Деловая игра «Работа с родителями»

Елена Фелькер
Деловая игра «Работа с родителями»

Сценарий деловой игры

«Работа с родителями»

Подготовил: старший воспитатель Фелькер Е. А.

Цель:

1. формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями;

2. оптимальные пути разрешения конфликтов;

3. поиск новых способов поведения в контактах с родителями;

4. приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива.

Форма проведения: две рабочие группы, одна экспертная группа.

Материалы и оборудование: набор фломастеров, 2 альбомных листа, конверты с вопросами для двух команд, набор журналов, бумагу для основы, клей, ножницы, карточки, на которых сформулированы фрагменты проведения встречи с родителями.

Ход игры

1 часть. Теоретическая.

Вопросы для первой группы:

1. Как вы понимаете, что такое работа с родителями?

2. Перечислите формы работы с родителями.

3. Посещение на дому. В каких случаях целесообразно посетить семью?

4. Работа с трудными семьями. Какую семью вы считаете трудной? Есть ли у вас такие семьи? Какую работу необходимо проводить с трудными семьями?

Вопросы для второй группы:

1. Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями?

2. Анкетирование. Что это такое? Назовите положительные и отрицательные стороны анкетирования.

3. Считаете ли вы эффективными такие формы работы с родителями, как День открытых дверей, открытое занятие, выпуск Газеты? Что это даёт педагогам и родителям?

4. В каком случае плохое поведение ребёнка обсуждается:

В его присутствии

Без него

В присутствии всех членов семьи

2 часть

Игровое упражнение «Современная семья – какая она?»

Цель: провести срез представлений педагогического персонала о современной семье, проанализировать идеальные установки на семью воспитанников и реальные условия.

Ход проведения

Каждой группе вручается набор журналов, бумагу для основы, клей, ножницы. Задача педагогов: изобразить современную семью в виде коллажа с помощью любых иллюстраций.

Экспертной группе изобразить семью, идеальную в их представлении.

Через 20-25 минут совместной работы каждая группа педагогов рассказывает о своём представлении семьи.

(Ведущий игры подводит итоги проделанной работы, подчёркивая ценное и уникальное виденье в каждой микрогруппе)

3 часть

Решение педагогических ситуаций.

Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями.

1. Во время сборов на прогулку один из воспитанников вдруг вынул из кармана пальто записку, адресованную воспитателю группы, с просьбой матери не закаливать её ребёнка после дневного сна. Причина не указывалась.

— Вы выполнили бы просьбу родителя?

— Какими будут Ваши действия в дальнейшем?

2. Воспитатель решил поговорить с матерью пятилетнего ребёнка по поводу драчливости мальчика.

— Как Вы начнёте беседу?

3. Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести.

— Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?

4. Днём к детскому саду подъехала машина с песком для детских песочниц. Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа. «Вечером попросите родителей перенести песок»,- предложила заведующая педагогам.

— Как вы будете просить родителей о помощи?

4 часть

Игровое упражнение «Определи логическую последовательность».

Учебная задача: определить оптимальную последовательность действий педагога при подготовке и проведении встречи с группой родителей.

Ход упражнения.

Каждая группа получает карточки, на которой сформулированы фрагменты проведения или подготовки встречи с родителями. Посовещавшись в течении регламентированного времени, играющие представляют последовательность действий при организации и проведении встречи, комментируя свой выбор.

Содержание текста на карточках.

Для первой и второй группы.

• Определяется тематика, и выбираются формы проведения встреч с родителями на основе их заявок и просьб, а так же с учётом данных о семьях воспитанников.

• Определяются педагоги, ответственные за подготовку и проведение каждой из встреч. Это могут быть воспитатели групп, логопед, муз. работник, медицинский работник и др.

• С родителями согласуются удобные для них дни проведения встреч.

• Продумывается структура и содержание каждой очередной встречи: составляется план или подробный сценарий с использованием методов активизации родителей.

• Обеспечивается заблаговременное оповещение родителей о теме встречи и их подготовка к участию в ней.

• Выясняется мнение родителей о пользе проведённой встречи в устном опросе, путём анкетирования и др.

Приложение:

Примерные ответы

1. Что такое работа с родителями?

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.

2. Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями?

1. Изучение семей детей

2. Привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения

3. Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей

4. Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии

3. Формы работы с родителями.

I. Массовые: — совместные мероприятия педагогов и родителей

• родительские собрания

• конференции

• консультации

• вечера для родителей

• кружки для родителей

• школа для родителей

• клубы по интересам

• совместные мероприятии педагогов, родителей и детей

• Дни открытых дверей

• кружки

• КВН, викторины

• Совместное творчество

• праздники

• родительские собрания

• выпуск газеты

• концерты

• соревнования

2. Индивидуальные

• беседы

• посещения на дому

• выполнение индивидуальных поручений

3. Наглядно-информационные

• информационно-просветительская (ознакомление родителей с особенностью ДОУ)

• информационно-аналитическая (опросы, срезы, анкетирование).

4. Анкетирование. Что это такое? Назовите положительные и отрицательные стороны анкетирования.

Слово «анкета» в переводе с французского языка означает «список вопросов». Этот метод пришёл в педагогику из социологии, анкетирование предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способа ответов.

Различают открытые вопросы (варианты ответов не предполагаются) и закрытые вопросы (варианты ответов заранее предусмотрены).

При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительныё опыт родителей, их трудности, ошибки, отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка.

Возможность охвата большого количества родителей, простота обработки.

Недостатки: формализм, недобросовестное выполнение заданий родителями.

5. Посещение на дому. В каких случаях целесообразно посетить семью?

Особого внимания требуют:

• дети, которые имеют неустойчивое поведение, сопровождающееся существенным ослаблением психосоматического здоровья и наличием нарушений в сфере межличностных отношений

• дети с асоциальным поведением (грубость, агрессивность)

• дети, имеющие различного рода неблагополучия личного плана: повышенную тревожность, депрессивность, заниженную самооценку

• застенчивые дети

Посещение семьи ребёнка много даёт для её изучения, установления контакта с ребёнком, его родителями, выяснения условий воспитания.

Эффективное проведение данного мероприятия требует от воспитателя деликатности, такта, высокого уровня наблюдательности, профессионализма.

Не задавая прямых вопросов взрослым, воспитатель может выяснить:

микроклимат семейных отношений, культуру общения, атмосферу

семейный уклад (есть ли традиции, какие)

организацию режима ребёнка, его игр, труда, занятий.

6. Работа с трудными семьями. Какую семью Вы считаете трудной? Есть ли у Вас такие семьи? Какую работу необходимо проводить с трудными семьями?

Неблагополучные семьи по своему укладу жизни очень различны. Особенно заметны семьи, где есть пьющие родители, ведущие аморальный образ жизни (дети в так4их семьях, если они педагогически не запущены, поддаются влиянию)

Другой тип семьи – внешне благополучный, где родители обеспеченные. Дети таких родителей рано начинают осознавать своё особое положение среди других. Воздействие на таких детей и родителей крайне затруднительно.

Этим семьям необходимо оказать помощь в воспитании детей со стороны педагогов, психологов, руководителя ДОУ. Наиболее эффективны индивидуальные формы общения, доверительные беседы; привлекать таких родителей к наблюдению за детьми.

7. Считаете ли Вы эффективными такие формы работы с родителями, как День открытых дверей, открытое занятие, выпуск Газеты. Что это даёт педагогам и родителям?

День открытых дверей является достаточно распространённой формой работы. В этот день родители активно посещают занятия и другие мероприятия с участием детей, заполняют анкеты по результатам посещения. Пишут отзывы, пожелания педагогам.

Эта форма работы позволяет увидеть реальные достижения каждого ребёнка.

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребёнка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формирование ценных жизненных ориентаций.

Интересной формой сотрудничества может стать выпуск газеты. В создании газеты участвуют администрация детского сада, педагоги, специалисты, родители и дети.

Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника». Давайте же воспитывать достойное поколение. Удачи вам!

Упражнение «Объявление»

Цель: упражнение воспитателей в составлении неординарного объявления для родителей.

Составьте яркое, шуточное объявление или приглашение для родителей

Приложение 3.

-Составьте объявление для родителей с просьбой помочь убрать группу после дезинфекции.

-Составьте приглашение для родителей на акцию «Мой цветущий детский сад»

-Составьте приглашение для родителей на субботник.

-Составьте объявление для родителей с просьбой помочь оформить группу к Новогоднему празднику

Заключение

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Постепенно уходит не понимание, не доверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Для достижения успехов в воспитании необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада. Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность в них, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов. Ведь цель одна – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Рефлексия «Не знаю как вам, а мне…»

Педагог-психолог предлагает коллегам поделиться своими впечатлениями о прошедшем семинаре, закончив фразу ««Не знаю как вам, а мне…» (педагоги могут говорить о своем эмоциональном состоянии, о знаниях, которые получили либо освежили в памяти и т. д.)

Источник: maam.ru