Дидактическое пособие «Круги Луллия «Расскажи сказку» для детей младшего дошкольного возраста
Ирина Носкова
Дидактическое пособие «Круги Луллия «Расскажи сказку» для детей младшего дошкольного возраста
Цель: создать условия для восприятия сказок, побудить к активному речевому общению детей.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать умение узнавать знакомые сказки, сказочных героев.
2. Формировать умение решать логические задания; активизировать словарный запас детей.
3. Формировать коммуникативные навыки (диалогическую речь через совместное обсуждение; правильное словопроизношение, ситуативно-деловое общение в работе над сказками, связную речь).
Развивающие:
1. Продолжать развивать способность детей к эмпатии; умение мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения.
2. Развивать познавательную активность, внимание, память, креативное мышление, творческие возможности с помощью элементов методики ТРИЗ.
Воспитательные:
Воспитывать любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь, вызвать у детей позитивные эмоции.
Словарная работа:
активизировать в речи детей: слова-признаки предметов, свойства предметов (прилагательные, действия (глаголы).
Оборудование:
Круги Луллия по сказкам: «Репка»», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Три медведя».
Возраст: младший дошкольный возраст (3-4 года).
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Варианты игры:
1 вариант: крутим нижний диск по часовой стрелке и рассказываем сказку с опорой на картинки.
2 вариант: загадываем загадку, а ребенок отгадывая, показывает картинку-отгадку.
3 вариант: показываем картинку, а ребёнок описывает ее (характер, внешность, поступки и т. д.).
4 вариант: спрашиваем что было сначала, а что потом.
5 вариант: задаём вопросы по сказкам (смотри ниже).
Репка
— Кто посадил репку?
— Кого дед позвал на помощь сначала, а кого потом?
— Как зовут собачку?
— Где спряталась мышка (кошка, собачка Жучка?
— Где у мышки (кошки, собачки) ушки (глазки, носик, ротик?
— Где живёт мышка (кошка, собачка?
— А у репки есть ушки?
— Репка – это животное?
— Где живёт репка?
— А кошка живёт на грядке?
— Кто ёщё живёт на грядке?
— Как назвать одним словом?
— Что посадил дед и она выросла большая – пребольшая?
— Какая выросла репка?
— Какая репка была сначала? А какая выросла потом?
— А что ещё бывает жёлтое? твёрдое? большое? маленькое?
— Кто помог вытянуть репку?
— Что дед будет делать с репкой?
Курочка Ряба
— В какой сказке дед бил, бил яичко и не разбил?
— Что умеет делать курочка?
— Что есть у курочки?
— Зачем дед и баба хотели разбить яичко?
— Как помочь бабе и деду?
— Почему золотое яичко не разбилось?
— Золотое яичко какое?
— Мышка какая?
— Что есть у мышки?
— У кого ещё есть хвост?
— Что можно приготовить из простого яичка?
— Где жили баб и деда?
Колобок
— Это кто? (Колобок)
— Колобок какой? (круглый, румяный, непослушный).
— Что еще бывает такое же круглое? (метод анализа).
(шар, мяч, яблоко, булка, конфета)
— Колобок какого цвета? (жёлтого). Найди в группе предметы такого же цвета, что колобок.
— Кто испёк Колобка?
— Кто от бабушки ушел и от дедушки ушел?
— Куда отправился Колобок? Зачем?
— Кого встретил Колобок сначала? Кого потом?
— Что случилось с Колобком? (ответы детей).
— Кто съел колобка?
— Почему лиса съела колобка?
— Как бы ты спас Колобка? (Творческое задание – метод проб и ошибок).
— Что бы было, если бы колобок встретил ёжика?
Теремок
— Где стоял Теремок?
— Кто первым прибежал к теремку?
— Какая мышка? Что умеет делать? Как пищит?
— Кто жил в Теремке сначала? Кто потом?
— Почему мышка пустила лягушку в Теремок жить?
— Какой герой? Что умеет делать? Как говорит?
— Что случилось с Теремком?
— Все звери остались без дома. Как вы думаете им грустно?
— Как вы думаете, почему зверям грустно? (остались без дома)
— А давайте подскажем им как решить эту проблему? (можно построить дом.)
— Что нужно Теремку? (стены, окна, крыша, двери)
— Какой Теремок был сначала? А какой потом?
— Теремок большой или маленький?
— А что ещё бывает большим? маленьким?
— А вы где живёте?
Три медведя
— Кто пришел в гости к медведям?
— Медведь какой?
— А Мишутка какой?
— А вы сейчас какие: большие или маленькие?
— А раньше вы какими были?
— Что вы умеете делать?
— А раньше умели это делать?
— Какими вы будете, когда вырастите?
— Что вы будете уметь делать?
— Зачем медведю дом?
— Что у медведей есть в доме?
— Что ещё есть в спальне?
— Кто ещё живёт в домах?
— А вы где живёте?
— Кто ещё живёт в лесу?
Источник: