Развитие графических навыков дошкольника как этап подготовки к школе
Графическими навыками в классической педагогике называют некоторые привычные движения рисующей или пишущей руки, изображающей при этом знаки, а также их соединения. Графические навыки относят к сенсорному развитию человека, однако в отличие от иных сенсорных умений, графические связаны непосредственно с учебной деятельностью.
Проявляются такие навыки в следующем:
-
в умении без особого напряжения рисовать плавными или отрывистыми ритмичными движениями графические объекты разного содержания (простые предметные изображения, сплошные линии разной конфигурации — спиральные, узкие и широкие, нитевидные, прямые и ломаные и др.);
легко держать пишущий инструмент, при этом соблюдая правильный наклон;
в устойчивости правильной позы;
в выполнении разных графических движений с увлеченностью и с особенным интересом, без приложенной напряженности.
Овладение такими графическими умениями возможно при выполнении многократных, обязательно усложняющихся постепенно упражнений.
Если уделять больше внимания на развивающие игры, упражнения и разные задания на обучение четким движениям, а также на тренировку мелкой моторики, то решаются следующие задачи:
-
косвенное воздействие на развитие малыша интеллектуально;
подготовка каждого ребенка-дошкольника к развитию умения писать, способствующим решению задач школьного обучения;
Работа по постепенному развитию графических умений и навыков, которая включает упражнения, задания и тесты на развитие мелкой моторики, начинается заблаговременно до того, как ребенок пойдет в школу, буквально с младшего дошкольного возраста (раннего).
Дети 3-4 лет
О наличии отличных графических навыков в этом возрасте говорить рано, потому как точность движений пальцев овладевается детьми только ближе к старшему возрасту. Целесообразно будет использование в работе с малышами:
-
игры с бусинами, счетными костяшками, пуговицами, разной по размерам крупой (исключительно под строгим наблюдением взрослых в целях безопасности);
занятия с наборами конструкторов из безопасного материала;
занятия лепкой из композиционного пластилина;
игры-шнуровки;
рисование тематических рисунков цветными карандашами, гуашью, акварелью, фломастерами, мелками на бумаге и на асфальте;
пальчиковые игры и др.
Дети 4-5 лет
В этом возрасте многократные занятия с малышами постепенно должны усложняться, к примеру: нарисуем дождик, а теперь травку, улыбающееся солнышко, цветной воздушный шарик, веселый забор, уютный домик и т.д.
У детей более старшей группы для формирования графических умений можно использовать такие упражнения, как:
-
обведение образцов;
штриховка (отлично развивает умение видеть и обозначать контуры фигурок и учит ребенка при штриховке не выходить за линию контура, а также развивает глазомер);
рисование узоров и сложных орнаментов (часто используют рисование геометрических фигур — правильных овалов, прямоугольников, окружностей, палочек, кружочков);
разукрашивание картинок и др.
Дети, как правило, с интересом и удовольствием выполняют данные задания.
Дети 5-6 лет
Этот возраст — финишная прямая перед школьным обучением, поэтому воспитателям и родителям необходимо как можно глубже обучить ребенка тем навыкам, которые будут ежедневно сопровождать его в школе. Речь идет о графических навыках.
Цель проведения графических упражнений с учащимися подготовительной группы — ознакомить с тетрадями, желательно в крупную клетку и:
-
научить ориентироваться по клеточкам (например, правый/левый верхний угол и т.д.);
научить вести кривые и волнообразные и линии;
сформировать навыки и умения обводить по контуру клеточки, проводить по возможности прямые линии по следующим направлениям: например, сверху вниз и справа — налево;
научить соединять уголки клеточек по диагонали;
проводить так называемые графические диктанты (подняться на одну клеточку вверх, затем вправо, опуститься на пять клеточек вниз и т.д.).
Различные виды указанной деятельности при целенаправленном использовании способствуют:
-
правильному развитию графических умений у детей-дошкольников;
ускоренному развитию мелкой моторики (особенно пишущей руки);
усовершенствованию координации движений детских пальцев;
развитию мыслительных процессов;
развитию пространственной ориентировки, мышления и др.
Если ребенок воспитывается в дошкольном учреждении, то родители могут не волноваться о подготовке к обучению в школе, потому как в сетке часов, отведенных на занятия, предусмотрено время для подготовки к письму. Такие занятия проводятся воспитателем. Но если ребенок детский сад не посещает, то родителям необходимо в обязательном порядке самостоятельно заниматься с ним, иначе уже в первые дни учебы будут проблемы с письмом, а соответственно, отставание в усвоении материала. Это несложно, потому как сенсорные навыки развиваются посредством рисования, аппликации, конструирования, вырезания, — дети таким видом деятельности занимаются с удовольствием.
Источник: