Учение с увлечением: учим ребенка быть внимательным

Рано или поздно перед родителями встает вопрос, как правильно подготовить дошкольника к обучению в школе? Каждому хочется, чтобы его ребенок хорошо учился, легко усваивал знания, проявлял все свои таланты. Для этого взрослые стараются в первую очередь научить дошкольника читать и писать, подчас забывая о том, что во многом успехи в школе зависят от развитости психических процессов. 
Немаловажное место среди них занимает внимание, потому что ни один психический процесс без него не проходит. В психологии принято следующее понятие о внимании: это направленность сознания человека на значимый для него объект (люди, предметы, события, природа). Внимание ребенка оценивают по тому, насколько он сосредоточен на занятии, как умеет концентрироваться на предмете, распределять свой интерес между несколькими предметами, быстро переключаться с одного объекта на другой. Поэтому, прежде чем начинать развивающие занятия дома, надо познакомиться с особенностями и техниками развития внимания.

Поговорим о том, как правильно развивать внимание

Очень хорошо, что современные родители интересуются вопросами детской психологии, такие знания помогают понимать поведение и особенности ребенка, дают возможность своевременно развивать детскую психику, формировать личность малыша. Как отличить внимание от других психических процессов, и над какими его свойствами поработать, чтобы улучшить внимательность? В первую очередь нужно сказать, что внимание имеет стройную структуру, от которой зависит, насколько успешно оно будет развиваться. 

Функции внимания:

    активизирует необходимый в данный момент психологический процесс: память, мышление, воображение;
    имеет большое влияние на выбор объектов, которые актуальны в данный момент;
    помогает длительно сосредоточиться на значимом объекте;
    очень тесно связано с процессом памяти, так как помогает удерживать необходимую информацию;
    в процессе мышления помогает правильно понять и найти пути решения мыслительной задачи.

Не являясь психическим процессом, оно, тем не менее, всегда сопровождает деятельность психики и имеет определенные особенности или свойства.

Свойства внимания:

    Сосредоточенность или концентрация на значимых для человека объектах зависит от их количества и будет тем выше, чем ограниченнее круг объектов. Яркой иллюстрацией этой особенности является выражение «глаза разбегаются», например, в магазине игрушек трудно выбрать какую-то одну.  
    Интенсивность или напряженность — наиболее яркая характеристика внимания. В момент настоящей концентрации на объекте человек захвачен им и не реагирует на происходящее вокруг. Чаще всего это происходит, когда есть сильный интерес к предмету. Например, ребенок так захвачен игрой, что не слышит, как его зовет мама.
    Как видно, эти особенности взаимосвязаны между собой, так как, сосредоточившись на узком круге объектов, человек интенсивно действует с ними. И наоборот, если объектов много, концентрация ослабевает.
    Распределение внимания проявляется при одновременном выполнении двух или более действий: например, готовя обед из нескольких блюд, хозяйка одновременно помешивает суп и следит за котлетами. 
    Устойчивость внимания ярко обнаруживается, когда стоит задача длительно удержать его на каком-либо действии или объекте, например, при решении математической задачи или написании диктанта. 
    Переключение внимания обычно происходит при переходе от одних действий к другим. Быстрота переключения зависит от того, насколько интересны для человека новые действия или объекты.Ярким примером является быстрый переход ребенка от игры в детском саду к радостной встрече с мамой, которая пришла за ребенком. 

Виды внимания

Важным моментом при изучении внимания как сопроводителя всей психической деятельности является знание его физиологического механизма, которым является ориентировочный рефлекс. Классическим примером может служить хорошо известная ситуация: ребенок играет увлеченно с игрушкой, но вот скрипнула дверь, и он, несмотря на игру, смотрит с настороженностью: «что там?» Кроме того, в физиологический механизм внимания вовлечена работа всех органов чувств: слуха, зрения, осязания, обоняния. С этим процессом связаны особые виды внимания — слуховое, зрительное, двигательное. Существуют также виды, зависящие от воли человека, большей степени именно они влияют на формирование внимательности как качества личности. 

Непроизвольное внимание. Такой вид обычно возникает без усилия воли, неосознанно и направлен на интересующий человека объект. Например, малыша привлечет новая игрушка, школьника – какой-либо гаджет, взрослый заинтересуется нашумевшим фильмом. Специалисты характеризуют непроизвольное внимание как непосредственное, данное от рождения.
Произвольное внимание. Для произвольного внимания обязательно нужны волевые усилия и поставленная задача. Человек сосредотачивается на объекте не только в результате интереса, а тогда, когда это необходимо, например, во время учебы, выполнения рутинной работы. У детей соответственно преобладает первый вид, а свойства произвольного внимания необходимо развивать при помощи специальных приемов.
Послепроизвольное внимание. Этот вид является связующим звеном двух других, так как внимание, которое изначально проходило при помощи волевого усилия становится непроизвольным вниманием, не требующим никаких усилий. Это обычно бывает в том случае, когда человек начинает выполнять непривлекательную для него работу, а потом увлекается ею. Например, нужно прочитать научный текст, сначала сосредоточенность на тексте идет очень тяжело, а потом приходит увлеченность содержанием. 

Особенности развития внимания в дошкольном возрасте 

Как психический процесс, внимание дошкольников развивается со всеми своими особенностями на каждом возрастном этапе. В таком случае принято говорить о развитии внимания в онтогенезе (то есть происходят существенные изменения в формировании психологических структур в детстве).

Этапы развития внимания дошколят

    В первые месяцы жизни ориентировочный рефлекс работает уже достаточно хорошо, грудничок активно откликается непроизвольным вниманием на заинтересовавшее его действие или предмет, но только очень кратковременно.
    На втором году жизни на основе этого рефлекса появляются исследовательские действия, которые закладывают основы произвольного внимания. Малыш охотно рассматривает игрушку, ощупывает ее, манипулирует с ней.
    Второй год жизни характеризуется также тем, что ребенок начинает действовать под влиянием речи взрослых. Например, родитель побуждает малыша рассмотреть книжку или игрушку, повторить какое-либо действие, предварительно внимательно ознакомившись с ним. 

Важно: малыш отказывается концентрировать свое внимание на чем-либо, если взрослый преждевременно побуждает его к действию с несколькими предметами.

    К концу третьего года при помощи специальных приемов начинают развиваться волевые усилия, при помощи которых ребенок может удерживать свое внимание на объекте уже продолжительное время (до 10 минут).
    Средние и старшие дошкольники проявляют свою способность действовать по инструкции взрослого, овладевают навыками распределения внимания, поэтому им можно предлагать для рассматривания несколько объектов.
    У старших дошкольников под влиянием систематичной работы уже достаточно хорошо развиваются навыки произвольного внимания, при этом появляется опора на вспомогательные средства (специальные способы развития внимания).

Важно: развитие внимание от непроизвольного к произвольному идет при систематической работе с соблюдением основных принципов: от простого к сложному, от единичного к множественному.

Рекомендации по развитию внимания

Всем хорошо известно, как необходимо хорошее внимание на протяжении всей жизни человека. Каждый в определенный период приходит к необходимости развивать внимательность как качество личности. Но гораздо важнее развивать навыки произвольного внимания с раннего детства. Специалистами разработаны эффективные техники развития внимания. Большинство приемов взяли в свои копилки разнообразные методики дошкольного воспитания: развития речи, математических представлений, ознакомления с окружающим миров и другие. Какие рекомендации по использованию некоторых приемов в домашних занятиях можно предложить родителям?

Играть больше, играть чаще

Большое значение имеют игровые приемы, так как в дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности:

    Ставя цель перед ребенком сосредоточить внимание на каком-либо объекте, родитель облекает ее в игровую форму: «Какого мишку подарить на день рождения сестричке: чем отличается один мишка от другого?», «Соберем красивый букет из осенних листьев: чем похожи и не похожи листики?», «Посмотри внимательно на книжку: кажется, у нас уже есть такая дома?» Взрослый всегда может использовать любую ситуацию для развития произвольного внимания своего малыша.
    Подборка пособий с логическими упражнениями, которые в большом количестве имеются в продаже: графические диктанты, таблицы Шульте, лабиринты, головоломки, помогут в развитии правильного распределения внимания.
    Словесные игры, которые можно использовать в виде развлечения в поездках, во время семейного досуга, имеют прямое предназначение для решения задачи на формирование внимательности: «Да и нет не говорите», «Загадки-отгадки», 
    Подвижные игры и спортивные состязания с правилами сослужат хорошую службу для формирования внимательности, сосредоточенности на объекте: «Кто ушел?», «Колечко- колечко, выйди на крылечко…». Интересно проходят игры с мячом («Ловишки», по типу «Летает – не летает» и подобные). Дети любят игры с элементами соревнования: кто дальше, выше, быстрее.

Система, последовательность и постоянство

При организации домашнего обучения с дошколятами, родители должны помнить, что отличные результаты получаются только тогда, когда работа проводится постоянно, последовательно. Ребенок быстро привыкает к системе домашних занятий, если они правильно организованы, проводятся по принципу «от простого к сложному», с учетом возрастных изменений малыша, умения распределять внимание. Например, в раннем детстве, все объекты должны быть яркими, привлекательными, без излишних деталей. Для ребят постарше, наоборот, предлагаются предметы с большим количеством деталей, чтобы поддержать их интерес к действию с предметами: конструкторы, лего.

Как организовать занятия с ребенком?

Родителям важно знать, для того чтобы добиться хороших результатов в формировании личности ребенка, необходимо соблюдать определенные условия развития внимания. Так, дошкольникам и младшим школьникам важно, чтобы была привычная обстановка проведения домашних занятий: правильно организованное рабочее место, освещение, исключение сильных раздражителей в виде громких звуков телевизора, музыки, разговора взрослых на отвлеченные темы, присутствия посторонних. 
Большое влияние на устойчивость их внимания имеет эффективная организация деятельности. Школьная методика, например, предполагает такой режим выполнения домашних занятий:  

    в первом классе – до одного часа с 5-10 минутным перерывом;
    во втором классе – до 1,5 часов с перерывом после каждых 25 минут напряженной работы;
    в третьем и четвертом классах – рекомендовано тратить на занятия до двух часов с несколькими перерывами.

Учет индивидуальных особенностей

Важен также тот факт, что каждый человек имеет свои, только ему присущие, особенности психики. Очень многое зависит от типа темперамента, способностей к тому или иному виду деятельности, физического состояния. Например, кто-то быстро научается концентрировать внимание на нескольких предметах и долго удерживать его. А кому-то приходится прикладывать немало волевых усилий, особенно для выполнения однообразной работы: решение примеров в начальной школе, закрашивание карандашами большого объема и подобное. Если родители внимательны к своим детям, они смогут вовремя заметить, что утомляет их, какие внешние раздражители негативно влияют на сосредоточенность во время деятельности, какой объем работы непосилен ребенку. Исключив все отрицательные моменты, взяв на вооружение новейшие методы и приемы развития внимания, они всегда могут помочь ребенку развить произвольное внимание и внимательность. 

 

Источник: myintelligentkids.com