Развиваем пространственное мышление у дошкольников
Если спросить родителей, что должен уметь ребенок при поступлении в школу, то многие ответят: читать, писать, рисовать. И мало кто из них задумается о таком необходимом навыке, как ориентировка в пространстве, который имеет большое значение для успешного обучения. Специалисты отмечают: дети, у которых плохо развиты пространственные представления, испытывают трудности при обучении письму и математике. Что могут сделать родители, чтобы своевременно развивать у ребенка пространственное мышление? На помощь приходит специальная методика, помогающая подготовить к учебе будущего первоклассника.
Что надо знать родителям о пространственном мышлении?
В основе пространственного мышления лежат представления о формах и размерах объектов, их расположении, взаимодействии и движении в пространстве. Прежде чем начинать домашние занятия по развитию пространственных представлений, родителям нужно четко понимать, какие умения необходимы ребенку и как методика помогает их сформировать.
Совет! Развитие пространственного мышления идет поэтапно, в каждом возрастном периоде имея свои особенности. Поэтому не надо сразу загружать ребенка большим объемом знаний, пространственные представления должны накапливаться постепенно.
Для правильной организации домашних занятий родителям важно знать, что для дошколят ориентировка в пространстве предполагает развитие таких умений, как:
-
свободно ориентироваться по отношению к себе и напротив находящемуся человеку (левая и правая сторона);
определять движения вперед — назад, вверх — вниз, вправо — влево.
обозначать стороны горизонта: север, юг, запад, восток;
моделировать положение объектов в пространстве;
понимать заданное направление, чтобы перемещаться в соответствии с ним;
ориентироваться в двухмерном пространстве (плоскость с длиной и шириной);
графически воспроизводить различные направления.
Поэтапное формирование пространственных представлений
Зачастую родителям кажется, что нет ничего проще, чем обучить малыша ориентироваться в пространстве. Однако развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста идет по определенным правилам:
-
знания ‒ по возрасту;
качество восприятия знаний зависит от обучения.
Методика определяет круг знаний о пространственных представлениях в каждой возрастной группе:
-
Главным содержанием домашних занятий для малышей становятся знания о левой — правой стороне тела. Идет знакомство с понятиями справа — слева, впереди — сзади, вверх — вниз.
На занятиях с детьми 4-5 лет происходит закрепление умения ориентироваться в пространстве. Добавляется обучение умению ориентироваться относительно других объектов, перемещаться в соответствии с заданным направлением, в двухмерном пространстве.
У старших дошкольников вплоть до школы идет дальнейшее развитие пространственного мышления на основе имеющихся знаний и приобретение новых пространственных представлений: графическое изображение, моделирование предметов, знание о сторонах горизонта.
Совет! Специалисты подсчитали, что достаточно 5-10 минут в день для занятий с ребенком, чтобы получить хорошие результаты. Главное, чтобы знания закреплялись в повседневной жизни: при умывании, питании, во время прогулки.
Какие игры и упражнения помогут освоить умение ориентироваться в пространстве?
Развитие пространственного мышления интенсивно происходит в дошкольном возрасте, для которого игра является ведущей деятельностью. Поэтому методика предполагает опору на игровые задания и упражнения, что принесет больший эффект, чем просто заучивание специальных терминов. В методике накоплено много словесных игр, упражнений с движениями, игр с предметами. Основой всех действий взрослого и ребенка послужит главная для данного возраста задача.
Игры для малышей
Развивающие задания для малышей должны быть направлены на восприятие собственного тела (левая и правая сторона), определения положения предмета вверху — внизу. Учитывая стремление детишек этого возраста к большой двигательной активности, методика предлагает подвижные игры, упражнения с предметами.
«Если нравится тебе, то делай так»
-
Привычные движения для закрепления понятий верх-низ, лево – право интересно выполнять под известную песенку «Если нравится тебе, то делай так…». Необязательно сразу начинать со сложных упражнений, пусть они будут простые, например, по команде взрослого ребенок поднимает руки вверх — вниз, в стороны, поочередно влево — вправо. Движения можно взять из комплекса утренней гимнастики, чтобы не вызвать затруднений у малышей при их выполнении под мелодию.
Совет! На первых порах малышу потребуется зеркальное отражение движений, так как он еще только усваивает пространственные представления относительно своего тела.
-
Аналогично выполняются движения для ног: «Отставить ножку влево (вправо), постоять на одной ножке (правой, левой) ».
Как усложненный вариант, после усвоения простых движений, предложить прыжки на двух ногах вперед — назад, влево — вправо.
Игры с мячом
Задания с мячом помогают детям легко ориентироваться в пространстве. Например, можно предложить бросать мяч вверх — вниз или поочередно левой, правой рукой, толкать мяч левой или правой ногой. Взрослый четко называет руку или ногу, которой производится движение.
Игрушки – помощники
Широко используются игрушки, которые помогут закрепить пространственные представления: «Машина поехала влево, а мячик покатился вправо», «Бери веревочку в левую ручку, а лопаточку ‒ в правую», «Какой игрушки не стало с правой стороны? »
Стихи и потешки в обучении
Большую пользу и удовольствие маленьким деткам доставят стихи и шутки — прибаутки, которые могут сопровождать упражнения. Взрослый читает стихотворение, а ребенок выполняет движения.
Стихи Е. Благининой:
Я умею обуваться,
Если только захочу.
Я и маленького братца
Обуваться научу.
Вот они ‒ сапожки.
Этот ‒ с левой ножки, (ребенок показывает ножки и сапожки)
Этот ‒ с правой ножки.
Если дождичек пойдёт,
Наденем галошки. (Объяснить, что галошки — это очень низкие сапожки, показать рукой на детском сапоге)
Эта ‒ с правой ножки,
Эта ‒ с левой ножки.
Вот как хорошо!
Стихотворение И. Токмаковой:
(Взрослый читает) Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
(Ребенок выполняет движение ножкой) Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова ‒ правою ногой,
Снова ‒ левою ногой,
После ‒ правою ногой,
После ‒ левою ногой.
Вот тогда придешь домой!
Народные игры на основе потешек также заинтересуют детей:
Ну-ка, топни ногой,
И притопни другой.
Топни левой,
Топни правой.
Левой, правой,
Левой, правой.
На полянке два жука (можно выполнять под веселую мелодию)
Танцевали гопака:
Правой ножкой топ,топ!
Левой ножкой топ, топ!
Ручки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
Творческие задания
Взрослый, проявляя творчество, может сам придумать забавы для своего малыша:
-
«Считаем ступеньки левой ножкой, правой ножкой».
«Мяч вверх полетел, а потом — вниз».
Для решения задачи можно преобразовать подвижную игру «Карусели»: «Еле-еле, еле-еле закружились карусели, влево — вправо, влево — вправо».
На улице также можно играть во множество самостоятельно придуманных игр на ориентировку в пространстве: «Покажи белый дом слева, найди высокое дерево справа», «Что впереди нас, а что сзади? », «Кто идет с левой стороны от нас? »
Упражнения для детей среднего дошкольного возраста
В среднем дошкольном возрасте восприятие окружающего мира совершенствуется, поэтому методика предлагает более сложные задания для развития пространственных представлений:
Сюжетные игры
Для знакомства с новым представлением ‒ ориентировки относительно предметов широко используются игрушки. Дети любят сюжетные игры, поэтому можно использовать знакомые ситуации для задания:
-
«День рождения куклы», в гости пришли игрушки, слева за стол усаживаются мишки, справа ‒ куклы.
«Наш мишка заболел», под левую лапку поставим градусник, в правую ‒ дадим ложку с медом.
Можно придумать разные сюжеты, наблюдательные родители знают, в какие игрушки любит играть их малыш.
Игры в прятки
-
Прятки ‒ любимая игра дошколят, которую можно с успехом использовать в обучении. Ребенок выходит за дверь, а взрослый прячет игрушку. Потом «прокладывается» путь к спрятанному предмету при помощи инструкции: «три шага вперед, шаг ‒ влево, прямо два шага, шаг вправо и т. д.» Таким образом начинается обучение перемещению в двухмерном пространстве.
Как новый вариант игры, можно использовать разноцветные стрелки, указывающие путь к игрушке. Взрослый активизирует дошкольника с помощью вопросов: «В какую сторону показывает зеленая стрелка?», «А сейчас куда идти по красной стрелке?»
Далее можно усложнить задание: предложить дошкольнику спрятать предмет и руководить действиями взрослого.
Совет! На первых порах инструкции малышу давать достаточно сложно, поэтому можно помочь вопросами: «По какой стрелке мне пойти влево? », «Какая стрелка поможет пойти вправо? »
Подвижные игры
Игры с мячом, кеглями, другими спортивными предметами также помогут дошкольникам ориентироваться в пространстве. Например, популярны среди детей игры:
-
«Мяч в корзину» (мячи одного цвета забрасываются в левую корзинку, другого ‒ в правую);
«Сбей кеглю (синие кегли сбиваются левой рукой, красные ‒ правой)».
Задания для детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте накапливается определенный чувственный опыт, восприятие представлений расширяется. Поэтому главным содержанием занятий становится самостоятельное моделирование пространства, его графическое изображение, ориентировка в двухмерном пространстве. Методика предлагает для заданий игровые упражнения — алгоритмы, требующие применения логического мышления:
«Графический диктант»
Родители могут использовать для диктанта уже готовые тетради с заданиями. Но детям гораздо интереснее выполнять упражнения, которые придумали сами родители, например, нарисованные по клеточкам изображения предметов или животных. Ребенку предлагается на листе бумаги обводить клеточки в соответствии с инструкцией: «четыре клеточки прямо, три клеточки вниз, одна клеточка вправо и т. д. (до тех пор, пока не получится изображение предмета) ». Потом изображение можно раскрасить. Кроме того, графические диктанты являются прекрасным средством развития мелкой моторики, необходимой при обучении письму.
Совет! Для развития пространственных представлений, которые необходимы при обучении письму и математике, нужно закрепить в графических диктантах умение находить части, углы, центр листа.
Настольные игры
Классикой в методике являются настольные игры для ориентировки в пространстве.
Важное место занимают игры в ограниченном пространстве: шахматной доске, столе, журнале. Например, популярны «Ход конем», «Колумбово яйцо», «Разрезные картинки», «Сложи узор», головоломки.
Игра «Регулировщик»
Актуальна для закрепления правил дорожного движения.
-
Поле для такой игры можно изготовить вместе с ребенком. Вычерчивается дорога, идущая в разных направлениях к определенному зданию (магазин игрушек, зоопарк), подбираются машинки. Ведущий (взрослый или ребенок) указывает путь «водителю»: прямо до светофора, вправо и т. д.
Аналогично проводится игра на игровом поле «Пройди по улице, перейди дорогу» с мелкими игрушками.
«Лабиринт»
-
Задание направлено на восприятие и нахождение предмета в двухмерном пространстве. Так же, как и в предыдущих играх, изготавливается поле с начерченным лабиринтом, внутри которого находится игрушка. Игрок должен рисовать правильный путь с комментариями.
Как вариант, можно усложнить задание: «Найди самый короткий путь».
«Зеркало наоборот»
Играющие садятся напротив друг друга, ведущий объясняет, что все движения, которые он покажет, надо делать наоборот. Например, он прикасается левой рукой к правой щеке, игрок должен повторить наоборот; поднимает левую руку, ребенок ‒ правую .
Словесные игры
Чтобы дошкольник активно пользовался ориентировочными понятиями, их нужно ввести в его активный словарь. Для этого предлагаются словесные игры:
-
«Скажи наоборот: вверх-…, влево-…, север-… » (как вариант проводится игра с мячом),
«Я начинаю, а ты продолжай» (взрослый начинает предложение с обозначения пространственного отношения, дошкольник продолжает, например, белые медведи живут на севере…).
В методике развития пространственного мышления представлено много заданий, которые родители с успехом могут использовать для домашних занятий. Наиболее ценными будут игры, изобретенные взрослыми совместно с дошколятами, так как лучше всего запоминается то, что придумано самостоятельно.
Источник: