Развитие творческого воображения — путь к успешному обучению младших школьников

Считается, что самым лучшим периодом для развития воображения является старший дошкольный возраст. К переходу в школу дети должны овладеть приемами составления новых образов, преобразования имеющихся. Это необходимо для успешного обучения многим предметам начальной школы: математике, чтению, рисованию, ознакомлению с окружающим миром. Однако не всегда младшие школьники имеют хорошо развитое воображение. В результате возникают проблемы, когда ученик не умеет составить творческие рассказы, найти оригинальные решения задачи, ему требуется помощь в описании окружающих объектов, выполнении творческих работ. Чтобы избежать подобных трудностей, нужно постоянно проводить работу на развитие воображения у детей младшего школьного возраста. Этот период имеет свои возможности для дальнейшего совершенствования воображения, так как у детей активно развивается учебная деятельность. Поэтому хорошим средством для развития творческого воображения являются специальные упражнения с заданиями, похожими на школьные. Они доступны для проведения и в домашней обстановке.

Что нужно знать родителям о специфике упражнений?

При организации домашних занятий с детьми, родителям желательно знать, что специфика упражнений заключается в их отличии от игры. Игра, которой даже младший школьник посвящает много времени — это свободная деятельность ребенка. Если он не хочет играть, ничто его не заставит это сделать. В упражнениях же четко выделены задачи обучения, многократно повторяющиеся действия в соответствии с определенными правилами. Иногда ребенку трудно преодолеть монотонность действий, которыми изобилуют многие упражнения. Он может отказываться выполнять какое-либо не понравившееся ему задание. Родителям нужно, учитывая такую особенность, сделать упражнения увлекательными, если они хотят добиться хороших результатов. Кроме того, творческое воображение нуждается в специальных упражнениях. Помимо фантазирования они помогают детям овладеть новыми способами создания образов, что в принципе составляет основу творчества. Поэтому родителям просто необходимо все правильно организовать в домашней обстановке, соблюдая определенные требования:

    систематичность и последовательность проведения упражнений;
    соблюдения принципа «от простого к сложному»;
    создание мотивации действий (ребенок должен четко знать, с какой целью он будет выполнять задание). Например, родитель говорит: «Если ты научишься придумывать новые слова, будешь получать пятерки на уроках чтения». Младшие школьники уже хорошо воспринимают мотивацию к учению, так как у них активно формируется произвольность и действий, и психических процессов.

Особенности развития воображения в домашнем обучении

Какие упражнения можно предложить на развитие творческого воображения младших школьников во время домашнего обучения? Педагоги выделяют развивающие упражнения, включающие творческие задания (с элементами рисования, лепки, аппликации); дидактические (обучающие) игровые упражнения, упражнения на основе подвижных игр.

Творческие задания

Целью творческих заданий является развитие умения видеть и составлять образы из отдельных элементов, придумывать новые на основе уже имеющихся образов. Родителям нетрудно проводить подобные упражнения на развитие воображения, так как младшие школьники любят рисовать, лепить, конструировать.

«Точка, точка, два крючочка…»

Упражнение построено на старинной забаве, в которой заложены элементы творчества. Дети хорошо помнят забавы из раннего возраста, когда родитель рисовал смешные рожицы, приговаривая потешку: «Точка, точка, два крючочка, носик, ротик, огуречик – получился человечек!» Выполняя задание, взрослый и ребенок рисуют произвольно разные точки и крючочки, затем меняются заготовками. Задание состоит в том, чтобы превратить закорючки в смешные рисунки – образы человечков. Хорошо после рисования обсудить, какие они получились: веселые, неуклюжие, пляшущие, хитрые. Побуждать ребенка находить, как можно больше эпитетов и сравнений.

«Кляксы»

Классическое упражнение, часто используемое психологами, направлено на развитие воображения младших школьников. В домашнем обучении такое задание будет интересно детям, как оригинальное действие с красками. Взрослый показывает школьнику, как можно использовать краску и бумагу в необычных вариациях. Лист бумаги складывается пополам, разворачивается, в середину сгиба жидкой краской (как капля) наносится краска. Затем лист опять сворачивается. Ребенку предлагается ладошкой плотно прогладить сгиб и опять развернуть. Получившиеся кляксы рассмотреть, пофантазировать, что бы это могло быть? Младшего школьника нужно научить подрисовывать к кляксе детали, чтобы получился какой-либо образ: облачко закрыло солнце, паучок плетет паутину, лужица на дороге, по которой шагают сапожки. Чем больше придумано образов, тем лучше. Если проводить упражнение постоянно, то родитель убедится в том, что довольно быстро младший школьник научается находить оригинальные решения. Такое упражнение хорошо ввести в семейный досуг, интереснее всей семьей рисовать кляксы. Можно вести альбом, куда вклеивать рисунки ребенка, и проследить, как совершенствуется его творческое воображение.

«Придумай и дорисуй»

Цикл таких упражнений направлен на развитие воссоздающего воображение, а на его основе будут формироваться творческое воображение, графические навыкы, образное мышление. Для подобных заданий взрослый заранее готовит карточки с прорисовкой не самих предметов, а их незавершенных контуров. Если ребятишки еще в дошкольном возрасте интенсивно обучались способам типизации и аналогии изображения образов, то для них не составит труда дорисовать карточки. Поэтому им можно предложить усложненный вариант задания: вместо контуров точки, которые мысленно можно собрать в очертания разных образов, обвести их и раскрасить. Сейчас много похожих пособий можно приобрести в магазине или найти в интернете и распечатать для занятий. На первых порах лучше, если точки будут пронумерованы, чтобы ребенку было легче сориентироваться в их многообразии. После отработки навыка можно предлагать задания без нумерации. Школьник может уже сам занимать свой досуг подобными заданиями. Но роль взрослого не исключается, так как обязательно нужно обсуждать с ребенком получившиеся изображения, собирать их в папку, чтобы была возможность следить за развитием воображения.

Темами для таких заданий могут быть:

    образы растительного и животного мира (бабочки, цветы, деревья, собачки, котята);
    бытовые вещи (посуда, мебель);
    узнаваемые сказочные герои (крокодил Гена, Чебурашка, Буратино);
    транспортные средства (автомобиль, поезд, самолет).

Главное, все зависит от подготовленности младшего школьника, его приобретенного опыта. Родители сами должны ориентироваться на то, что умеет их ребенок.

«Книжки — малышки»

Достаточно сложное упражнение, предполагает наличие у школьника опыта, графических навыков, развитого воссоздающего воображения, на котором потом построится творческое воображение. Взрослый делает подборку небольших стишков, которые нетрудно иллюстрировать. Предварительно можно рассмотреть иллюстрации в любимых детских книжках, обсудить, как художник выражает настроение героев, что он показывает деталями, пейзажем, в котором происходит действие. Стихи в этом случае подойдут любые, главное, чтобы ребенку удалось почувствовать настроение, эмоции, которые в них передаются. Например, это могут быть стихи авторов или народные потешки, или стихи, сочиненные дома, во время семейного досуга:

Гости

Сегодня кот Василий
Пушистый и красивый,
И я надела синий,
Свой лучший из нарядов!
Приедет тетя Нюрочка
И дочка ее Шурочка,
И кошка ее – Мурочка,
И мы им очень рады.
М.Шварц
 

Обновка

У березки обновка – сережки.
Покрутилась березка на ножке.
Показала сережки грачу,
Одуванчику, мошке, лучу…
И уже обойтись без сережек
Днем и ночью березка не может:
Даже спит, не снимая с ветвей
Золотистой обновки своей…
Л. Кудрявская
 

Рыбка

Где ж ты, рыбка золотая?
О тебе всю жизнь мечтаю!
Я ни капельки не жадный!
Не для красного словца:
Ни корыта мне не надо.
Ни, тем более, дворца.
Дорогая рыбка, где ж ты?
В море? В озере? В реке?
Ты одна моя надежда
На пятерки в дневнике!
Сергей Климчук

Потешки

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.

Курочка-пеструшечка
По двору ходит,
Цыплят выводит,
Хохолок раздувает,
Малых деток потешает.

Дидактические игровые упражнения

Воображение зависит не только от того, как умеет ребенок составлять новые образы, но и от жизненного опыта, широты фантазии, богатства эрудиции. Поэтому одной из задач работы по развитию творческого воображения становится расширение знаний об окружающем. Этому могут помочь обучающие или дидактические игровые упражнения. Какие дидактические игры можно предложить младшим школьникам? Как правило, это словесные игры — упражнения для развития нужных свойств или упражнения с картинками.

«Составь предмет»

Популярная игра — упражнение с разрезными картинками, где дети тренируются составлять образы при помощи деталей. Она знакома детям еще с дошкольного периода. В младшем школьном возрасте ее требуется усложнить при помощи большего количества деталей и более разнообразной тематики. Например, в задании «Собери цветок» можно предложить изображения не только общеизвестных цветов (одуванчик, колокольчик, роза), но и малоизвестных, например, анемоны, маки, фиалки.

Аналогично упражнение «Собери животное», где нужно составить образ животного при помощи карточек — элементов. Задание также содержит и хорошо известных животных, и экзотических: леопард, бегемот, панда. Темами также могут быть бытовые предметы, транспорт, профессиональные инструменты (врача, пожарного, водителя).

«Друдлы»

Сейчас становится популярной игра в друдлы (англ. doodle — каракули, riddle — загадка), то есть картинки с изображением абстрактных форм, в которых нужно увидеть образы каких-либо предметов. Имея хорошее воображение, в одной картинке можно рассмотреть несколько изображений. Эту игру хорошо использовать как упражнение для развития творческого воображения у младших школьников в домашнем обучении. Картинки для заданий можно распечатать с компьютера или купить. Взрослый предлагает ребенку выбрать любой друдл и рассмотреть его. А затем по очереди родитель и ребенок перечисляют те образы, которые удалось увидеть внутри каракуль. В задании нет правильных и неправильных ответов, главное – оригинальное решение. Чтобы поддержать интерес ребенка к такому довольно трудному действию, можно упражняться в друдлах всей семьей, сделав задания веселым и увлекательным делом.

«Ассоциации»

Классическое упражнение, которое младшие школьники могут встретить в учебниках по логике. Однако такие задания можно с успехом использовать для развития творческого воображения, так как в них четко прослеживается логическая взаимосвязь образов окружающего мира. При постоянной тренировке у младшего школьника развивается не только логическое мышление, но и умение находить оригинальные, нестандартные решения. Вначале такое упражнение можно проводить при помощи картинок. Например, взрослый предлагает ребенку картинку с изображением лодки, дает задание: подобрать из имеющихся картинок все изображения, ассоциирующиеся с заданным образом. Это могут быть: вода, весло, рыбацкая сеть, тельняшка, чайка, рыба, шторм, дырка. Чем больше будет выборов, тем лучше у ребенка развито воображение. Когда школьник освоит задание с опорой на наглядность, можно будет переходить на словесный ряд (без картинок). Пиком развития можно считать, если ребенок научится соединять не только реальные образы, но и абстрактные, обозначаемые, например, словами: добро, грусть, пятерка, жизнь, красота.

Подвижные игры как упражнения на воображение

Некоторые подвижные, в которые так любят играть ребятишки, можно тоже использовать для развития воображения, если превратить их в тренировочные упражнения. Для этой цели подходят игры, где правилами являются:

    умение выделить типичное, существенное у предмета;
    умение изобразить при помощи свойств воображения тот или иной образ;
    придумать новый образ на основе имеющихся в сознании.

Главное отличие таких упражнений от игры в том, что здесь более определенно выступают задачи прямого обучения.

«Смешные названия»

Игра с мячом становится упражнением, если четко и неоднократно будут повторяться определенные действия. Хорошо, если в ней примут участие несколько детей. Ведущий бросает мяч с каким – либо словом, игрок, к которому он летит, должен вернуть со словом, обозначающим новый образ этого же предмета. Чем смешнее новый образ, тем больше интереса к упражнению. Например, мяч летит со словом «ручка», в ответ – «писалка», книга – читалка, ботинки – ходилки, сумка – тащилка, лопатка – копалка. Выигрывает тот, кто придумал больше всех смешных образов.

«Где мы были, не скажем, а что делали – покажем»

Старинная забава, в которой дети развивает умение выделять свойства определенного действия и изображать его, узнавая через изображение его смысл. Хорошо такое упражнение предложить нескольким ребятишкам или пригласить членов семьи. Ведущий уходит, чтобы не слышать, как игроки договариваются о том, что они будут показывать. Игра сопровождается словами ведущего и ответами игроков: «Где вы были?» — «Мы не скажем!» — «А что делали?» — «Покажем!» С этими словами участники представляют задуманное действие. Ведущий должен отгадать, что было задумано. В упражнении необходимо идти от простого к сложному, постепенно усложняя задуманные действия. Не забывать поощрять ребенка за оригинальное изображение: мимику, позы, движения.

«Море волнуется»

Классическая игра, которую любят играть и дети, и подростки, также может стать интересным упражнением для развитие воображения в младшем школьном возрасте. Упражняться можно с одним ребенком или с группкой ребятишек. Водящий отворачивается от игроков и произносит: «Море волнуется — раз! Море волнуется — два! Море волнуется — три! Морская фигура на месте — замри!» При произнесении текста дети выполняют произвольные движения (кружатся, пританцовывают, раскачиваются). На последнем слове ведущий поворачивается, игроки «замирают», изображая образ из морской темы: кораблик, якорь, чайку, рыбку. Ведущий подходит к любому игроку и «оживляет» его. Ребенок должен изобразить при помощи движений, мимики, жестов образ, который задумал.

Как вариант, упражнение можно разнообразить, если морская фигура будет предложена ведущим. Например, при произнесении последних слов, он добавляет образ из морской тематики: «Морская фигура кораблик — замри!» Каждый из участников должен продемонстрировать оригинальное решение одной фигуры. Ведущий обходит всех участников, «оживляя» их, они показывают свою вариацию. Чем оригинальнее будет образ, тем интереснее проходит упражнение.

Еще одним вариантом упражнения может стать предложение ведущего изобразить фигуру птицы, животного, любого объекта.

Такие простые и доступные упражнения могут стать отличным средством для того, чтобы родители могли помочь младшему школьнику овладеть творческим воображением. Они же внесут разнообразие в семейный досуг.

Источник: myintelligentkids.com