Дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ

Ольга Баженова
Дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ

Музыкально-дидактические игры (из опыта работы)

[/b]

«Игра путь детей к познанию мира, в котором они живут…» (А. М. Горький)

Музыкально-дидактические игры – это вид музыкальной деятельности, где музыкальные знания приобретаются в процессе игры с использованием наглядности: карточки, картинки, портреты композиторов, игрушки, музыкальные инструменты и т. д.

С их помощью дети учатся различать звуки по высоте, тембру, отмечать ритмический рисунок, следить за направлением мелодии.

Игры можно классифицировать следующим образом:

— для развития звуковысотного слуха

Младший возраст

Где мои детки?

Игровой материал. Четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены гусь, утка, курица, птица; на маленьких — утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке.

Ход игры. Дети сидят полукругом напротив воспитателя, у каждого по одной маленькой карточке. Воспитатель предлагает поиграть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку): «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поет на ре первой октавы).

Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь» (поют на звуке ля второй октавы).

Воспитатель забирает у ребят карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!» (поет на ре первой октавы). Игра продолжается, пока все птицы не найдут своих детей.

Средний возраст

«Колокольчики»

Вырабатывает умение различать звук по его высоте и громкости. Участники распределяются на три группы, при этом каждая получает один из трех видов колокольчиков (большие, средние и маленькие). Когда звучит очень громкая мелодия, игроки должны поднять вверх большие колокольчики, умеренная мелодия – средние, а если тихая – маленькие колокольчики.

Старший возраст

«В лесу»

Программное содержание: Развивать у детей звуко-высотный слух, учить различать высокие, низкие и средние звуки. Развивать чувство ритма, учить различать короткие и долгие звуки.

Ход игры: Педагог знакомит детей с высокими и средними звуками, после того, как дети достаточно хорошо усвоили это, им предлагают поиграть и угадать, кто живет в лесу. Для этого педагог исполняет мелодию «Мишка» в низком регистре, или «Зайка» в среднем, или «Птичка» в высоком регистре. Дети отгадывают и накрывают фишкой соответствующую картинку.

— для развития динамического слуха

Громко – тихо

Программное содержание: Закреплять умение детей в различении динамических оттенков музыки: тихо (р, громко (f, не слишком громко (mf)

Ход игры: Детям раздают игровые полотна с карточками одного цвета, но разной насыщенности тона, объясняя, что голубой цвет соответствует тихой музыке, темно-синий – громкой, синий – не слишком громкой. Далее педагог исполняет песню с чередованием динамических оттенков. Детям предлагается накрыть фишкой карточку, соответствующую по цвету динамическому оттенку музыки.

Рекомендуемые цветовые сочетания:

Для старших групп: для младших групп:

Голубой – синий — темно-синий голубой – синий

Розовый – красный – бордовый розовый – красный

Бледно-желтый – оранжевый – коричневый желтый – коричневый

По-разному музыка может звучать.

Оттенки ее научись различать.

Громко и тихо я буду напевать,

Слушать внимательно, чтоб отгадать.

Программное содержание: Развивать музыкальную память по динамическому восприятию музыки, закреплять умение детей в различении оттенков музыки: тихо (р, громко (f, не слишком громко (mf).

Программное содержание: Прослушивать мелодию, не мешать другим, не подсказывать.

Игровые действия: Отгадать силу звучания музыки, выбрать соответствующий цветовой тон.

Игровая цель: Угадать первым.

— для развития тембрового слуха

«Угадай, на чем играют»

1) Ведущий за ширмой поочередно играет на детских музыкальных инструментах. Дети отгадывают инструмент по звучанию не видя его

В игре можно использовать песенку:

-Музыкальных инструментов Музыкальных инструментов

Знаем мы, ребята, три. Знаем мы, ребята, пять.

А какой сейчас сыграет, А какой сейчас сыграет,

Ну-ка быстро говори. Ты попробуй отгадай.

Музыкальных инструментов

Знаем мы, ребята, семь.

А какой сейчас сыграет

Отгадаем дружно все.

2) По щелчку в презентации появляется картинка музыкального инструмента. Дети выбирают аналогичный инструмент из предложенных, называя его и играя на нем

«Поэтическое музицирование» стихотворение А. Ахмерова «День и ночь»

Рано утром в темном небе

Вдруг раздался сильный гром (тарелки)

Капли стукали по крыше

Отчего запел весь дом (треугольник)

Тут поднялся сильный ветер,

Зашумел в листве, в саду (маракасы)

С веток яблоки срывались,

Падали на землю – Бум! (барабан, бубен)

А сороки от испуга

Растрещались по округе (ксилофон)

Гром ударил еще раз (тарелки)

И затихло все в то час

— для развития восприятия характера музыки

Поднять нужную карточку (медведь, зайчик, ежик, воробей)

Определить жанр «Песня – танец – марш» (карточки с подходящими изображениями)

Ладовое наклонение «Грустно – весело» (карточки солнышко, тучка или смайлики веселый, грустный)

Характер произведения «Гномики» (дорисовать лицо гномику)

— для развития чувства ритма

Определи по ритму

Программное содержание: Передавать ритмический рисунок знакомых попевок и узнавать их по изображению ритмического рисунка.

Ход игры: Разучивая с педагогом попевку дети прохлопывают ее ритм, научившись этому они учатся узнавать знакомые попевки по предложенному рисунку.

Рекомендуемые попевки:

«Петушок» рус. н. м. «Мы идем с флажками» «Дождик»

Петушок, петушок, Е. Тиличеевой рус. н. м.

Золотой гребешок! Мы идем с флажками, Дождик, дождик!

Что ты рано встаешь, Красными шарами. Веселей!

Деткам спать не даешь? Капай, капай,

Не жалей!

В ритмических рисунках квадраты обозначают короткие звуки, прямоугольники – длинные звуки.

Программное содержание: Прослушивать попевку до конца, не мешать, отвечать другим.

Игровые действия: Угадывать знакомые попевки, выбирать соответствующие им графические изображения, прохлопывать ритм попевки.

Игровая цель: Угадывать первым

Ритмический заборчик – определить сильную долю в марше, вальсе

«Весенняя телеграмма» (В. Суслов)

Дятел сел на толстый сук, тук да тук

Всем друзьям своим на юг, тук да тук

Телеграммы срочно шлет, туки-туки-тук

Что весна уже идет, туки-туки-тук

Что подснежники вокруг, туки-туки-туки-тук

Дятел зиму зимовал, тук да тук

В жарких странах не бывал, тук да тук

И понятно почему скучно дятлу одному!

Шумовой оркестр – применять с самого младшего возраста, постепенно усложняя ритмический рисунок, добавляя инструменты.

-сочетание различных навыков

«Цветик-семицветик»

Старший возраст

Программное содержание: развивать музыкальные способности детей, формировать музыкально-слуховые представления у дошкольников.

Игровой материал: «цветик-семицветик» с «отрывающимися» лепестками, карточки с изображением ритмического рисунка знакомых музыкальных произведений, металлофон, ксилофон, ложки, бубен.

Ход игры: участники располагаются по кругу. Ведущий, отрывая лепесток от «цветика-семицветика» произносит:

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели.

Подбрасывает лепесток, который, приземляясь, обозначает первого участника игры.

Ведущий предлагает ребенку одно из заданий. Далее лепесток передается по кругу. Если ребенок верно выполнил задание, он получает жетон. Игра продолжается, пока не закончатся все лепестки «цветика-семицветика». Выигравшим считается тот участник, который набрал большее количество жетонов.

Задания и вопросы к участникам игры:

1. Исполнение на инструменте (металлофон/ксилофон) известной детям мелодии, которую предлагает ведущий.

2. Подобрать по слуху на металлофоне одну из известных ребенку попевок.

3. Сочинить мелодию на текст предлагаемой прибаутки.

4. Исполнить в хлопках и притопах ритмический рисунок одной из знакомых попевок.

5. Узнать по фрагменту знакомое детям музыкальное произведение.

6. Исполнить знакомую детям песню, ритмический рисунок которой изображен на карточке.

7. Отгадать жанр музыкального произведения (песня-танец-марш)

Источник: maam.ru