Дидактическая игра «Речецветик»

Елена Архипова
Дидактическая игра «Речецветик»

Использование игр в логопедической работе способствует сенсорному и умственному развитию (развитию зрительного восприятия, образных представлений, сравнению предметов, их классификации, усвоению лексико- грамматических категорий родного языка, закреплению и обогащению приобретенных знаний, запоминанию речевого материала.

Дидактическую игру можно использовать при коррекции звукопроизношения, развития фонематического восприятия, накоплении и обогащении активного словаря, развитии грамматического строя и связной речи, мелкой моторики.

Игра рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

[Цель игры:

создание условий для автоматизации поставленных звуков (свистящих, шипящих, сонорных) на уровне слова (в начале, середине, конце слова, словосочетании, предложения.

Задачи:

— активизировать словарный запас детей по лексическим темам;

— упражнять детей в правильном произношении поставленных звуков

(свистящих, шипящих, сонорных, определении места звука в слове (начало,

середина, конец);

— деление слов на звуки и на слоги;

— развитие фонематического восприятия;

— подготовка к обучению грамоте;

— классификация предметов по темам;

— воспитание самоконтроля за собственным произношениям.

В игру можно играть несколькоми способами.

Артикуляционная гимнастика.

Цель: развитие артикуляционного аппарата ребенка.

Описание: ребенку предлагается рассмотреть картинки упражнений артикуляционной гимнастики и выполнить их. Упражнения подбираются на отрабатываемый звук.

Игра «Подбери картинку».

Цель: автоматизация и дифференциация звуков.

Описание: ребенку предлагается выбрать только те картинки, в названии которых есть звук, изображенный в центре цветка.

1 вариант: дается слово- обощение. Ребенок должен найти картинки к этому слову и выложить на лепестки цветка.

2 вариант: в центр цветка положить, например, звук К, ребенок должен найти картинки, которые начинаются на твердый звук К.

3 вариант: дается какой- либо заданный звук и схема слова к нему, нужно найти картинки в названиях которых данный звук занимает определенное место в слове, как на схеме (начало, середина, конец) и выложить картинки на лепестки цветка.

4 вариант: в середину цветка положить цифру, например 5, ребенок должен найти картинки в названии которых пять звуков и выложить их на лепестки цветка.

5 вариант: в середину цветка положить цифру 3, ребенок должен найти картинки, в названии которых три слога и расставить их на лепестки цветка.

Игра «Фркуты».

Цель: активизация словаря по заданной теме.

Описание: предложить ребенку назвать фрукты, изображенные на картинках. Попросить рассказать, где они растут (на дереве, что из них можно приготовить.

Игра «Найти все фрукты»ю

Цель: активизация словаря по заданной теме, развитие мыслительной деятельности, внимания.

Описание: предложить ребенку назвать только те картинки, на которых изображены фрукты. Какие картинки лишние, почему?

Игра «Овощи».

Цель: активизация словаря по заданной теме.

Описание: предложить ребенку назвать овощи, изображенные на картинках. Уточнить, где они растут (на грядке).

Игра «Найди все овощи».

Цель: активизация словаря по заданной теме, развитие мыслительной деятельности, внимания.

Описание: предложить ребенку назвать только те картинки, на которых изображены овощи. Назвать лишние картинки, объяснить, почему?

Игра «Найди всех морских обитателей».

Цель: активизация словаря по заданной теме, развитие мыслительной деятельности, внимания.

Описание: предложить ребенку назвать только те картинки, на которых изображены морские жители. Какие картинки лишние, почему?

Игра «Найди одежду».

Цель: активизация словаря по заданной теие, развитие мыслительной деятельности, внимания.

Описание: предложить ребенку назвать только те картинки, на которых изображена одежда. Какие картинки лишние, почему?

Следующий этап:

Игра «Расскажи сказку».

Цель: развитие связной речи, логического мышления, внимания, памяти.

Описание: ребенку предлагается вспомнить персонажей и рассказать сказку по картинкам (перед занятием сказку читает воспитатель).

Игра «Собери сказку».

Цель: развитие связной речи, мышления, внимания, памяти.

Описание: ребенку предлагается выбрать персонажей сказки, расставить их последовательно по сюжету, рассказать сказку.

Игра «Продолжи сказку».

Цель: развитие связной речи, внимания, мышления, памяти, моторики рук.

Описание: предложить ребенку расставить картинки в правильной последовательности по сюжету сказки. Рассказать сказку.

Игра «Расскажи о себе».

Цель: развитие связной речи, логического мышления, внимания, памяти.

Описание: предложить ребенку с помощью картинок составить рассказ о себе.

Игра «В гостях у Дюймовочки».

Цель: развитие связной речи, внимания, мышления, памяти, моторики рук.

Описание: ребенок распределяет мелкие игрушки (бабочка, паучок, кузнечик, гусеница, ящерица, птичка) на лепестки цветка и рассказывает:

— В гостях у Дюймовочки (перечисляет всех гостей);

— Бабочка сидит на розовом лепестке и т. д.

Источник: maam.ru