Развитие и обучение ребенка с помощью игры в пазлы

Пазлы — это игра, несущая в себе развивающий смысл. Важно то, что таким образом развитие ребенка идет незаметно, в игровой форме, поэтому пазлы — отличный вариант обучения и развлечения одновременно. Все детские специалисты сходятся в одном мнении — основная деятельность ребенка — это игра. Через игру идет его общение и взаимодействие с внешним миром, через игру он учится и развивается, получает знания, приобретает полезные умения и навыки. А такая игра, как пазлы — полезна вдвойне, поскольку несет в себе мощное развивающее начало. Как они появились?

История

Пазлы были придуманы, как учебный материал для запоминания карты мира. Идея разрезать бумажную большую карту пришла в голову англичанину Джону Спилбери в 18 веке. Ноу-хау пошло в массы. Хоть и стоила новинка по тем временам дороговато, но современники Спилбери оценили по достоинству новаторский подход учителя географии и вовсю раскупали игру. Затем стали выпускать не только карты, но и прочие изображения, картины, портреты — в виде пазлов.

Затем в Америке появился картон, и игра пошла в широкие массы, став доступной даже беднякам. А в 20 веке в салонах Европы знать развлекалась собиранием красивых картин из огромного количества мелких элементов. Некоторые такие картины собирались по нескольку лет, настолько они были огромны и сложны.

В дореволюционной России заграничную игру называли «пузеля» и привозили прямиком из Англии. Доступны они были тогда, конечно, только знати. В России в советский период пазлов не было, поскольку игра считалась капиталистическим излишеством и ненужной советским детям забавой.

Классификация пазлов

Детские пазлы выпускаются в расчете на детей разного возраста, для малышей — одни, для школьников — другие. Рассмотрим виды пазлов.

    Для детей до года.
    Конечно, сам в этом возрасте малыш картинку не соберет. Но ему можно показывать и демонстрировать на крупных ярких пазлах, как их собирать. Будьте уверены, ребенка этот процесс обязательно заинтересует.
    Не годятся в этом возрасте картонные пазлы — они обязательно окажутся во рту ребенка. Больше подойдут наборы с моющимися деталями — из пластика или гладкой резины. Есть даже специальные коврики — пазлы, по которому ребенок может и ползать, и сидеть на нем, разбирать и пытаться собирать.

    До полутора лет.
    Ребенок уже намного самостоятельнее и может начинать собирать пазлы сам. Для этого подойдут самые первые простые картинки, разрезанные на крупные детали. Желательно начинать с 2-3 деталей. В этом возрасте можно приобретать пазлы с персонажами мультфильмов — это наиболее актуальная тема для таких маленьких детей, а когда ребенок достигнет 3-4 лет, можно будет использовать алфавит и цифры.

    До трех лет.
    Это период быстрого и активного развития ребенка. Развивается, в том числе, и мелкая моторика его пальчиков. Пазлы как нельзя лучше могут помочь в закреплении этой необходимой функции. Сами элементы пазлов в этот период уже становятся более мелкими, и количество деталей в наборе может достигать 24 штук. В этом возрасте лучше всего подойдут деревянные пазлы, имеющие рамку и картинку — подсказку в качестве подложки, на которой будет собираться пазл.

    До шести лет.
    Дети детсадовского среднего возраста уже много что умеют, неплохо говорят, действуют самостоятельно. Поэтому задачу с пазлами можно уже существенно усложнить. Например, можно давать ребенку собирать картинку, не показывая образца, чтобы он сам сообразил, как должны располагаться детали. Так быстро формируется мышление ребенка, развивается мозг и напрягается воображение. В этот период можно использовать пазлы в наборах до 50 штук.

    От шести и старше.
    Ребенок уже вполне самостоятельный, поэтому можно покупать для него уже довольно сложные наборы. А сюжеты подбирать в соответствии с хобби и интересами ребенка или использовать как познавательно — обучающий элемент, например, картины известных художников, достопримечательности, известные личности, исторические события и т.п. А также можно поэкспериментировать с формой пазла, например 3D пазл — шар. Помощь взрослого требуется уже только в крайних случаях.

Развивающее значение

В классификации детских развивающих занятий собирание пазлов стоит на самых верхних ступенях. Какие качества характера вырабатывает и какие навыки прививает сбор пазлов:

    Аккуратность. Картинку надо собрать тщательно — чтобы совпадали все детали.
    Терпение. Занятие требует выдержки. Но эта игра способна настолько заинтересовать малыша, что он может просидеть даже час или больше, пытаясь собрать картинку.
    Усидчивость. Неотделима от терпения.
    Идет развитие мелкой моторики.
    Игра расширяет кругозор ребенка, его воображение, фантазию, прививает творческие навыки.
    Развивается логическое мышление и абстрактное.
    Ребенок учится смотреть вперед и строить в голове планы — каким будет его следующий шаг — то есть какой элемент пазлов будет следующим. Это помогает малышу учиться мыслить стратегически, заглядывая вперед.
    Собирание пазлов, особенно без подсказки или с минимальными, взрослых, учит ребенка принимать самостоятельные решения.
    Формируются понятия части и целого.

Как правильно собирать

Правильно собирать пазлы тоже нужно уметь. Какие этапы есть при сборке деталей:

    Первым делом нужно найти поверхность, свободную от вещей, чистую и гладкую где вы будете пазлы раскладывать. При выборе места учитывайте конечный размер картинки.
    Первым делом собираем рамку. Понять, где рамка среди кучки деталей можно, рассмотрев все элементы — у рамки одна из сторон или две — если это угловая фигурка — будут гладкой.
    Сортируем оставшиеся детали. Легче всего сортировать по цветам. Белое — в отдельную кучку, красное — в отдельную и т. д. Так будет гораздо проще в процессе сборки.
    Выкладывайте небольшие блоки. Если две детали скреплены между собой, уже становится значительно проще идти дальше. Так понемногу собирается вся картинка.

Требования к качеству

Совсем малышам нельзя давать наборы с мелкими деталями — они наверняка будут проглочены. Все элементы игры должны быть яркими, чтобы их было интересно собирать, без зазубрин и колющих торчащих кусочков картона.

Обязательно позаботьтесь о том, чтобы купленный вам набор пазлов был экологически безопасен для ребенка и исключите все варианты того, чтобы ребенок поранился или проглотил деталь.

Важные навыки и интересные факты

Пазлы помогают ребенку выработать нужную координацию движений. Если сначала его движения не совсем точны и ребенок часто «мажет», пытаясь угодить одной частью пазла в другую, то по мере продвижения, у него вырабатываются более точные движения. При этом ребенок уже не тыкает наугад, а действует более осмысленно. Это поможет в будущем ему быстрее научится писать, рисовать, выработать красивый твердый четкий почерк.

Мелкая моторика. Ее развитие помогает малышу быстрее заговорить и избежать логопедических проблем. Если ребенок не получил необходимого уровня развития этой необходимейшей функции, впоследствии у него может развиться дислексия — непроизношение некоторых звуков. Такие проблемы в развитии могут помешать в успешной учебе.

Как заинтересовать ребенка

Особенно интересно будет малышу, если на пазлах нарисованы персонажи его любимых мультфильмов — он удивится и обрадуется, когда у него получится целая картинка с любимыми героями.

Перед тем как ребенок впервые примется за собирание пазлов, ему необходимо показать, как делать правильно. Сначала на собственном примере — соберите картинку сами. Покажите ребенку отдельные детали и спросите — «что это», затем соберите эти кусочки в картинку — для ребенка этот процесс будет практически волшебством. И он, конечно же, захочет повторить все сам.

Источник: myintelligentkids.com