Доклад по теме «В театр играем — речь развиваем»

Буланова Лариса
Доклад по теме «В театр играем — речь развиваем»

Доклад на семинаре: «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности».

Тема доклада: «В театр играем – речь развиваем»

Как вы все знаете, я веду кружок по театрализованной деятельности, который называется «В гостях у сказки».

Сказка — одна из самых древних распространенных форм драматического исполнения. “Нельзя забывать, что сказка есть отнюдь не литературный жанр, а литературно-театральный. Она живет живой жизнью в звучании, в исполнении, в устах сказочника, на аудитории. Сказочник обладает целым комплексом приемов: он помогает себе мимикой, жестами, движениями, интонацией, паузами. И чем талантливей рассказчик, тем живее, эмоциональней, выразительнее его исполнение, тем разнообразнее его приемы”. (И. Карнаухов)

Занимаясь с детьми, главной целью я ставлю развитие речевых и творческих способностей средствами театрального искусства.

Театральная деятельность развивает речь, личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов.

Моя задача — научить ребенка пониманию прекрасного, умению слышать и слушать, сопереживать, развивать его творческие способности и воображение, от-крыть перед ним тайны музыки, слова, движения.

По данной теме я работаю в течение трёх лет. Свою работу я начала с того, что подобрала музыкальный материал по сказкам, хорошо известным ребятам. На-пример, сказка А. С. Пушкина “Сказка о царе Салтане”, Ершов “Конек-Горбунок”, русская народная сказка “Волк и семеро козлят”, Андерсен “Дюймовочка”, Чуковский “Муха-Цокотуха” и т. д. Этот материал я разбила на разные виды репродуктивной деятельности и написала “Методические рекомендации”, где учла и возрастные особенности детей.

Чем богаче жизненный опыт ребенка, тем ярче он проявляется в различных видах творческой деятельности. Например:

1) песенное творчество (сочинить песню на знакомые стихи Маршака, А. Барто, русские народные потешки;

2) танцевальное творчество (придумать танцевальные движения к разножанровой музыке: вальс, русский народный танец, полька, диско и т. д.);

3) элементарное музицирование — сочинение мелодии на одной, двух пластинах металлофона.

Важно с самого раннего детства приобщать маленького человечка к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достичь. На занятиях дети знакомятся не только с мировой классической музыкой Чайковского, Прокофьева, Римского-Корсакова, но и с шедеврами живописи Рублева, Васнецова, Билибина и т. д.

В моих рекомендациях знакомые сказки инсценируются детьми. К каждой сказке подобран музыкальный материал по слушанию, элементарному музицированию, пению, танцами и т. д.

Начиная со 2-й младшей группы и до выпуска я обучаю детей основам актерского мастерства и параллельно знакомлю их с различными видами кукольных театров.

Для этой цели я использую этюдный тренаж, артистические и пальчиковые игры, игры на выразительность движений, их пластичность и координацию.

Цель: Развивать интерес к театрально-игровой деятельности, закреплять умение управлять настольными куклами, поощрять стремление сопровождать стихотворение самостоятельно продуманными жестами, учить понимать и изображать различные эмоции с помощью мимики и жестов, вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звуков “С”, “Ш”.

Упражнение:“Веселые зверюшки” (муз. любая).

Речевое упражнение:“Зверята” (муз. Махтанцева)

Слушание: П. И. Чайковский “Белочка” (опера “Сказка о царе Салтане”).

Пальчиковая игра:“Пальчик-мальчик”, “Пошли пальчики гулять”.

Пение: “Про лягушку и комара”, “Два дружка петушка” (муз. Герчика,

“Веселый музыкант” (муз. Филиппенко).

Танец:

“Русский танец” (русская народная мелодия,

“Светит месяц”.

Инсценирование:

“Теремок” (русская народная сказка).

Элементарное музицирование:

“Мышка, мышка, где живешь” (потешка).

Игра:

“Найди свой домик!” (муз. Ломовой).

Это способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения и восприятия, выражения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера. Например, “Дюймовочка” Андерсена. В сказке использована классическая и современная музыка.

Я стремлюсь объединить спектакль и театрализованную игру в единое целое. Например: сказка “Снегурочка” Островского. Вся сказка построена на музыке Н. А. Римского-Корсакова. Дети во время спектакля исполняли русские народные заклички, мелодии которых сочинили сами. При элементарном музицировании дети передавали ритмический рисунок и мелодии под “Хор птиц” из оперы. В танцевальном творчестве дети самостоятельно смогли передать танцевальные движения под русскую народную музыку. При подготовке к спектаклю дети познакомились с картинами русских художников Васнецова “Берендейки”, “Купава”, “Снегурочка и Лель”; Коровина “Северная идилия”. В спектакле использовались народные игры: “Ой да Масленица”, “У медведя во бору”, “Гори, гори ясно”.

В старшем возрасте дети совершенствуют исполнительские умения в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные и танце-вальные импровизации. Например: Чуковский “Муха-цокотуха”. Свободная импровизация танцев мухи, бабочки, шмеля на музыку Шопена, Римского-Корсакова, Лядова. Дети сочиняли песни мухи, паука, комара. При подготовке спектакля для понимания эмоционального состояния персонажа использовались речевые упражнения “Ленивый жук” Фишкина, “Прыг-скок, прыг-скок” Боровика, “Бабочка-коробочка” (р. н. п). Это помогало закрепить навыки импровизации диалогов действующих лиц, побуждать детей сочинять новые, изменять характеры героев на противоположные.

В подготовительной группе берутся большие пьесы. На этом материале строится игровая часть занятий. Из игр и этюдов постепенно делается спектакль. Работа над ним объединяет детей, дает понятие о чувстве партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений, помогает перешагнуть через “я стесняюсь”, поверить в себя. Например: А. С. Пушкин “Сказка о царе Салтане”.

Звучит музыкальный отрывок “Город Леденец” Римского-Корсакова из оперы “Сказка о царе Салтане”.

Ведущий:

Снова князь у моря ходит,

С синя моря глаз не сводит;

Глядь — поверх текучих вод

Лебедь белая плывет.

(Звучит тема Лебедя из оперы Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”. Лебедь:

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ж ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?

Гвидон:

Грусть-тоска меня снедает;

Чудо чудное завесть мне б хотелось.

Где-то есть

Ель в лесу, под елью белка

Диво, право, не безделка –

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые:

Все скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд:

Но, быть может, люди врут.

Лебедь:

Свет о белке правду бает,

Это чудо знаю я;

Полно, князь, душа моя,

Не печалься; рада службу

Оказать тебе я в дружбу.

Ведущий:

С ободренною душой

Князь пошел к себе домой.

. Видит белочка при всех

Золотой грызет орех,

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает,

Кучки равные кладет

И с присвисточкой поет

При честном при всем народе:

«Во саду ли, в огороде».

(Звучит музыка, показываю иллюстрацию)

Лебедь:

Здравствуй, князь ты мой прекрасный,

Что ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?

Гвидон:

Грусть-тоска меня снедает –

Диво б дивное хотел

Перенесть я в мой удел.

Лебедь: А какое ж это диво?

Гвидон:

Где-то вздуется бурливо

Окиян, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснется в шумном беге,

И очутятся на бреге

В чешуе как жар горя

Тридцать три богатыря,

Все красавцы молодые,

Великаны удалые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.

Лебедь:

Вот что, князь, тебя смушает?

Не тужи, душа моя,

Это чудо знаю я.

Эти витязи морские

Мне ведь братья все родные.

Не печалься же, ступай,

В гости братцев поджидай.

Ведущий:

Князь пошел, забывши горе

Сел на башню и на море

Стал глядеть он;

Море вдруг,

Всколыхнулося вокруг,

Расплескалось в шумном беге

И оставило на бреге

Тридцать три богатыря;

В чешуе, как жар горя.

(Звучит музыкальный отрывок “Тридцать три богатыря” из оперы Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”.

Дядька:

Лебедь нас к тебе послала

И наказом наказала

Славный город твой хранить

И дозором обходить.

Мы отныне ежедневно

Вместе будем непременно

У высоких стен твоих

Выходить из вод морских.

Так увидимся мы вскоре,

А теперь пора нам в море,

Тяжек воздух нам земли

Важнейшим в театрализованных играх является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Таким образом, репетиции, работа над этюдами не менее важны, чем спектакль.

Я стремлюсь к тому, чтобы театрализованные занятия сохраняли непосредственность детской игры, основанной на импровизации. Постановка нисколько не пострадает, если дети неточно произнесут реплику, менее удачно, с точки зрения взрослых, выстроят мизансцену и т. д.

Театрализованные игры дают детям возможность применить полученные знания, проявить творческие способности в различных видах деятельности.

Сохраняя принцип импровизации, я сознательно делаю наши спектакли менее театральными, менее зрелищными, чем постановки, целиком подготовленные взрослыми, в которых творчество детей сведено к нулю.

От занятия к занятию задания детям меняются, это позволяет сделать занятия разнообразными. Творческий подход к работе с малышами дает возможность развивать одновременно их всех, независимо от уровня подготовленности.

Я избегаю назначения на ведущие роли одних и тех же детей. Считаю, что каждый ребенок талантлив от природы, каждому я стремлюсь помочь раскрыть свои способности.

В наших театральных играх, прежде чем выбрать роль, ребенок пробует себя во всех других и таким образом сознательно определяет ту, которая ему ближе.

Кульминацией всей проделанной работы служит спектакль, где дети стараются не только выучить текст, передать сюжет сказки, но и пережить сердцем эмоции и чувства всех героев.

Чтобы помочь детям наиболее ярко вжиться в образы сказочных героев, понять и открыть для себя красоту классической и современной музыки, я привлекаю на помощь родителей. Родители охотно готовят костюмы, декорации, пригласительные билеты. С большой ответственностью и желанием родители участвуют в спек-таклях, где они могут сыграть небольшие роли вместе со своим ребенком. Такое единение еще больше сплачивает родителей и детей, и порой непонятно, кому же больше спектакль доставляет удовольствия.

Источник: maam.ru