Биоэнергопластика как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Светлана Лукашова
Биоэнергопластика как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка и, рассматривается в современном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Опыт работы в группе детей компенсирующей направленности МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 2» и педагогические наблюдения показали, что важность проблемы развития речи затрагивает всю совокупность межличностных отношений, в которые вступает дошкольник. Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не дает возможности свободно участвовать в жизни общества. В группу компенсирующей направленности поступают дети с общим недоразвитием речи. Эти дети страдают пониженной способностью анализировать явление языка. Они не всегда умеют подмечать и выделять звуковые, морфологические и синтаксические элементы речи и сознательно пользоваться ими в своей практике. Кроме того, у них наблюдается недостаточная сформированность слухоречевой памяти и внимания, навыков самоконтроля. Перечисленные особенности препятствуют полноценному речевому развитию. Поэтому необходимо своевременно выявлять таких детей и как можно раньше оказать им соответствующую помощь.

Применение биоэнергопластики, как одной из современных технологий в сочетании с традиционными методами позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его более результативным

Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. Существует система работы с детьми с использованием биоэнергопластики. Её авторами являются А. В. Ястребова и О. И. Лазаренко. Согласно разработанной системе, в момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. На начальном этапе дети знакомятся с упражнением для губ, языка или челюсти по стандартной методике, тренируются в правильном выполнении перед зеркалом. Рука ребенка в упражнение не вовлекается. При этом педагог использует ручную модель языка – красную варежку. Педагог манипулирует таким «языком» — варежкой, демонстрируя артикуляционные движения в сочетании с работой руки. Выполняя артикуляционное упражнение «Поймай мышку», логопед сжимает правой рукой выпрямленные пальцы левой руки, выполняя упражнение «Чашечка» складывает ладони ковшиком, в упражнении «Месим тесто» протягивает левую ладонь, затем пощипывает её пальцами правой руки и т. д. Затем и у детей подключается к артикуляции движение сначала одной кисти ведущей руки, постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. В результате регулярного выполнения артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики, улучшается кровоснабжение артикуляционных органов, развивается подвижность, укрепляется мышечная система языка, губ, щёк, улучшается внимание, память, мышление, речь.

Биоэнергопластику можно использовать на этапе постановки звуков на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Основная цель индивидуальной работы состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, постановки звука и автоматизации его в облегчённых фонетических условиях.

Преимущества данного метода — доступность, простота и в то же время вариативность, а также возможность творческого подхода. Такая гимнастика позволяет длительно удерживать интерес ребенка, повышает мотивационную готовность к занятию и поддерживает положительный эмоциональный настрой.

Литература

1. Буденная, Т. В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.-64 с.

2. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! для детей 4-6 лет. С-Пб, 2004

3. Овчинникова Г. С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. – КАРО, 2006.- 64 с.

4. Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей. — М. : Аркти, 2001.- 144 с.

Источник: maam.ru