Как правильно подготовить ребенка к детскому саду — советы родителям
Перед каждой семьей, воспитывающей малышей, рано или поздно встает вопрос, как подготовить ребенка к детскому саду. Многие родители с волнением ждут этого момента и начинают готовиться заранее к непростому периоду в жизни своего чада. Это очень хорошее стремление, однако не всегда оно осуществляется должным образом. Зачастую в семье начинают рассказывать ребенку, который идёт в детсад, "страшилки", призывая его к послушанию: "Вот в детском саду тебя научат, как правильно надо убирать игрушки (одеваться, держать ложку и т. д.)". Или начинают подсказывать, как строить взаимоотношения со сверстниками: "Если тебя обидят, сразу жалуйся воспитательнице!" Получается, что у малыша уже изначально складывается негативное отношение к такому важному моменту, как переход в новые социальные условия. Между тем, педагоги и психологи рекомендуют родителям основательно познакомиться с тем, какой должна быть готовность ребенка к детскому саду. На эту тему написано много статей, но каждому родителю нужно подойти ко всем рекомендациям вдумчиво, принимая во внимание индивидуальные особенности своего чада.
Готовимся к детскому саду заранее!
Специалисты постоянно твердят о необходимости готовить малыша к саду заранее, но уточняют, что лучше будет, если взрослые начнут предварительную подготовку именно с себя. Что это означает?
Выбор дошкольного учреждения. Все прекрасно понимают, что расстояние от дома до детского сада должно занимать как можно меньше времени. Это важно не только крохе, но и родителям, которым нужно, заведя малыша в садик, еще и вовремя добраться до работы. Нужно учитывать, что водить кроху придется в любое время года, поэтому даже зимой короткий путь доставит радость общения и наблюдений за окружающим миром, а не огорчение маленьким и взрослым. Поэтому предварительная подготовка начинается с выбора дошкольного учреждения, максимально приближенного к дому.
Особенности здоровья малыша. В настоящее время существуют специализированные дошкольные учреждения, куда родителям целесообразно отдать свое чадо, если, например, имеются проблемы со здоровьем (плохое зрение, слух). Поэтому важен правильный подбор профиля детского учреждения для своего дитя.
Знакомство с коллективом детского сада и непосредственно с воспитателем, в группу которого придет ребенок. Первый опыт довольно тесного и длительного общения с незнакомым взрослым очень важен для ребенка. От того, как поведет себя воспитатель, зависит длительность и качество адаптационного периода (привыкания) ребенка к новой социальной роли: детсадовец! Вдумчивый, позитивно настроенный воспитатель поможет малышу быстро и безболезненно преодолеть все трудности привыкания к сверстникам, чужим взрослым, новой обстановке. И, наоборот, невнимательное, и даже пренебрежительное, отношение к ребенку может надолго травмировать детскую психику. Полезно побеседовать с воспитателем о малыше, рассказать о его индивидуальных особенностях, привычках.
Обстановка детского сада. Родители должны понимать, что поступая в детский сад, ребенок большую часть времени будет проводить именно там. Поэтому так важна комфортная, уютная, безопасная обстановка группы, необходимое наличие детских игрушек, доступное оборудование детской площадки. Мамы и папы не должны стесняться расспрашивать коллектив детсада о наличии необходимого оборудования в группе, куда идет малыш. Например, в каких кроватках дети укладываются на дневной сон, где детвора играет, какие столы предназначены для занятий, по какому принципу подбирается мебель для ребяток.
Возраст дошколенка, идущего в детский сад. Когда будет выбрано дошкольное учреждение и определено поступление ребенка именно в него, родители должны продумать, с какого возраста они хотят туда отдать своего малыша. Психологи рекомендуют начинать водить детей в детский сад приблизительно в двух-трехлетнем возрасте. Это продиктовано двумя важными факторами: надвигающимся кризисом трех лет и приобретенным жизненным опытом. Известно, что двухлетний ребенок умеет говорить, понимать чужую речь и выполнять требования взрослых. Правильно воспитанный малыш обладает необходимыми культурно-гигиеническими навыками (самостоятельно умывается, умеет пользоваться горшком, сам ест, пользуется ложкой, может самостоятельно одеваться и раздеваться и т. д.), понимает требования взрослого, позитивно настроен на общение со сверстниками.
Трудности адаптационного периода
Главное, на что нужно обратить внимание родителей, адаптационный период (то есть период привыкания к новым условиям), проходит у всех деток по-разному. Это может зависеть от разных условий:
-
уклада семьи, в которой растет ребенок (если родственники постоянно опекают кроху, выполняя за него элементарные действия по самообслуживанию, малыш и в детсадовской группе будет ждать помощи от окружающих, чувствовать себя некомфортно среди сверстников);
индивидуальных психологических особенностей (дети обладают различным темпераментом, могут по-разному выражать свои стремления, например, поиграть с игрушкой и уступить ее другому, помочь сверстнику застегнуть туфельки, пригласить в свою игру; или, наоборот, отнять игрушку, вступить в конфликт, не выполнить требования воспитателя);
пробелов в воспитании (близкие балуют малыша, потакают всем его капризам; кроха не привык к отказам, ему неизвестно слово "нельзя". А в детсаду нужно выполнять определенные требования, связанные с режимом дня, образовательными процессами, общением с взрослыми и другими детьми).
Такие характерные условия существенно влияют на продолжительность адаптационного периода. По мнению специалистов, можно выделить три степени детского привыкания:
-
Легкая адаптация, которая характеризуется быстрым и достаточно безболезненным привыканием крохи к новым условиям, как правило, проходит в течение недели. Малыш быстро вливается в коллектив сверстников, привыкает к незнакомым взрослым, не конфликтует с окружающими, принимает все установленные требования.
Средняя адаптация проявляется чаще всего в детской среде и характеризуется более длительным привыканием к новым условиям. Ребенок может скучать по маме, негативно переживать разлуку с ней, плохо ориентируется в окружающей обстановке. Возможны появление частых простудных заболеваний, обострение хронических.
Тяжелая степень адаптации наблюдается значительно реже, проявляется бурными эмоциями, угнетенным состоянием крохи, стрессами. Специалисты обращают внимание родителей, что при длительном стрессе у малыша возможны нарушения сна, потеря аппетита, психологические отклонения в поведении (плаксивость, тревожность, агрессивность, конфликтность, неподчинение взрослым).
Как подготовить ребенка к детскому саду: "подстелим соломки" нашим малышам!
Чтобы дошколенок был максимально готов к переходу на новый социальный этап, взрослым необходимо помочь ему! Для этого надо знать, что должен уметь ребенок перед детским садом. Педагоги напоминают родителям, что основными составляющими готовности дошколят к саду являются психологическая и физическая подготовка.
Психологическая готовность ребенка
Позитивный настрой. Положительное отношение крохи к детсаду — один из главных аспектов психологической готовности. Такой настрой надо вырабатывать задолго до того, как родители решатся отдать ребенка в детский сад. По мнению специалистов, дошколенок должен быть уверен в том, что посещение детсада — это не желание близких отправить его в чужие руки, а такая же необходимость, как и у родителей, которые ходят на работу. Главное — сформировать у крохи важность его действий (семейный девиз: помогаем друг другу!). Осознавая, что он помогает маме и папе, малыш будет положительно настроен на посещение детсада, и период адаптации будет идти менее болезненно. При этом он должен знать, что родители обязательно заберут его домой в определенное время, и они все вместе будут обсуждать интересные события, которые произошли в детском саду.
Важно: правильно подобранные слова и позитивные действия близких окажут неоценимую услугу для малыша в подготовке к детскому саду. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору средств, которые подскажут, как правильно подготовить ребенка к детскому саду! Это могут быть совместные сюжетные игры в детсад, чтение детских книжек на соответствующие темы, рассказы старших ребятишек о веселых событиях в детсаду, восхищение всех близких ребенком, какой он стал большой, постоянные воспоминания мамы и папы о своем детстве.
Мотивация (психологическая готовность выполнять какое-либо действие). Даже в раннем возрасте с крохой необходимо обсуждать, для чего нужно выполнять те или иные действия. В случае с детсадом такая работа будет просто необходима. Родители должны понимать, что ребенку нужно сообщить о переходе в детский сад заблаговременно, а не за день — два до этого события. Полезно заранее обсудить с малышом, какие интересные дела ожидают его в скором времени, привести в пример знакомых детей, которые уже посещают детсад. Хорошо понаблюдать с малышом за жизнью дошколят — детсадовцев на прогулке, рассмотреть здание, которое будет посещать ребенок. Такими действиями родители могут добиться того, что их чадо заинтересуется садиком, будет с нетерпением ожидать перехода туда. Каждый день можно обсуждать с ребенком предшествующее событие и представлять, как правильно вести себя, что потребуется от ребенка (умение умываться, одеваться, пользоваться столовыми приборами). С увлечением рассказать малышу, какие интересные игрушки там есть и какие праздники проводятся для дошколят. Все это, несомненно, вызовет интерес у ребенка и в итоге желание посещать детский сад станет достаточно осмысленным. С такой мотивацией адаптационный период пройдет гораздо быстрее.
Умение общаться. Для быстрого привыкания ребенка к детскому садику полезно будет заблаговременно сформировать у него навыки общения со сверстниками. Уже в раннем возрасте, по мнению специалистов, малыш способен полноценно общаться с другими ребятишками, делиться с ними игрушками, избегать конфликтов. Для этого необходимо в семье обучить его нормам поведения, принятым в обществе: выполнять режим дня, выслушивать взрослого и выполнять установленные им требования, вежливо обращаться с просьбой и благодарить за оказанную помощь, самому поспешить на помощь сверстнику, соблюдать дисциплину. Помогут не только беседы, но и встречи с другими ребятками на детских площадках, походы в знакомые семьи с детьми. Параллельно идут обучение и отрабатывание навыков общения с другими взрослыми, чтобы потом ребенок умел достаточно быстро установить контакт с воспитателями.
Важно: родителям необходимо знать, что неподготовленный к общению ребенок, большую часть времени проводящий с мамой, впоследствии впадает в стрессовое состояние от необходимости вступать в длительный контакт с незнакомыми людьми (воспитателями), выполнять их требования, обращаться к ним с просьбами, ждать от них помощи. Поэтому так важна психологическая готовность ребенка!
Физическая подготовка к детскому саду
Кроме психологической подготовки не менее важной является физическая готовность. Ребенок, идущий в садик, должен быть здоров, так как на ослабленного физически малыша необходимость привыкания к новым условиям может подействовать самым негативным образом. Не секрет, что у детей, вновь поступающих в детский сад, зачастую на фоне стрессового состояния и тесного контакта с другими ребятками резко ослабляется иммунитет, и они начинают часто болеть. Нередко можно встретить мам, сетующих на то, что идя в садик, ребеночек бесконечно подхватывает простуду. Тогда это уже становится проблемой для родителей, вынужденных вместо освобождения времени для работы или учебы все силы бросать на лечение крохи. Чтобы исключить такую нежелательную ситуацию, полезно заранее укреплять организм ребенка. В этом большую помощь окажет закаливание малыша. Сейчас известно много доступных способов закаливания в домашних условиях. Главное, что должны помнить родители, физическая подготовка должна проходить заблаговременно!
Как подготовить иммунитет ребенка к детскому саду? Что можно предпринять дома в целях закаливания ? Существуют довольно эффективные домашние способы:
-
укладывание крохи на дневной сон с приоткрытой фрамугой, если температура воздуха от 0 до минус 10-15 градусов;
постепенное снижение температуры воды во время утреннего и вечернего умывания на один градус, так, чтобы малыш привык умываться прохладной водой;
приучение к постоянному купанию перед сном и обливание прохладной водой (купание происходит в теплой воде, а обливание проводится прохладной, которая каждые 2-3 дня постепенно понижается на один градус и в итоге составляет 17-18 градусов);
в летний период купание в водоемах под присмотром взрослого;
посещение бассейна;
прогулки в любое время года в соответствующей одежде;
солнечные и воздушные ванны;
спортивные игры с родителями и сверстниками, катание на санках, лыжах.
Такой долговременный и постоянный процесс закаливания в домашних условиях даст положительные результаты в укреплении иммунитета ребенка и максимальной физической подготовке к детсаду.
Важно: родители должны помнить, что психологическая и физическая подготовка ребенка к посещению детского сада требует упорства, терпения, позитивного настроя самих родителей и других взрослых, окружающих малыша. В этом случае ребенок с легкостью и достойно пройдет адаптационный период, тем самым повысив свою самооценку.
В помощь родителям для наблюдений за своим чадом и определения готовности малыша к посещению детского сада специалисты предлагают простой тест, в котором нужно адекватно ответить на вопросы самому себе:
как часто болеет ребенок?
когда болел в последний раз (месяц, две недели, неделю назад)?
все ли прививки имеются у крохи?
одевается и раздевается самостоятельно?
умеет самостоятельно мыть руки и вытирать их полотенцем?
как пользуется горшком и туалетной бумагой?
имеются навыки самостоятельной игры?
как часто требует к себе повышенного внимания?
может остаться на несколько часов с другими взрослыми?
умеет общаться с другими детьми?
Положительные ответы на восемь вопросов из десяти могут хотя бы частично успокоить родителей в волнующих сомнениях: готов ли ребенок к детскому саду!
Источник: