Дидактическая игра «Речецветик»
Елена Архипова
Дидактическая игра «Речецветик»
Использование игр в логопедической работе способствует сенсорному и умственному развитию (развитию зрительного восприятия, образных представлений, сравнению предметов, их классификации, усвоению лексико- грамматических категорий родного языка, закреплению и обогащению приобретенных знаний, запоминанию речевого материала.
Дидактическую игру можно использовать при коррекции звукопроизношения, развития фонематического восприятия, накоплении и обогащении активного словаря, развитии грамматического строя и связной речи, мелкой моторики.
Игра рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
[Цель игры:
создание условий для автоматизации поставленных звуков (свистящих, шипящих, сонорных) на уровне слова (в начале, середине, конце слова, словосочетании, предложения.
Задачи:
— активизировать словарный запас детей по лексическим темам;
— упражнять детей в правильном произношении поставленных звуков
(свистящих, шипящих, сонорных, определении места звука в слове (начало,
середина, конец);
— деление слов на звуки и на слоги;
— развитие фонематического восприятия;
— подготовка к обучению грамоте;
— классификация предметов по темам;
— воспитание самоконтроля за собственным произношениям.
В игру можно играть несколькоми способами.
Артикуляционная гимнастика.
Цель: развитие артикуляционного аппарата ребенка.
Описание: ребенку предлагается рассмотреть картинки упражнений артикуляционной гимнастики и выполнить их. Упражнения подбираются на отрабатываемый звук.
Игра «Подбери картинку».
Цель: автоматизация и дифференциация звуков.
Описание: ребенку предлагается выбрать только те картинки, в названии которых есть звук, изображенный в центре цветка.
1 вариант: дается слово- обощение. Ребенок должен найти картинки к этому слову и выложить на лепестки цветка.
2 вариант: в центр цветка положить, например, звук К, ребенок должен найти картинки, которые начинаются на твердый звук К.
3 вариант: дается какой- либо заданный звук и схема слова к нему, нужно найти картинки в названиях которых данный звук занимает определенное место в слове, как на схеме (начало, середина, конец) и выложить картинки на лепестки цветка.
4 вариант: в середину цветка положить цифру, например 5, ребенок должен найти картинки в названии которых пять звуков и выложить их на лепестки цветка.
5 вариант: в середину цветка положить цифру 3, ребенок должен найти картинки, в названии которых три слога и расставить их на лепестки цветка.
Игра «Фркуты».
Цель: активизация словаря по заданной теме.
Описание: предложить ребенку назвать фрукты, изображенные на картинках. Попросить рассказать, где они растут (на дереве, что из них можно приготовить.
Игра «Найти все фрукты»ю
Цель: активизация словаря по заданной теме, развитие мыслительной деятельности, внимания.
Описание: предложить ребенку назвать только те картинки, на которых изображены фрукты. Какие картинки лишние, почему?
Игра «Овощи».
Цель: активизация словаря по заданной теме.
Описание: предложить ребенку назвать овощи, изображенные на картинках. Уточнить, где они растут (на грядке).
Игра «Найди все овощи».
Цель: активизация словаря по заданной теме, развитие мыслительной деятельности, внимания.
Описание: предложить ребенку назвать только те картинки, на которых изображены овощи. Назвать лишние картинки, объяснить, почему?
Игра «Найди всех морских обитателей».
Цель: активизация словаря по заданной теме, развитие мыслительной деятельности, внимания.
Описание: предложить ребенку назвать только те картинки, на которых изображены морские жители. Какие картинки лишние, почему?
Игра «Найди одежду».
Цель: активизация словаря по заданной теие, развитие мыслительной деятельности, внимания.
Описание: предложить ребенку назвать только те картинки, на которых изображена одежда. Какие картинки лишние, почему?
Следующий этап:
Игра «Расскажи сказку».
Цель: развитие связной речи, логического мышления, внимания, памяти.
Описание: ребенку предлагается вспомнить персонажей и рассказать сказку по картинкам (перед занятием сказку читает воспитатель).
Игра «Собери сказку».
Цель: развитие связной речи, мышления, внимания, памяти.
Описание: ребенку предлагается выбрать персонажей сказки, расставить их последовательно по сюжету, рассказать сказку.
Игра «Продолжи сказку».
Цель: развитие связной речи, внимания, мышления, памяти, моторики рук.
Описание: предложить ребенку расставить картинки в правильной последовательности по сюжету сказки. Рассказать сказку.
Игра «Расскажи о себе».
Цель: развитие связной речи, логического мышления, внимания, памяти.
Описание: предложить ребенку с помощью картинок составить рассказ о себе.
Игра «В гостях у Дюймовочки».
Цель: развитие связной речи, внимания, мышления, памяти, моторики рук.
Описание: ребенок распределяет мелкие игрушки (бабочка, паучок, кузнечик, гусеница, ящерица, птичка) на лепестки цветка и рассказывает:
— В гостях у Дюймовочки (перечисляет всех гостей);
— Бабочка сидит на розовом лепестке и т. д.
Источник: