Доклад для специалистов обучающих детей с ОВЗ на тему: «Понятие альтернативной и дополнительной коммуникации»

Оксана Чатарова
Доклад для специалистов обучающих детей с ОВЗ на тему: «Понятие альтернативной и дополнительной коммуникации»

Тема: Основные понятия и принципы коммуникации

(слайд – 2)

Коммуникация – это тип активного взаимодействия между объектами любой природы, предполагающий информационный обмен.

Мы разделяем и обмениваемся чувствами, мыслями, мнениями или информацией при помощи наборов или символов, которые все партнёры могут понять и использовать

Коммуникация всегда направлено на другого человека. Этот другой человек выступает не как физическое тело или организм, а как субъект, как личность, которая наделена своей собственной активностью и своим отношением к другим.

Коммуникация – это всегда взаимная, обоюдная активность, предполагающая встречную направленность партнеров. Она возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребёнка, формирует личность в целом.

Коммуникации дети учатся через процесс взаимодействия с другими.

Контактируя со сверстниками, дети учатся проявлять доброжелательное внимание, сочувствие, сопереживание, согласовывать свои действия для достижения общего результата, учитывать особенности партнера. Сотрудничество строится на основе интереса детей друг к другу и к совместной деятельности, выражается в способности осознанно вступать во взаимодействие.

(Слайд – 3)

Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям.

Дети с ОВЗ часто испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт; не умеют согласовывать свои действия с партнёрами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей.

В педагогике термин «коммуникативные умения» объединяет широкий комплекс умений, владение которыми обеспечивает полноценное включение обучающегося в общение

Коммуникативные умения:

• Внимание к партнеру

• Подражание действиям, звукам, словам

• Очередность в процессе коммуникации

• Умение слушать партнера

• Понимание коммуникативных сообщений

• Умение играть в игры на взаимодействие

• Умение совершать движения для коммуникации

(Слайд – 4)

Средства коммуникации:

Невербальные:

• Мимика

• Интонация

• Телодвижения

• Взгляд

• Звуки

• Жесты

• Реальные предметы

• Фото, картинки

• Пиктограммы

• Технические

Вербальные:

• Слова

• Предложения

(Слайд – 5)

Навыки коммуникации у ребёнка будут развиваться если:

• у него будет партнер по общению

• он всегда будет понят, и будет получать ответ на его сообщения

• он будет слышать сказанные слова и видеть, что они обозначают

• он будет повторять коммуникативные сигналы в разных подходящих ситуациях

• он будет тренироваться в коммуникации в повседневных делах

• он будет получать удовольствие от коммуникации

(Слайд – 6)

Понятия Альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК)

Термин Дополнительная (аугментативная) означает усиливающая. Люди, которые используют дополнительную коммуникацию, дополняют ее жестами, пиктограммами, символическими картинками или другими средствами выражения. Дополнительная коммуникация востребована лицами с недостаточно сформированной устной речью, которые нуждаются в соответствующей дополнительной поддержке, сопровождении собственной речи. Она представлена системой методов, с одной стороны, призванных помочь детям с временным запаздыванием речевого развития, пережить долгий период отсутствия речи, способствуя овладению ею. С другой стороны, дополнительная коммуникация облегчает понимание вербальных сообщений лиц с тяжелыми речевыми нарушениями и обеспечивает им более эффективное взаимодействие с окружающими в дополнение к их устной речи. Дополнительная коммуникация означает коммуникацию, дополняющую речь.

Альтернативная коммуникация. Все не голосовые системы общения называются альтернативными, но альтернативная форма коммуникации может использоваться либо как полная альтернатива речи, либо как дополнение к ней. Она актуальна в случае отсутствия устной речи и предполагает овладение совершенно иной коммуникативной системой, где особое значение приобретают невербальные коммуникативные средства (предметы, фотографии, пиктограммы, жесты). Альтернативная коммуникация означает, что человек общается лицом к лицу с собеседником без использования речи.

Термин Альтернативная означает замещающая или другая. Система альтернативной коммуникации может включать множественные методы передачи информации. Если человек абсолютно не использует речь, он может пользоваться только жестами, картинками или вокализацией для демонстрации того, что он может или хочет.

Определение нуждаемости в АДК

Нарушение коммуникации

• Ухудшение способности получать, посылать, обрабатывать и понимать понятия, словесные, невербальные или графические символические системы.

• Коммуникативное нарушение может проявляться в процессах слушания, усвоения языка, и/или речи.

• Коммуникативное нарушение может быть легким, умеренным и глубоким

• Оно может развиваться или быть приобретенным.

• Люди могут демонстрировать нарушение коммуникации в одном аспекте коммуникации или в любой комбинации нескольких аспектов.

• Коммуникативное нарушение может быть основным (первичным) нарушением или вторичным от другого нарушения.

Спектр коммуникативных нарушений:

• Проблемы речи-языка:

• трудности соединения звуков в слова

• общая неспособность делать движения ртом необходимые для говорения слов

• бедный словарь

• неспособность составлять логическую последовательность слов или предложений вместе, чтобы сделать беседу наполненной смыслом

• неспособность понимать инструкции

(слайд – 7)

Пользователи АДК

• Дети с речевыми нарушениями

• Дети с нарушением слуха

• Дети с сильным нарушением зрения

• Дети с аутизмом и другими нарушениями контакта

• Дети с синдромом Дауна

• Дети с двигательными нарушениями

• Дети с множественными нарушениями

(слайд – 8)

Способы АДК

• АДК может быть низко-технологичной, как, например язык жестов, или высоко — технологичной, при которой используют компьютеры, которые проговаривают слова, фразы, предложения и т. д. :

• Для использования АДК может требоваться помощник, либо человек может использовать средство самостоятельно

Аргументы в пользу АДК

• АДК не мешает речевому развитию

• АДК может использоваться на пути к речи, вместе с речью и вместо речи

• АДК играет позитивную роль для всего языкового и речевого развития

(Слайд – 9)

Способы альтернативной и дополнительной коммуникации — АДК

1. Независящие от вспомогательных средств/телесные

— Естественные реакции, сигналы

— вокализация, язык тела, выражение глаз и др.

Жесты

— движения головы, указывание

— Знаки в качестве АДК (язык жестов)

2. Зависящие от вспомогательных средств / графические

— Предметы

— Картинки/символы

-фотографии

рисованные картинки

-стилизованные картинки

(напр., PCS, пиктограммы)

-системы символов (напр., «блисс»)

— Слова, фразы, письмо (Словестные кубики Примака; «Речевые кубики», кубики обычно сделаны из дерева и пластика.

(слайд – 10)

3. Вспомогательные средства для АДК

Графическая АДК может быть организована в виде:

-(блисс-символы, пиктограммы, картиночные символы коммуникации, система символов Виджит, сигсимволы, картинки); — орфографическое письмо;

— предметные символы (словесные кубики Примака).

— альтернативная система обучения коммуникации «PECS»,

— тактильные символы

— карт для указывания, альбомов с картинками, кармашков для картинок, схем, рамок для указывания взглядом

— коммуникационного паспорта, карточки для знакомства

— речевых синтезаторов

— коммуникационных программ для компьютера.

Графические символы. Системы графических символов в основном применяют в коммуникативных вспомогательных устройствах, от простых коммуникативных досок и книжек до устройств, использующих передовые компьютерные технологии. Первыми из таких систем были система символов Блисс, пиктографическая идеографическая коммуникация (PIC, пиктограммы) и картиночные символы коммуникации (PCS)

(слайд – 10)

Языковая программа Makaton — это уникальная языковая программа с использованием жестов, символов и звучащей речи, помогающим людям с коммуникативными трудностями.

Это гибкая программа, которая может быть адаптирована под нужды каждого конкретного пользователя и применяется на подходящем для него уровне.

Потенциальные пользователи Макатона – дети и взрослые с широким спектром коммуникативных трудностей (с расстройствами аутистического спектра, ДЦП, генетическими синдромами, множественными нарушениями и т. д., а так же их окружение: родители, специалисты, родственники, друзья, представители социальных и образовательных учреждений.

Макатон может использоваться как вспомогательная программа (в этом случае жестовый язык используется одновременно с речью, жесты убираются) либо как альтернативная,

(когда жесты полностью замещают речь).

Программа учить устанавливать контакт со взрослыми и сверстниками, слышать и понимать окружающих, сообщать о своих потребностях и желаниях. Не следует путать Макатон и жестовый язык, который используют глухонемые.

(слайд – 11 — 12)

Макатон – это система упрощённых жестов, которые легко показать и что самое главное, легко понять.

Словарь Макатона – чётко структурированная система, состоящихиз Основного словаря и Ресурсного словаря.

Основной словарь – включает в себя около 450 функциональных понятий, необходимых в ежедневном бытовом общении. Всего в О. с. 8 уровней и ещё один уровень дополнительный.

Ресурсный словарь (в британской версии 11000 понятий) в России не создан.

Каждому понятию в словаре соответствует символ и жест, они используются совместно со звучащей или письменной речью.

(слайд – 13)

Преимущества системы «Макатон»- совместное использование жестов, символов и звучащей речи, что приносит эффективные результаты при обучении, так как задействовано сразу несколько каналов передачи информации;

— способствует развитию таких важнейших психических функций, как мышление, речь, внимание, восприятие

Недостатки системы «Макатон»- при использовании системы «Макатон» могут возникнуть трудности у людей с двигательными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра.

(слайд -14)

БЛИСС-СИМВОЛЫ

Система Блисс-символов представляет собой разновидность логографической или идеографической письменности, т. е. письменности, не основанной на буквах. Основоположником данной системы является австрийский химик, философ и гуманист Чарльз Блисс. Исходно символы Блисс разрабатывались как международный письменный язык по образцу китайской письменности. Предполагалось, что они будут способствовать в борьбе за мир, облегчая государственным деятелям разных стран общение друг с другом (Bliss, 1965, но система никогда не использовалась для этих целей. Впервые её применили в Канаде для детей с двигательными нарушениями, которые не могли говорить и имели трудности с обучением чтению и письму. Система символов Блисс состоит из около 120 основных символов, или радикалов. Их можно комбинировать, чтобы образовывать слова или значения, для которых нет основных символов

Блисс-символы построены как система аналогий. Комбинация Блисс-символов состоит из семантических элементов, которые комбинируются и понимаются по аналогии.

Например, Блисс-символ СЛОН обычно состоит из ЖИВОТНОЕ+ДЛИННЫЙ+НОС;

ДОМ – это ЗДАНИЕ+ЧУВСТВО;

ТУАЛЕТ – СТУЛ+ВОДА,

СЧАСТЛИВЫЙ – ЧУВСТВО+ВВЕРХ.

Блисс-символы различаются между собой степенью прозрачности, т. е. тем, насколько легко ассоциировать графическое представление с определённым значением.

Блисс–система символов, в которой слова и понятия преобразованы в знаки вместо буквенного выражения. Некоторые из них имеют сходство с реальным объектом. Их называют пиктографическими, или изобразительными, например:

(слайд – 15)

Блисс оказывает максимальную помощь неговорящим детям с ДЦП и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата. Чаще всего эти дети имеют сохранные познавательные возможности, хорошее понимание обращенной речи и способны к выражению свих желаний и мыслей.

Символы Блисс часто имеют довольно сложное графическое строение, многие из них содержат один или более общих основных символов. Это может не влиять на использование системы людьми с нормальным зрением и хорошими языковыми и когнитивными способностями. Однако такая сложность может мешать использовать Блисс-символы людям с интеллектуальными нарушениями.

КАРТИНКИ

Картинки, т. е. рисунки и фотографии, обычно являются первой формой графической коммуникации, с которой знакомятся маленькие дети. Однако нельзя сказать, что маленькие дети полностью понимают картинки. Дети уже в младенчестве способны узнавать предметы на картинках, но понимание картинок –сложный когнитивный навык, который в норме развивается медленно и может нелегко даваться людям с интеллектуальными нарушениями. У многих людей с интеллектуальными нарушениями понимание картинок ограничено, причём иногда им труднее понимать фотографии, чем контурные рисунки). Если человек не понимает, что изображено на картинках, не имеет смысла использовать картинки вместо графической системы коммуникации. Одна из причин для использования картинок заключается в том, что человек может узнавать то, что на них изображено, и прореагировать на это. Однако узнавание предметов и действий, изображённых на картинках, само по себе не является целью. Вопрос в том, помогают ли эти картинки человеку в коммуникации. С этой точки зрения у картинок есть преимущества и недостатки.

(слайд – 17)

Речевые коммуникаторы

Различают стационарные и портативные технические средства коммуникации.

Стационарная система — компьютер и специальная программа.

Портативная система – ноутбук, карманный компьютер (все, что можно положить в сумку).

Термином коммуникативное вспомогательное устройство обозначают устройства, помогающие людям выражать себя.

Коммуникативные вспомогательные устройства используются достаточно давно. Существуют неэлектронные коммуникативные доски и другие, простые или низкотехнологичные устройства, например, такие, где есть подсветка или движущийся указатель, а также, устройства, основанные на продвинутых компьютерных технологиях, с экранами и с искусственной речью. Однако интерес к разработке и использованию коммуникативных вспомогательных устройств особенно возрос после появления высокотехнологичных вспомогательных устройств.

У многих устройств речевого вывода нет обычной клавиатуры. Они управляются либо с помощью сенсорного экрана, либо с помощью экранной панели, состоящей из клавиш, зачастую имеющих большую поверхность. Клавиши называют «полями», а всю панель управления – «уровнем».

У многих устройств есть несколько уровней, которые можно выбирать помере необходимости.

(слайд – 18 — 19)

Технические средства с речевым выводом – Речевые коммуникаторы

Коммуникатор «GoTalk +»(гоу ток) — устройство для усвоения, развитияили восстановления речевых навыков с помощью педагога и самостоятельно. Она выполняет функции речевого тренажёра и средства для элементарной речевой коммуникации. Основные функции коммуникатора состоят в наличии диктофона, с помощью которого можно заранее воспроизвести на диктофон звуки, слоги, слова, предложения. Усвоенное можно удалить или дополнить новыми звуками, словами.

Коммуникатор GoTalk +представляет собой лёгкое, портативное устройство которое так и позволяет записать и воспроизвести до 45 сообщение, плюс 3 дополнительных фиксированных сообщений, которые всегда должны быть под рукой 9внс 650 г).

(слайд – 20 — 21)

Коммуникатор «БИГмэк» («BIGmack») –простое вспомогательное техническое средство коммуникации с речевым выводом, которое очень часто используется при вступлении в коммуникативное взаимодействие. Сего помощью можно записывать и сохранять в памяти голосовые сообщения продолжительностью до 20 с. Хранящееся в памяти сообщение воспроизводится нажатием на клавишу диаметром 20,5 см. «БИГмэк» позволяет адаптировать игрушки на батарейках и активировать их нажатием на клавишу. Благодаря такому устройству лица, неспособные полноценно общаться с окружающими, приобретают опыт целенаправленного общения. «БИГмэк» особенно эффективен, например, когда нужно научиться пользоваться клавишей как таковой, речью для выражения своих потребностей, а также, чтобы привлечь к себе внимание. Кроме того, «БИГмэк» позволяет соединить вывод речи с запуском какого-либо действия. Его применяют в ситуациях, когда необходимо, например, поздороваться и попрощаться, представиться при знакомстве, позвать животное, рассказать о каком-либо событии (в школе – о том, что произошло в выходные дни, произнести слово или предложение, повторяющееся в рассказе или песне.

(слайд 22)

Устройство – планшет АРК

Устройство позволяющее общаться посредством составления фраз в коммуникаторе, показывая экран планшета собеседнику.

Это первый российский коммуникатор в котором можно создать алгоритм собственного визуального языка, и пополнять его любым нужным для общения содержимым. Вместо картинок можно использовать сохранённые в галереи планшета фотографии. Планшет так же содержит фотоаппарат и встроенный поиск Google и Yandek. Если записать целые предложения к одной иллюстрации-фотографии, то ребёнок может общаться быстрее и эффективнее.

Мобильные приложения для Альтернативной коммуникации

Самым популярным русскоязычным приложением для АК можно назвать разработку компании IndigoKids«Говори молча». В программе используются довольно качественная озвучка, как на английском, так и на русском языках, существует возможность добавления новых слов, при этом ребёнок может отправить набранное им предложение в виде sms на телефон родителя или любого другого человека. Установить и использовать это приложение можно на любом устройстве Android, или на iPad.

Похожей функциональностью обладают и другие программы, например: LetMeTalk, JABtalk и другие. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки. Выделить из них лучшую невозможно и по той причине, что не существует двух одинаковых аутистов. И то, что подойдёт одному из них, другому может совершенно не понравиться.

(Слайд – 23)

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ КОММУНИКАЦИИ «PECS»«PECS» (PictureExchangeCommunicationSystem) – коммуникативная система обмена картинками, разработанная в конце 80-х гг. в США Лори Фрост как альтернативная система коммуникации для людей с аутизмом. Со временем применение системы «PECS» распространилось на детей и взрослых с различными расстройствами.

Сюда входят, в том числе люди:

— с нарушениями развития и множественными нарушениями; — церебральным параличом;

— слепотой;

-глухотой.

Идея системы «PECS» – подвести детей к тому, чтобы коммуникация исходила от них самих. Многим неговорящим сложно привлечь соответствующее внимание окружающих к своим потребностям и желаниям. Система «PECS» призвана научить их самостоятельно инициировать и вступать в коммуникацию с другими людьми. «PECS» сводит существенную часть коммуникации – речевой обмен к непосредственному обмену картинками, что для многих неговорящих является огромным усилием, а с другой стороны – и достижением.

Как правило, с этой системой начинают знакомить детей младше5 лет. Богатый опыт ее применения накоплен в отношении лиц с аутизмом. Они практически не говорят или имеют ограничения в речи, сопровождаемые эхолалией.

«PECS» проходит в виде тренинга. Его можно проводить как в школе, так и дома.

(Слайд 24 — 25)

Изображениями, которые используются в программе, могут быть фотографии, цветные или черно-белые рисунки или даже небольшие предметы.

(слайд – 26)

Для начала обучения «PECS» необходимо следующее обязательное условие: кандидат для «PECS» должен обладать преднамеренной коммуникацией. Это значит, что ребенок (или взрослый) должен осознавать потребность в коммуникации какой-либо информации другому человеку, пусть даже в самом ограниченном формате.

ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ

• Ребенок учится основам обмена карточками с другими людьми

• Увеличение расстояния между участниками коммуникации, что способствует повышению настойчивости ученика.

• Ребенок учится различать карточки, выбирая нужные изображения из нескольких картинок

• Составление фраз при помощи карточек, изучение свойств предметов

• Обучение ответам на вопросы

• Обучение комментированию

На каждом этапе важно:

1. Самостоятельная инициатива ребенка

2. Высокая мотивация (регулярно оцениваем)

3. Уменьшение подсказок взрослого (вопросов, инструкций, жестов)

(Слайд – 27)

Позитивное влияние АДК на развитие взаимодействия между взрослым и ребенком

— уменьшение ожиданий от активной речи, расслабление

— уменьшение физического напряжения

общение все более успешно

— повышение уверенности в себе

— повышение мотивации к общению

— больше внимания

В перспективе:

изменения, касающиеся звуков и слов,

а также фраз и коммуникативных функций.

(Слайд – 28)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Поддерживающая (дополнительная и альтернативная коммуникация) –это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, не способным удовлетворительно объясняться с помощью речи.

Основное правило альтернативной коммуникации: «Человек должен иметь возможность сказать, что хочет, тем способом и с той скоростью, с которой может».

Поддерживающая коммуникация может:

• использоваться постоянно;

• временно замещать речь;

• использоваться как вспомогательное средство для улучшения овладения речью.

Обучение детей, у которых отсутствует или затруднена речь, альтернативным способам коммуникации может улучшить качество их жизни, повысить их самоуважение и контроль над собственной жизнью и дать возможность чувствовать себя равными в обществе. Кроме того, людям с тяжёлыми двигательными нарушениями овладеть языком и коммуникацией может быть легче, чем другими навыками.

К выбору системы альтернативной коммуникации надо подходить с учётом многих аспектов. Система должна облегчать повседневную жизнь, позволять ребёнку в меньшей степени чувствовать себя инвалидом и больше управлять собственной жизнью. Следовательно, выбор системы коммуникации должен строиться на ситуации человека в целом.

Большинству детей, нуждающихся в средствах альтернативной коммуникации, также требуются и другие виды помощи. Введение новой системы коммуникации должно быть скоординировано со всеми остальными услугами, такими, как образование, обучение, помощь и т. д. Обучение языку и коммуникации не должны быть изолированы от других форм терапии

и поддержки.

Источник: maam.ru