Игры на развитие внимания, мышления: «Четвертый лишний», «Чего не стало»

Работа с родителями

Консультация для родителей «Какая ткань лучшая для одежды вашего ребёнка».

Совершенствование предметно-развивающей среды

Создать образцы разных видов ткани, для формирования тактильных ощущений.

-Профессия: врач, провизор

Работа с детьми

• Экскурсия в медицинский кабинет, аптеку.

Цель: показать детям кабинет медсестры, чем он оборудован. Познакомить с работой медсестры детского сада.

• Сюжетно – ролевая игра «Аптека»

Познакомить детей с ролью аптекаря, кассира, посетителей аптеки, учить выполнять игровые действия, соблюдать их последовательность. Продавец в аптечном киоске отпускает лекарства по рецепту врача.

• Беседы «Что делает мама, когда я заболел», «Что нужно доктору для работы».

Цель: продолжать развивать речь детей, формировать умение рассказывать о своих наблюдениях, выделять главное.

Д. игра «Помоги отправиться на вызов к пациенту». Цель: помочь запомнить названия инструментов, необходимых врачу.

Работа с родителями

Привлечение родителей к изготовлению атрибутов, костюмов для сюжетно-ролевой игры «Больница»

Совершенствование предметно-развивающей среды

Дополнить уголок «Больница» инструментами врачей разных специальностей.

4. Тема недели: День защитника Отечества

Профессия: профессии военных.

Работа с детьми

• Беседа «Защитники Отечества»

Цель: Продолжать знакомить с профессией военный.

• Презентация «Военная техника» Цель: Продолжать знакомить с военной техникой.

• Д/и «Помоги собраться в дорогу», Цель: Закрепить знания детей об элементах костюма определённой профессии. Закрепить в речи их названия.

• Рассматривание открыток «Представители родов войск»,Цель: учить детей различать и называть представителей разных родов войск. Рассказать о том, какими качествами необходимо обладать. Поддерживать познавательный интерес, обогащать словарный запас.

• Конструирование: «Корабли»,

Цель: закрепление умения конструирования из геометрических фигур. Закрепление знания геометрических фигур, повторение транспорта. Задачи: Развитие внимания, развитие памяти.

Работа с родителями

Фотогазета «Профессии наших пап». Цель: повышать интерес к профессиям через знакомство с профессиями своих родителей.

Совершенствование предметно-развивающей среды

Внести настольную игру о профессиях.

5. Тема недели: «Транспорт»

Профессия: водитель.

Работа с детьми

• Рассматривание картины Чернякова В. «Машинист».

Цель: познакомить детей с профессией машинист.

• Сюжетно-ролевая игра «Автобус».

Цель: обогащать игровой опыт детей, закреплять правила поведения в общественном транспорте.

• Д. игра «Мы — водители»

Цель: помочь научиться понимать символику и ее специфику (на примере дорожных знаков, видеть ее основные качества – образность, краткость, обобщенность.

• Речевое упражнение «Кем быть» Цель: учить детей, ориентируясь на картинки мнемотаблиц, рассказывать о профессиях.

• Лепка «Грузовик» Задачи: Продолжать учить лепить фигуры из прямоугольных, квадратных, круглых форм.

• Конструирование из строительного материала «Транспорт»

Задачи: Учить сооружать части постройки. Делать постройку устойчивой.

• Индивидуальная работа в рабочих тетрадях «Знакомимся с профессиями»

Работа с родителями

•Консультация для родителей «Будьте примером для вашего ребёнка когда сидите за рулём».

Совершенствование предметно-развивающей среды

Внести атрибуты к подвижной игре «Воробышки и автомобиль»

6. Тема недели: Мамин праздник

Профессия: парикмахер.

Работа с детьми

• Просмотр презентации «Профессия — парикмахер». Цель:

• Игры на развитие внимания, мышления: «Четвертый лишний», «Чего не стало»

• Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»; Цель: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей.

• Дидактические игры «Что лишнее», «Кто быстрее соберет»; Цель: учить детей анализировать, сопоставлять, cравнивать убирать лишнее и объяснять чем руководствовался на основе полученных знаний.

• Альбом по развитию речи «Профессия – парикмахер». Цель: Развитие интереса к различным профессиям с учетом гендерного воспитания.

• Индивидуальная работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями»

Работа с родителями

• Стенгазета «Самая красивая причёска моей мамы». Цель: поднять настроение, учить доводить дело до конца.

Совершенствование предметно-развивающей среды

•В группе создана развивающая среда, имеется мебель для игры в парикмахерскую, инструменты-игрушки «Парикмахер», фартуки, куклы.

Профессия: библиотекарь.

Работа с детьми

• Беседа о профессии библиотекарь.

Цель: Пополнить знания детей о трудовых действиях библиотекаря, вызвать интерес к книгам.

• Творческая мастерская – изготовление закладок для книг.

Цель: развивать творческие способности детей.

• Экскурсия в библиотеку.

Цель: Помочь детям сформировать представление о профессии библиотекарь.

Расширить знание детей о специфике этой профессии. (фотоотчёт)

Работа с родителями

Консультация для родителей «Какие книги полезны детям».

Совершенствование предметно-развивающей среды

Создать свою библиотеку в групповой комнате. Вместе с детьми обсудить какие книги будут в ней находиться.

Обобщающе-результативный этап.

Итоговые мероприятия по теме проекта:

Конференция «Старт в науку»(защита детьми своих мини-проектов «Професии моих родителей)

Развлечение «Путешествие в мир профессий»(апрель)

Как видно из содержания проекта тема «Профессии» достаточно объёмна и наверно даже неиссякаема. Данный проект позволил систематизировать и конкретизировать деятельность детей и собственно педагога. Пусть проект находится на стадии реализации, но уже сейчас можно говорить о промежуточных результатах данного вида деятельности. Взаимосвязь тематики недель и знакомства с новой профессией улучшают процесс понимания значения той или иной профессии, использование дидактических игр позволяет детям закрепить полученные знания, а мне, как педагогу, даёт возможность понять степень усвоения материала. Так же интересна ребятам работа с практическим пособием «Знакомство с профессиями» где проводником в мир профессий также является Важно в такие моменты попросить ребёнка объяснить причины своего выбора. Дети с радостью обыгрывают полюбившиеся им социальные роли в сюжетно-ролевых играх, где также видна способность детей творчески развивать сюжет игры, воспитываются такие человеческие качества, как чуткость, вежливость, доброта, отзывчивость, формируется культура общения. Большой интерес у детей вызывают профессии, которые представлены кем-то из родителей. Личный опыт человека завораживает, ребята с неподдельным интересом слушают об особенностях работы, принимают участие в мастер-классах, предложенных родителями, ещё долго вспоминают о госте.

Проект «Путешествие в мир профессий» построен на интеграции познавательно-практического опыта с изучением национального наследия. По сложившейся традиции в нашей группе, знакомит детей с профессиями нашего родного края (газовик,машинист,водитель,врач)

Приложения к проекту

«Знакомство с музыкальными профессиями»

https://www.maam.ru/detskijsad/foto-otchet-znakomstvo-s-muzykalnymi-profesijami.html

«Знакомство с профессией продавец» https://www.maam.ru/detskijsad/foto-otchet-znakomstvo-s-profesiei-prodavec.html

«Знакомство с профессией врача» https://www.maam.ru/detskijsad/fototchet-znakomstvo-s-profesiei-vrach.html

«Знакомство с профессией продавец» https://www.maam.ru/detskijsad/foto-otchet-znakomstvo-s-profesiei-parikmaher.html

«У нас в гостях инструктор пожарной охраны» https://www.maam.ru/detskijsad/foto-otchet-u-nas-v-gostjah-instruktor-pozharnoi-ohrany.html

Используемая литература

1. О. С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет»

2. Ушакова О. С. Знакомим дошкольников с литературой

3. Нищева Н. В. Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию

4. Филимонова О. Ю. Развитие словаря дошкольника в играх: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей

5. Кочкина, Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании / Н. А. Кочкина. – М. : Мозаика-Синтез, 2012.

6. Смирнова, О. Д. Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» / О. Д. Смирнова. – М. : Скрипторий 2003, 2011.

7. Сыпченко, Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ / Е. А. Сыпченко. – СПб. : Детство-Пресс, 2013.

8. Тимофеева, Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками» / Л. Л. Тимофеева. – СПб. : Детство-Пресс, 2011.

9. Хабарова, Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т. В. Хабарова. – СПб. : Детство-Пресс, 2012

Источник: maam.ru