Методика раннего развития Марии Монтессори

Методика раннего развития Марии Монтессори – это особая педагогическая система, которая позволяет не только легко организовать обучение малышей и улучшает их развитие, но еще укрепляет связь между детьми и родителями. Огромное количество положительных отзывов говорит о результативности такой работы.

Немного истории

Мария Монтессори – это известный педагог, врач, и ученый. Она является одной из четырех великих умов XX века, которые сформировали новое видение в педагогике.

Уже с детства Мария легко усваивала сложный материал, тянулась к знанию, мечтала о профессии детского врача. Такие престижные профессии доставались одним мужчинам. Но это не остановило девушку. Ее знания изумляли преподавателей. В 26 лет она стала врачом.

В своей работе она действительно углублялась во все вопросы. Мария изучала работы детских психологов, сама переводила некоторые из них на родной язык. Это привело к важному открытию. Она осознала, что умственно отсталый ребенок – это не забота врачей, а огромная дыра в педагогике. Только представьте, какой шок вызвало такое заявление. Нужно было полностью перестраивать уклад жизни. Больничные палаты срочно были заменены на школьные классы.

Интересный факт. Когда у Марии родился внебрачный сын Марио, она отдала его в приют и не видела долгие годы. Монтессори встретила уже молодого человека. Больше они не разлучались. Как утверждает сама Мария, у нее было предназначение.

1907 год — открытие первого образовательного заведения, где вся работа основывалась на методике Монтессори. Место, атмосфера, игрушки подготавливались лично Марией. Долгие годы ее школы активно развивались. Но с приходом фашизма все изменилось. Все заведения Монтессори были закрыты.

Спасаясь от политических репрессий, женщина путешествовала по миру и учила молодых педагогов. Тяжелые испытания частично изменили ход ее мыслей. Она углубилась в веру и искала спасение именно в Боге. Но ее методика сохранилась до наших дней.

Среда

Одним из главных аспектов системы Монтессори является подготовка среды, в которой ребенок будет развиваться. Все построено именно на этом фундаменте. Плюсом здесь можно назвать доступность. Любой родитель может подготовить свой дом или детскую комнату по этой системе. Нужно лишь учитывать некоторые правила:

Среда должна подталкивать ребенка к новым действиям без помощи взрослых. Следует учесть возраст малыша, его рост и умения.
Мебель не стоит крепить к полу. Она должна быть детской, чтобы малыш мог сам переставлять свой стол и стул. Здесь развивается моторика. Ведь малышу придется учитывать расстояние, соотношение предметов. Поставив стол, нужно передвинуть стул. Снова и снова садясь на него, ребенок будет подвигать мебель, чтобы достичь желаемого комфорта.
Двигающихся предметов должно быть много, например, коробка с игрушками, доска для рисования. Шум от их падения или передвижения научит малыша понимать, когда лучше сосредоточиться и сделать действие тихо. В детских садах Монтессори даже посуда из хрупкого фарфора. Разбив пару тарелок и чашек, дети начинают аккуратнее себя вести.
Комната должна быть просторной, светлой. Цвета нейтральные. Обязательно должен быть доступ к воде (желательно не к стакану, а к раковине или кувшину с водой) и к унитазу. Такие простые вещи малыш должен делать сам. Когда у него все под рукой, то он будет меньше просить помощи. Даже цветки в горшках не стоит прятать и ставить высоко. Пусть малыш сам их поливает, когда родители об этом просят.
Все необходимое должно располагаться перед ребенком. Мебель, вещи, предметы должны соответствовать росту. Эти факторы особенно влияют на ранее развитие.

Ребенок

Данная методика все внимание устремляет на малыша. Она будто заставляет взрослых остановиться в своей вечной опеке и дать детям шанс сделать что-то самостоятельно. Самостоятельно выбрать наиболее интересную сферу деятельности, самостоятельно совершить ошибку, самостоятельно все исправить, а следовательно, сделать свои собственные выводы и самому чему-то научиться или лишний раз закрепить уже полученные навыки.

В этом заключается вся суть. Конечно, никто не взваливает на ребенка ряд обязательств. Он сам стремится быть похожим на родителей. Малыш старается надеть носочки, завязать шнурки, протереть пыль и многое другое. Важно понимать, что в этом возрасте ему нравится ответственность. Если придерживаться методики, то в будущем он будет совсем по-другому смотреть на обязанности по дому, учебу и просьбы родителей.

В конечном итоге, этот маленький человек становится настоящим хозяином своей комнаты. Он постоянно находит себе новые занятия, решает логические вопросы, развивается. А чтобы поддержать ребенка, стоит хвалить его, учить чему-то новому, просить помощи в домашних делах.

Роль взрослого

Здесь правил почти нет. Нужно просто не мешать быть самостоятельным. Не стоит беспокоиться по каждому пустяку и выхватывать все из рук ребенка. Родители должны помогать детям, объяснять, но не делать за них.

Мы, правда, думаем, что лишняя забота никому не помешает. В реальности можно прийти к плачевным последствиям. Если вы будете каждый день завязывать ребенку шнурки, то он сам так и не научится делать это самостоятельно. Проблема взрослых в нетерпении, раздражении, непонимании. Чтобы легче понять принцип такого воспитания, следует осознать, что раньше вы были такими же детьми. Пусть малыш снова и снова будет падать, все бросать, но он так намного быстрее придет к идеальному результату.

Сентизивные периоды по Монтессори

Чтобы развитие ребенка проходило прогрессивно, стоит обратить внимание на сентизивные периоды. Это время, когда малыш легко воспринимает что-то новое, быстро получает навыки. Если не дать возможность детям пройти этот этап, то в будущем ему будет гораздо сложнее догнать своих одногодок. В системе есть несколько сентизивных периодов:

Развитие речи (первые шесть лет жизни). Именно за шесть лет ребенок должен научиться говорить, высказывать свои мысли, находить контакт с окружающими. Он должен произносить все звуки, правильно формулировать предложения. Поэтому уберите лепет из своих слов. Можно разговаривать с детьми ласково, не заменяя слова на их части.
Развитие чувства порядка (первые четыре года жизни). Здесь есть разные направления: ориентация во времени и знание своего распорядка дня, понимание всех требований родителей.
Развитие самостоятельности (первые пять лет жизни). Если родители не будут выполнять все за малыша, то он быстро научится сам кушать, одеваться, наливать воду и т. д.
Развитие действий (первые четыре года жизни). Не пеленайте малыша, не держите его в одной кроватке, покажите ему окружающий мир.
Сенсорное развитие (первые пять лет жизни). Давайте ребенку больше ползать, играть с мелкими предметами.

Как организовать обучения по Монтессори в домашних условиях

Перестаньте делать все за ребенка. Если он нашел карандаш, не забирайте его с криком. Посмотрите, что он будет делать дальше.

Разнообразьте комнату детей. Идеально подойдут разные доски с мелкими предметами. Мальчикам будет интересно играть с настоящими инструментами, болтиками и т. д.

Помните, чтобы научить ребенка чему-то в раннем возрасте, нужно просто дать ему свободы. Не ругайте, если он расплескает половину супа. Подождите 5-10 минут, пока он будет натягивать футболку. Не кормите его сами, а сядьте рядом и ешьте из своей тарелки.

Слабые стороны методики

Выделить резкие негативные моменты здесь нельзя, так как их нет. Все советы и правила являются идеальной подсказкой для родителей. Образовательные учреждения, которые работают по такой схеме, всегда показывают высокие результаты.

Если обратить внимание на критику других педагогов, то все они отмечают отсутствие творческого развития. Мария нигде не пишет о пользе книг, рассказов, рисования и т. д. Но цель методики в том, чтобы ребенок получил максимальное количество навыков и умений в первые шесть лет жизни.

Источник: myintelligentkids.com