Методика раннего развития Никитиных
Никитины — родители-новаторы, которые разработали собственную систему воспитания. Имя Никитиных широко известно родителям благодаря их развивающим играм. Какие особенности этих игр? И чем отличаются принципы воспитания по Никитину от общепринятых стандартов?
Педагогическая система Никитиных основывается на здоровом образе жизни, закаливании, движении и раннем развитии творческих способностей. Это не просто теория, это практика, которую подтвердило успешное воспитание семерых детей. Как Никитиным удалось привить детям всё самое нужное и человечное, сформировать интеллект и способности? Давайте рассмотрим основные принципы воспитания, которые изложил в своих книгах Борис Никитин.
Как формировать развитие ребёнка: особенности воспитания
С первых дней жизни Никитины использовали различные закаливающие процедуры. Они предоставляли детям свободу движения, приучали ходить босиком и обливаться холодной водой. Такими простыми мерами семья Никитиных значительно уменьшила количество простудных и вирусных инфекций.
Физиологическое здоровье и нормальное развитие оказалось не единственным достижением родителей. Оказалось, что крепкие здоровые дети отличаются высокими творческими способностями. На фоне физического развития прекрасно формировались логика и мышление.
Позже об этой взаимосвязи писали врачи и физиологи: развитие мозга основывается на движении. А развитие физиологической системы для ребёнка является основой развития всех других систем организма (нервной, психической, умственной). То есть, если малыш мало ползает, много времени лежит в пелёнках, он не только позже садится и позже начинает ходить, но и позже учит буквы, позже начинает читать и позднее становится способен осваивать сложные науки (физику, химию, высшую математику).
Кроме физического развития и закаливания, родители использовали специальные игры, которые заставляют ребёнка думать и находить решения. Они развивали мышление и творческий потенциал. Игры получили название игр Никитиных. Эти игры заложили основу для развития творческих способностей детей.
Что важно для развития ребёнка?
В воспитании детей педагоги-новаторы основывались на следующих принципах:
-
Необходимо создавать детям благоприятные условия для развития, при которых способности легко формируются. К примеру: малыш ещё не знает нот, но вместе с мамой может слушать детские песни, музыкальные сказки. Или другой пример: ребёнок ещё не говорит, но в его игрушках уже есть кубики с буквами. Вместе с первыми словами он будет осваивать буквенные начертания.
Опережающие условия — формируют интерес и стремление к обучению. Музыканты растут в семьях музыкантов, а художники — у родителей-художников. И не только из-за наследственных способностей. Они с детства слышат музыку, видят краски или рассматривают математические таблицы.
Развитие творческих способностей возможно при свободе выбора занятий. Не должно быть заорганизованности, когда день ребёнка расписан от и до. Всегда должно быть время для собственного выбора, для того, что ребёнок хочет. А это — не поддаётся расписанию. Однако не должно быть и другой крайности — заброшенности и отсутствия каких-либо занятий, «полной свободы».
Интерес родителей к достижениям и занятиям ребёнка. Только при наличии интереса мамы и папы к детской деятельности, развитие ребёнка будет наиболее успешным. Не нужно уповать на самосознательность. Психология детства проста: мне не нужно то, что не нужно никому. И ещё: обязательно детские успехи должны быть встречены похвалой родителей.
Занятия должны проводятся в свободной форме. Решая пример, ребёнок может сидеть на полу, кувыркаться на турнике или висеть на канате. Движение — основа развития.
А теперь расскажем, какие занятия проводили Никитины со своими детьми.
Интеллектуальные игры для детей по методике Никитиных
Игра — основа обучения и развития. С раннего детства дети играют в различные игры. Поэтому вместо скучных занятий Никитины придумали различные игры, в которых необходимо думать, анализировать, представлять, — словом, проявлять творчество.
Правила игр на развитие интеллекта:
-
Сложность игры выбирается по уровню развития ребёнка.
В решении задач нельзя подсказывать. Можно возвращаться к более лёгким (предыдущим) примерам.
Игровое обучение должно происходить при позитивных эмоциях. Ребёнку должно быть интересно, весело, спокойно. Со стороны родителя не должно быть крика, критики, проявлений недовольства. Обязательно должна быть своевременная похвала и моральная поддержка «ты — молодец, у тебя всё получится».
Для самых маленьких используйте сказу и ролевые игры — «построй дорожку для медвежонка», «помоги лисёнку решить задание и сложить узор».
Если в семье несколько детей, желательно для каждого приготовить свой комплект заданий.
Общие принципы заданий в играх:
-
Все задания в любой игре построены от простого к сложному. Начинайте с начального уровня и продвигайтесь по мере развития малыша. Возможно, о какой-то игре придётся забыть на пару месяцев. Через некоторое время «вспомните» игру и предложите ребёнку поиграть снова. Вы увидите, получится лучше!
Когда игры будут освоены, устраивайте соревнования: кто быстрее сложит узор — мама или ребёнок. Кто правильнее подберёт вкладыш — папа или его малыш.
Возможные причины неудач
Ребёнок (да и любой взрослый человек) интересуется тем, что у него получается. Если у вашего малыша нет интереса к игре, то значит, ему не хватает способностей к её решению. Не беда: хвалите, заинтересовывайте. Как только у ребёнка появятся первые успехи, интерес к данному занятию вырастет.
Ещё одна причина отсутствия интереса — это резкая негативная оценка способностей ребёнка. Никогда не делайте этого. Ума и способностей ваша критика не добавит. А вот желание заниматься — отобьёт.
Для современных детей есть ещё одна причина возможно отсутствия интереса к интеллектуальным играм — это компьютерные игры. Что делать, если ваш малыш уже «подсел» на компьютер? Ограничьте время, которое ребёнок проводит перед монитором. И если вы не можете справиться сами, идите к специалисту.
Если заинтересовала эта методика раннего развития, то в следующей статье можно изучить каждую игру подробнее.
Читайте далее: Развивающие игры Никитиных
Источник: