Как я научил ребенка ездить на велосипеде
Возможно ли 3-х летнего ребенка научить ездить на двухколесном велосипеде? Возможно кто-то ответит нет, или нужна специальная методика, или это может сделать только специально обученный инструктор.
Можно. Это под силу любому родителю. Мне очень льстит, когда люди останавливаются и засматриваются на мою дочку, которой сейчас 3.5 года. А она гоняет на двухколесном велосипеде легко и с огромным удовольствием.
Самое главное — это системный подход и понимание на каждом этапе того, какому навыку необходимо обучить, чтобы перейти к следующему шагу.
Этап 1: учимся крутить педали
Когда дочке исполнилось 1.5 года мы купили ей трехколесный велосипед. Основной задачей было научить ее крутить педали.
К выбору трехколесного велосипеда подошли серьезно, опираясь на предыдущий опыт со старшей дочкой. Велосипеды с различными ненужными причиндалами — зонтик от солнца, ограничители, чтобы ребенок не упал, подставки для ног, отвлекающие и развлекающие погремушки на руле — были вне рассмотрения. Такие велосипеды, на мой взгляд, больше нужны родителям, которые хотят некую замену коляске. Вряд ли он способствует активности ребенка и к тому же все это отвлекает от поставленной цели. У нас основные критерии выбора трехколесного велосипеда были:
-
удобное сиденье;
чтобы ноги дотягивались до педалей;
регулировка сиденья (дальше, ближе);
легкий;
без ручки или с возможностью ее убрать.
Часть родителей считают, что в этом возрасте трудно ребенку объяснить, как крутить педали и поэтому нужна ручка управления. Но это заблуждение. Необходимо немного терпения от родителей.
Что делали мы, чтобы научить дочку крутить педали:
Разрешили дочке ездить на нем по квартире. Она его исследовала со всех сторон: излазила, покрутила педали руками, покрутила колеса, научилась на нем двигаться переступая ногами.
Разучили упражнение «велосипед»: ребенок лежит на спине и работает ногами, как при езде на велосипеде.
Дочка ставила ноги на педали, а я крутил их своими руками.
Когда дочка была готова, мы вышли с велосипедом на улицу. Первое время было тяжело начинать, приходилось подталкивать. Но на 2-3 прогулке дочка научилась сама начинать и сама ездить.
Этап 2: учимся чувствовать транспортное средство
Параллельно с обучением крутить педали, достали трехколесный самокат.
Равновесие здесь держать надо минимально, поэтому сосредоточились на управлении рулем. Чтобы самокат повернул необходимо руль слегка наклонить в сторону поворота. Это тоже координация. Где-то через месяц дочка уже хорошо ездила на нем. Совершенствуясь, она научилась «выполнять различные трюки». Например, разогнаться и стоя на одной ноге, поднять другую ножку назад или вперед, ездить маневрируя в толпе и т.п.
С учетом того, что у трехколесного самоката не особо надо удерживать равновесие, скорости были большие, и ребенок испытывал мнимое ощущение безопасности.
Важно! При покупке трехколесного самоката отдайте предпочтение самокату с силиконовыми колесами и хорошими подшипниками. Пластиковые колеса более опасны.
Кататься на трехколесном велосипеде дочка отказалась. После того как в очередной раз на нем проехалась — очень достойно, быстро работая ногами — она задала вопрос: «А как на нем поехать быстро?».
На этом этапе мы пожали плечами и достали двухколесный велосипед с подставками. Это был Trek c 16' дюймовыми колесами. Мы конечно понимали, что ребенку в 2.5 года нужен велосипед с 12' дюймовыми колесами, но этот у нас остался от старшей дочки, потому, обладал главным достоинством — был в наличии здесь и сейчас. Опустили все что можно в самый низ, максимально наклонили руль и вручили дочке.
Она с деловым видом забралась на него и (ура!) поехала. Смогла прокрутить педали, несмотря на то, что велосипед весит больше 10кг — это, на тот момент, было чуть меньше ее собственного веса — и смогла на нем разогнаться. Конечно же она быстро уставала ездить на нем. Но основной момент, который нас пугал — это подставки — большая вероятность, что она упадет. Когда она разгонялась, то могла резко дернуть рулем или засмотреться куда-то в сторону и, соответственно, туда же повернуть руль.
Мы видели как дети падают с этими подставками: велосипед на приличной скорости встает на одну из подставок и опрокидывается.
Поэтому мы сняли подставки и стали думать как научить ее равновесию. Первый опыт был абсолютно провален 🙂
Этап 3: учимся равновесию
Наступило следующее лето и мы дали дочке двухколесный самокат, но кататься на нем она не смогла.
Тогда мы купили беговел. Первая попытка была неудачной: в глазах дочки читалось и удивление, и вопрос. Она не могла понять зачем все это нужно: идти, медленно переступая, держа ноги на ширине плеч и еще тащить за собой этот предмет, напоминающий велосипед.
После того как отрегулировали правильно сиденье, и она смогла в сидячем положении перебирать ногами, у ребенка появилась заинтересованность. После первой 40-минутной прогулки она разобралась в технике и начала совершенствоваться.
Основная идея беговела в том, чтобы разбежаться, перебирая ногами, а потом какое-то время катиться, удерживая равновесие.
Наступили теплые деньки, и в течение месяца мы ездили на беговеле в детский сад. Этот примерно 2.5 км в одну сторону. Поначалу мы шли рядом, потом совершали легкие пробежки, но наступил момент, когда бежать было уже тяжело и проще было ехать на велосипеде рядом.
Еще раз дали двухколесный самокат — все получилось. Равновесие ребенок стал держать прекрасно.
Тут мы начали приходить к выводу, что купленный нами беговел не самой лучшей конструкции, сделали обзоры беговелов и наткнулись на группу в контакте, которые организуют занятия в нашем городе и проводят соревнования.
Поучаствовали в соревнованиях, в своей возрастной группе дочка заняла одно из призовых мест. Тут же проходили тесты беговелов и велосипедов. По началу хотели присмотреть более удобный беговел. Но посмотрев на других детей ее возраста (все они отлично ездят на беговелах) тестирующих двухколесные велосипеды (!без подставок), решили тоже попробовать. Ждать своей очереди на тестах не стали, а поехали домой. Вынесли в сквер наш велосипед с 16’ дюймовыми колесами и дочка поехала. Конечно же на нескольких первых прогулках было над чем поработать: как начинать, как тормозить, как останавливаться. Так мы научились ездить на двухколесном велосипеде, без помощи подставок.
Сейчас мы ездим в садик и из садика на велосипедах всей семьей. Ловим восхищенные взгляды и иногда консультируем интересующихся родителей, о том как научить ребенка ездить на двухколесном велосипеде.
Итог
Исходя из своего опыта можно выстроить следующую схему обучения:
1.5 — 2 года — трехколесный велосипед, трехколесный самокат;
2.5 — 3.5 года — беговел, двухколесный самокат;
3.5 — 4 года — двухколесный велосипед.
Этап 1 с трехколесным велосипедом можно пропустить, посадив ребенка сразу на беговел (хотя самокат все же удобнее куда-либо брать с собой, да и в багажнике места почти не занимает). Только надо выбирать беговел именно для детей 1.5 — 2 лет. Если будет дискомфорт, ребенок может это не принять и отказаться на нем ездить. А педали поучиться крутить уже на 3 этапе: здесь ребенок уже постарше, более координирован и, соответственно, быстрее усвоит технику.
Оказалось, научить ездить на велосипеде ребенка довольно легко. От родителей необходимо желание, терпение, умение убеждать и любовь к своим детям.
Источник: