Методики раннего развития детей
Сегодня трудно найти родителя, который бы не знал, что такое раннее развитие ребенка. Каждый старается практически с пеленок учить и развивать свое чадо. В домашних условиях это не всегда получается. Учитывая возрастающий интерес родителей, открывается много школ и групп раннего развития детей, поэтому выбор их достаточно большой. Но не каждый родитель задумывается над тем, по какой методике лучше всего развиваться его ребенку. Выбор, как правило, диктуется определенными условиями: территориальной близостью школы, ее популярностью, мнением окружающих. И, наверное, мало кто задумывается над тем, что методики, по которым работают разные школы, тоже разные. То, что полезно одному ребенку, совершенно может быть противопоказано другому. При выборе школы раннего развития надо учитывать индивидуальные психологические и физиологические особенности ребенка и исходить именно из этого фактора, иначе можно нанести вред малышу, желая ему лучшее.
Обзор представленных методик поможет родителям разобраться во всем их многообразии и выбрать именно ту, которая наиболее полно будет удовлетворять и способностям ребенка, и возможностям родителей.
Методика «погружения» Марии Монтессори
Классической по праву считается методика Марии Монтессори. Система строится на использовании естественных возможностей ребенка, поэтому позволяет применять в обучении окружающие предметы, вплоть до фарфоровой посуды.
Основной принцип заключается в трехмерном подходе: ребенок ‒ окружающее пространство ‒ педагог. В центре системы ‒ ребенок, взаимодействующий с окружающей средой.
Эту систему развития называют «методикой погружения», так как занятие, которое выбрал ребенок, продолжается до тех пор, пока он сам не оставит его.
В обучении активно используется специально подготовленное пространство, необходимые предметы, помогающие малышу почувствовать себя полностью независимым. Роль взрослого в развитии сводится к тому, чтобы предложить материалы для деятельности ребенка и не навязывать ему каких-либо условий.
Казалось бы, система не представляет ничего сложного, однако не все родители смогут правильно построить занятия в домашних условиях. Можно порекомендовать посещать центры или классы «от 3 до 6», где идет и обучение, и общение детей разных возрастов, что способствует лучшей их социализации.
Большая заслуга Монтессори в том, что разработана теория о сензитивных сроках, когда в формировании детей наступает наиболее подходящее время для усвоения определенного навыка. Например, по ее мнению, период овладения речью приходит от 0 до 6 лет, социальных навыков от 2,5 до 7 лет
Недостаток методики выражается в отсутствие ролевых игр. Приучаться к обязательным занятиям детям также необходимо, так как уроки являются основой школьной учебы. Такая система развития годится спокойным, малоактивным детям, желающим подолгу заниматься с предметом.
Стимулирующий метод Гленна Домана
Идея, лежащая в основе методики Домана, принадлежит еще Цицерону, который рассуждал о детях, «быстро схватывающих бесконечное множество предметов». Доман полагал, что стимулирование любого чувственного органа (зрения, слуха, обоняния и т. д.) увеличивает активность мозга, поэтому детям нетрудно систематизировать получаемые знания. При обучении таким методом дети раннего возраста быстро обучаются чтению, усваивают математические знания, активно вырабатывается эрудиция.
Система предполагает, что развитие наиболее действенно до 7 лет, когда растет мозг. Особое внимание надо обратить на возраст до 3 лет, так как кроха интуитивно запоминает значительный объем информации. Так, например, при обучении математике крохе показывают лист с крупными точками красного цвета. Дают вглядеться в течение 1-2 секунд, вслух называя число. Малыш должен успеть охватить взглядом и ощутить реальное количество точек. Подобным образом идет обучение чтению, когда ребенку показывается и озвучивается слово.
Положительно то, что идет усвоение дошколятами значительного объема информации без постороннего вмешательства, тем самым формируется желание к познанию. Кроме того, дети, получая много знаний, начинают теребить взрослых, которые осознают, что для достижения результатов с детьми необходимо много времени.
Интересный факт: некоторые нобелевские лауреаты в детстве занимались по системе Домана.
Минусом является то, что малыш не узнает изученное при изменении обстоятельств, например, цветовое решение или размер символов. Память ребенка активно развивается, однако, по мнению психологов, значительный объем информации может принести вред детской психике. Выражена пассивность детей при обучении, они просто нагружаются фактами, не умея пока употреблять полученные знания.
Система физического развития Никитиных
Педагогическая теория Никитиных утверждает, что уже у грудничка есть максимум потенциалов. Если их вовремя не развивать, они исчезают. Эта теория была подтверждена на их собственных детях.
Система обучения представлена комплектом развивающих задач и комплексами физических упражнений, которые размещены в порядке усложнения.
При этом подразумевается, что взрослый не знакомит со способом решения задач. Если ребенок не справляется с заданием, его нужно отложить и вернуться со временем.
Положительным является активное использование развивающих игр, например, популярных «кубиков для всех», «сложи квадрат», предполагающим совместную деятельность детей и родителей. Они сложны, даже некоторые взрослые не могут пройти все уровни и варианты, но, в то же время, интенсивно развивают все виды мышления, особенно логическое.
В любой игре представлен комплекс заданий, которые выполняются при поддержке кубиков, кирпичиков, квадратиков из картона, пластика, конструкторских элементов.
Положительно то, что методика разумно распределяет время, способствует закалке и спортивной подготовке детей.
Минус в том, что, по мнению специалистов, в ней нет индивидуального подхода, мало уделяется внимания другим видам игр, например, сюжетно-ролевым, развитию активного словаря, что необходимо для успешного обучения в школе. В таких группах полезно обучаться активным, общительным детям. Развивающие игры помогут в домашнем обучении.
Заинтересованность в окружающем мире ‒ главное в методике Сесиль Лупан
Данная методика располагает к развитию личности ребенка через интерес к окружающему миру. Детям даются интересующие их сведения тогда, когда они сами этого пожелают. Система проверена Лупан на собственных детях, поэтому учитывает индивидуальность ребенка. Большим плюсом является активное использование окружающих вещей, не требуется никаких специальных пособий, что делает методику доступной для домашнего развития.
Советы Лупан, влюбившейся в идею раннего развития, изложены в пособии «Поверь в свое дитя».
Принципы обучения заключаются в том, что в основе окружающего лежит самый обыкновенный счет. Вот этому и надо обучать изначально.
Считаем то, что видим перед собой, побуждаем малыш к повторению за взрослым.
Речевое развитие, по представлениям Лупан, начинается с рождения, поэтому нужно разговаривать даже с новорожденными, разъяснять им, как, где и с кем они живут. Неважно, что младенцы еще не понимают слов, на речевое развитие откладывается в пассив, чтобы потом активно использоваться.
Необходимо, как можно больше разговаривать с малышом, растолковывая все, что происходит вокруг него. Еще лучше, придумывать свои собственные сказки и рассказы. Главным в системе Лупан является умение и желание знакомить своего малыша с окружающим миром и разборчиво называть предмет или действие.
Большой плюс системы в том, что, развивая ребенка по данной методике, родители сами многое могут внести в обучение своего малыша.
Как развивают кубики?
Система раннего развития на основе кубиков Зайцева подходит всем ребятишкам. Кроме того, системой могут воспользоваться родители, имеющие детей с ЗПР, аутистов. Обучение чтению можно начинать с двух лет, так как используется интересный наглядный материал в виде кубиков, схем-таблиц и музыки. Малышу нравится петь слоги (склады). Такое действие совершенствует речь, увеличивает и обогащает активный словарный запас.
Не все специалисты положительно относятся к такой системе обучения чтению, так как считают, что оно препятствует осваивать состав слова и фонетический разбор.
Полезным является обучение умению кубиками собирать слова, синхронно читать и писать. Однако, это чтение не осмысленное, а просто игра в «узнавание». Кроме того, спешить обучать и читать, и писать, тоже не стоит. Специалисты считают, что к самостоятельному чтению нужно подготовить. Малыш научится действительно читать, когда будет составлять и разбирать слова, освоит грамматические основы, усложнение фраз. Методика предназначена детям от 3-4 лет.
Занятия математикой более системны, в комплексе схем представлен состав числа. Подробно все изложено в пособиях «Сточет», «Нам в сотне тесно». Материал представлен в виде картонных заготовок, которые надо доделывать.
Вальдорфская педагогика ‒ подражание природе
Система представляет собой обучение в три этапа: до 7 лет малыши учатся на основе подражания. У школьников до 14 лет доминирует эмоциональный настрой, а вот после 14 идет работа над развитием логики.
В системе на этапе до 7 лет основным принципом является только игра, интуитивное развитие, формирование воображения. В обучение малышей нежелательно включать буквы, цифры. В состав игрушек входят предметы из дерева, ткани, что содействует наибольшему развитию внимания, воображения, так как малыш мысленно добавляет недостающие элементы: например, у тряпичных, деревянных кукол отсутствует выражение лица.
Положительно то, что методика предпочитает занятия искусством, ремеслами. Система старается уберечь маленького ребенка от взрослой жизни, телевизоров, компьютеров. Дети живут внутренним миром, активно развивая свои способности.
Какую выбрать методику раннего развития для формирования личности вашего малыша? Представленный обзор дает возможность вдумчиво подойти к решению этого вопроса. Главное, чтобы родители осознавали, система развития должна соответствовать способностям и возможностям малыша, а занятия по ней приносить ему удовольствие.
Источник: