Четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики (5–11 кл.)

Нина Шилова
Четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики (5–11 кл.)

Четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики (5-11 кл.)

По характеру учебной самостоятельной деятельности учащихся по математике целесообразно выделить 4 уровня самостоятельности.

1. Очень ярко проявляется первый уровень простейшей воспроизводящей самостоятельности в самостоятельной деятельности учащихся при выполнении упражнений на знание правил, необходимых для их выполнения. В этом случае ученик, изучив правила, рассмотрев и проанализировав образцы решения, самостоятельно решает задачи, упражнения на эти правила.

Ученик, вышедший на первый уровень самостоятельности, решая задачи, использует образец, правило или метод решения и т. п., если же задача не соответствует образцу, то он решить ее не может.

Первый уровень самостоятельности прослеживается в учебно-познавательной деятельности многих учеников, но большая их часть быстро выходят на следующий уровень, лишь некоторые из них задерживаются на нем определенное время и требуют к себе повышенного внимания учителя.

2. Второй уровень – вариативная самостоятельность. Самостоятельность детей проявляется в умении из нескольких правил, образцов рассуждений выбрать одно определенное и использовать его в процессе самостоятельного решения новой задачи.

На данном уровне самостоятельности учащиеся производят мыслительные операции, такие, как сравнение, анализ. Анализируя условие задачи, ученики перебирают имеющиеся в их распоряжении средства для ее решения, сравнивают их и выбирают более подходящее.

3. Самостоятельность ученика на третьем уровне самостоятельности – частично поисковой самостоятельности — проявляется в умении из имеющихся правил и образцов решения задач определенного раздела математики формировать обобщенные способы решения более широкого класса задач, в том числе и из других разделов математики, в умении осуществить перенос математических методов, рассмотренных в одном разделе, на решение задач из других разделов или из других учебных предметов; в стремлении найти свой прием, свой способ решения, отличный от традиционного; в поисках нескольких способов решения задачи, в выборе наиболее рационального. На этом этапе самостоятельности присутствуют элементы творчества.

4. Творческая самостоятельностьчетвертый уровень самостоятельности. Самостоятельность некоторых учащихся имеет творческий характер, что находит выражение в самостоятельной постановке проблемы или задачи, в составлении плана ее решения и отыскании способа решения; в постановке гипотез и их проверке; в проведении собственных исследований и т. п. Итогом этой работы становятся проекты и презентации, которые в наибольшей мере характеризуют творческую самостоятельность учащихся, необходимую в современном мире.

Источник: maam.ru