Дидактическое игровое пособие «Тактильные мешочки»

Оксана Леонидовна Фиски
Дидактическое игровое пособие «Тактильные мешочки»

Дидактическое игровое пособие «Тактильные мешочки»

Цель: развитие тактильного восприятия.

Задачи:

— развивать тактильное, слуховое и зрительное восприятие (учить подбирать парные предметы на ощупь и по звучанию);

— развивать внимание, слуховую и зрительную память, мышление;

— пополнять и активизировать словарь;

— развивать мелкую моторику.

Материалы:

• 10 пар мешочков из тканей различных расцветок размером 10 на 10 см.

Наполнители для мешочков: крупы – греча, рис; бобовые – фасоль, горох; природные материалы – ракушки, камушки, цветной песок, зерна кофе; макаронные изделия – рожки; пуговицы (возможно использовать другие наполнители – бусинки, плодовые косточки, семечки, крупы, синтепон, вата). Мешочки заполнены на 2/3 объёма — для свободного перемещения и удобного ощупывания наполнителей.

• Прозрачные пакетики с такими же наполнителями.

В данном пособии используется 10 пар мешочков, 10 наполнителей, 10 прозрачных пакетиков с образцами наполнителей. Наполнители в мешочках одинакового цвета не совпадают.

Развитие речи напрямую зависит от тактильных ощущений, и чем лучше они развиваются, тем быстрее и активнее развивается речь ребенка. Сенсорные мешочки — это мешочки в которые помещаются мелкие предметы. Играя с ними, ребенок понимает, что на первый взгляд похожие предметы могут быть разные на ощупь, по-разному весить, издавать разные звуки, быть разного цвета. Ребенок учится анализировать, сравнивать и находить подобное и различное. В процессе игр с мешочками происходит развитие тактильного, зрительного и слухового восприятия, внимания, интеллектуальных способностей, речи, мелкой моторики.

Как работать с пособием:

• Захватывать мешочек рукой, перекладывать его из одной руки в другую, ощупывать содержимое мешочка;

• Доставать мешочки из коробки, складывать их обратно, загружать мешочки в машину, выгружать из неё, строить дорожки, башенки из мешочков;

• Расширять словарь через использование прилагательных, характеризующих качества материалов (гладкий, шершавый, колючий, лёгкий, тяжёлый и др.);

• Определять на ощупь, что находится в мешочке и называть. Перед этим рассмотреть и потрогать демонстративный материал (прозрачные пакетики с такими же наполнителями как в мешочках). Затем можно усложнить задание: подобрать к каждому мешочку парный мешочек с этим же наполнителем (обращаем внимание, что цвет мешочков не совпадает, определив на ощупь наполнитель, назвать его;

«Подбери пару». В игру могут играть от 2 до 5 детей. Все 10 пар мешочков складываем в большой мешок. Игрокам необходимо подобрать одинаковые на ощупь мешочки. Первый игрок вытаскивает мешочек, а затем ещё один раз запускает руку в мешок, чтобы нащупать подходящую пару. Если удалось нащупать второй мешочек с тем же наполнителем, игрок может оставить его себе и продолжить игру.

Если мешочки оказались разные, их нужно вернуть обратно в мешок и ход переходит к следующему игроку. Выиграет тот, кто в конце соберет наибольшее количество мешочков;

• Развивать зрительно-моторную координацию в игре «Попади в цель», ловкость движений, осанку (пронеси мешочек на голове).

Источник: maam.ru