Игры с ребенком на кухне
В раннем возрасте основа в развитии детей ‒ сенсорное воспитание, при помощи которого формируется система знаний об окружающем мире. Этому способствует то, что дети третьего года жизни пытаются стать самостоятельными, желают проявить себя в общении, игре, стремятся к совместной деятельности со взрослыми. Между тем, современные мамы и бабушки – это женщины, занятые работой, карьерой, домашним хозяйством. Многие из них жалуются на дефицит времени в общении с малышом, поэтому в помощь им предлагаются развивающие игры, которые несложно организовать с детьми на кухне, одновременно, например, занимаясь приготовлением еды. Такая совместная бытовая деятельность не только формирует у малыша необходимые трудовые навыки, но влияет и на сенсорное развитие.
Совместные игры взрослого и ребёнка на кухне можно сгруппировать следующим образом:
-
совместные игры взрослого и ребёнка на кухне;
привлечение ребёнка к приготовлению еды;
самостоятельные занятия ребёнка на кухне.
Совместные игры взрослого и ребёнка на кухне
Чтобы одновременно играть с малышом и заниматься хозяйственными делами, можно использовать территорию кухни при условии правильной организации игрового процесса. Тогда любящая мама получит дополнительную возможность общения со своим ребёнком, помимо прогулок, режимных процессов, гигиенических процедур. Для этого подойдут развивающие игры с использованием посуды, бытовых приборов, круп, фруктов, овощей.
«Пересыпаем крупу»
Самая доступная игра, для которой надо просто подготовить пластиковые ёмкости с различными видами круп. Ребёнок может пересыпать крупу одной ёмкости в другую (рукой, пластиковым стаканчиком, совочком, ложечкой).
В этой игре возможны вариации: перебирание крупы ребёнком, отгадывание её на ощупь, прижимание ручками к столу, постройка из неё горки. Такие активные действия помогают сенсорному развитию, влияют на формирование речи ребёнка.
«Где спряталась игрушка?»
Это классический вариант дидактической игры, в которую любят играть маленькие дети. В большой ёмкости (чтобы не застряла ручка ребёнка) в крупе спрятать мелкую игрушку (кубик, мячик, веревочку, куколку) и предложить малышу найти её.
Необходимо помнить, что такая игра требует эмоционального настроя и отклика на реакцию ребёнка. Вместе с ним мама удивляется пропаже игрушки и радуется её находке.
«Чей домик?»
Этот вариант игры достаточно сложен. Его можно предложить ребёнку после того, как он уже приобрёл некоторый игровой опыт. Малыш перебирает крупы, сортируя их в разные ёмкости (домики). Так как мелкая моторика двух-трёхлеток ещё недостаточно развита, нужно использовать крупы крупного размера (гречка, рис, чечевица, фасоль, горох).
«Нарядимся в бусы»
Игра требует от детей определённой сноровки, поэтому на первых порах лучше играть вместе с ребёнком, так как важен положительный настрой, неуспех может оттолкнуть малыша от игры.
Дать ребёнку цветную верёвочку (шнурок, тонкий провод) и, нанизывая на неё крупные макаронины, создать необычные бусы. При этом развивается мелкая моторика, закрепляется совместное движение большого и указательного пальчиков, концентрируется внимание.
«Найди крышу для домика»
В раннем возрасте дети любят манипулировать предметами, поэтому эта игра заинтересует ребёнка. Для игры целесообразно использовать пластиковые контейнеры (домики), которые отличаются друг от друга размером, формой. Взрослый может проявить фантазию, например, нарисовать цветными фломастерами по бокам окошки, весёлые рожицы. Ребенку нужно предложить открыть ёмкости, перемешать крышки и снова закрыть, правильно подобрав их.
Чтобы разнообразить игру и поддержать к ней интерес малыша, можно в каждую ёмкость положить мелкую игрушку, которая «живёт в этом домике».
«А что мы сейчас нарисуем?»
Эта игра побуждает ребёнка проявить творчество, самостоятельность. Для рисования насыпают крупу или соль в пластмассовую тарелочку с достаточно глубокими краями или широкий поднос и учат ребёнка пальчиком выводить предметы круглой, овальной, треугольной формы: солнышко с лучами, жучок с усиками и ножками, огурчик, помидор, яблочко, которые могут лежать перед ним. И более сложные рисунки – домик, лопатка, окошко.
В этих играх главное уловить момент когда малыш от созидательной деятельности перейдет к разрушительной и начнет все разбрасывать и рассыпать. Хотя и в этом для малыша есть познавательный процесс, поэтому не стоит расстраиваться и ругать кроху.
Готовим вместе с мамой
В таких играх малыш уже не может действовать самостоятельно, поэтому всё придётся делать вместе. Они хороши тем, что в совместной активной деятельности идёт успешное сенсорное развитие ребёнка.
«Салат для папы (мамы, бабушки)»
Взрослый режет овощи или фрукты, а ребёнок укладывает их в салатницу, потом вместе с мамой перемешивает. Эта игра хороша тем, что ненавязчиво ребёнок приобретает знания об овощах, фруктах, учится различать их, узнаёт по признакам, вкусовым качествам. Как вариант, можно предложить детям дополнять блюда украшениями (зеленью, соусом, кусочками сыра).
Для формирования тактильных ощущений хорошо разнообразить это увлекательное действие дидактической игрой «Чудесный мешочек», в которой используются мелкие предметы (овощи, фрукты). Они складываются в красивый мешочек, затем ребёнок ощупывает предмет, называет и вытаскивает его.
«Я пеку, пеку, пеку…»
Замешивая тесто, можно дать малышу небольшой кусочек, окрасив его пищевой краской. Предложить ребёнку вылепить из него любимую игрушку, угощение для куколки. Полезно для укрепления мелких мышц руки даже просто помять тесто в ручках. Играя с тестом, ребёнок вместе со взрослым готовит вареники, пельмени, пирожки.
«Смешные картинки»
Украшение блюд забавными «рисунками» даёт возможность малышу под руководством взрослого проявить фантазию. Для игры нужно заранее подготовить необходимые ингредиенты (оливки, веточки укропа и петрушки, кусочки огурца, помидорчика черри, сыра), которые помогут сделать смешные картинки на приготовленном блюде.
Так же если Вам необходимо почистить отварное яйцо или картошку в мундире, то это можно доверить своему «маленькому помощнику». Даже если у него это не получиться с первого раза — не расстраивайтесь, на второй или третий раз ребенок это будет делать уже достаточно хорошо и это будет уже существенная помощь для Вас.
Самостоятельные занятия ребёнка на кухне
Если появляется необходимость занять малыша так, чтобы он самостоятельно играл на кухне, маме нужно заранее позаботиться об играх, которые будут и безопасны для ребенка, и в то же время заинтересуют его.
«Лейся, лейся, не разлейся»
Дети любят игры с водой, поэтому малышу можно предложить игру «Лейся, лейся, не разлейся».
Для игры пригодятся пластиковые стаканчики, бутылочки, мелкие предметы, при помощи которых ребёнок может переливать воду, мыть игрушки.
«Поплаваем на лодочках»
Интерес малыша вызовут предметы, которые будут плавать в ёмкости с водой, например, пластиковые крышки от банок (лодочки). На них можно положить мелкие предметы и игрушки. Дети обычно долго и с удовольствием играют с водой, поэтому мама может спокойно закончить дела и продолжить совместную игру с ребёнком.
Самостоятельно ребёнок может также поиграть ложками и кастрюлями, порисовать на кабачке или тыкве фломастерами, манипулировать цветными губками для мытья посуды, собирать пластиковые коробочки по принципу «матрёшки».
Также для крохи можно прицепить на холодильник различные магниты или магнитные карточки: овощи, фрукты, буквы или любая другая актуальная тема, изучаемая на данном этапе.
Умные и дальновидные мамы понимают, что хозяйственные дела не преграда для общения и игры с малышом. Можно использовать кухню для совместной деятельности взрослого и ребёнка, и это принесёт только пользу.
Источник: