Домашняя викторина по сказкам для дошколят

Пожалуй, невозможно найти человека, который не любил бы сказки! Они завораживают, увлекая в мир волшебства, повествуют о необыкновенных событиях, в которых хотелось бы оказаться каждому. Но если взрослые еще скептически улыбаются, слушая повествование, то маленькие детки глубоко верят в сказочки, без всякой критики относятся к ее событиям и персонажам. Вот поэтому педагоги советуют родителям воспользоваться детской непосредственностью и любовью к сказочным историям, чтобы решать многие вопросы воспитания и развития. Они утверждают, что волшебные сюжеты обогащают духовный мир ребенка, развивают творчество и фантазию. Многократное повторение текста совершенствует память, совершенствуют внимание и речь. При сопереживании героям у детей обогащаются чувства, формируется позитивный эмоциональный настрой, ведь там добро всегда побеждает. Ценны сказки тем, что их можно не только рассказывать детворе, но и с их помощью организовать увлекательные домашние развлечения — викторины.

Это интересно…

По мнению педагогов, викторина — одно из любимых развлечений дошколят. Суть ее действия в том, чтобы быстро и правильно отвечать на вопросы или быстрее всех выполнять интеллектуальные задания. Обращение к истории появления этого слова помогает узнать, что оно появилось в двадцатые годы прошлого века. Его изобретателем был писатель Михаил Кольцов, который назвал викториной газетную рубрику с развлекательными вопросами, заданиями, шарадами. За рубрику отвечал сотрудник по имени Виктор Микулин (от латинского слова "victor" — победитель). Считается, что с этим именем и связано появление слова "викторина". От имени Виктор и последних букв фамилии.

Сейчас подобные развлечения часто используют педагоги в детских садах, так как они дают возможность быстро оценить и подкорректировать знания ребятишек. А родителям викторина поможет легко и просто разнообразить семейный досуг, сделать увлекательными домашние занятия с детьми. Главное — знать ее особенности для дошколят и уметь правильно организовать. Особый интерес для домашнего досуга представляет викторина по сказкам, как наиболее доступное для подготовки и проведения в условиях семьи развлечение.

Забавы для самых маленьких

Педагоги обращают внимание родителей на то, что к проведению викторин дети готовы в тот возрастной период, когда появляется стремление к соперничеству и готовность принять участие в соревновательном процессе. Вообще возраст 3 — 4 лет считается наиболее подходящим для обучения ребятишек основным правилам любой игры, так как у них начинают формироваться волевые усилия. А забавы со сказками могут стать для малышей и учебой, и игрой, как, например, в игре "Сундучок народных сказок". Даже трехлетнему ребенку будут доступны для понимания сюжетные картинки из заветного сундучка. Он сможет правильно определить, эпизод из какой сказки изображен на карточке. Или малышу не составит труда отгадать простейшие загадки о сказочных персонажах и найти в сундучке соответствующую картинку:

    …не садись на пенек, не ешь пирожок… ("Маша и медведь"),
    …от бабушки ушел и от дедушки ушел… ("Колобок"),
    …снесла яичко не простое, а золотое… ("Курочка Ряба"),
    …дедка за репку, бабка за дедку… ("Репка"),
    …сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку…("Лисичка со скалочкой"),
    …кто сидел на моем стульчике и сломал его? ("Три медведя"),
    …кто, кто в теремочке живет? ("Теремок").

Заботливые родители всегда смогут придумать интересные загадки и конкурсы. А для того, чтобы придать дух соревновательности такому развлечению, взрослым надо постараться вовлечь в него нескольких детей, близких по возрасту, например:

    на детском празднике,
    во время семейных встреч с друзьями,
    на даче,
    на прогулке со знакомыми детьми и т. д.

Еще одним интересным вариантом викторины станет вечерняя игра с ребенком. Взрослый создает атмосферу таинственности и предлагает малышу вопросы или задания о любимых сказочных героях:

    Кто ушел и от дедушки, и от бабушки? (изобрази колобка)
    У кого была избушка лубяная? (покажи, как горевал зайчик)
    Курочка снесла яичко простое или золотое?
    Кто не смог улежать на окошке и покатился по дорожке?
    Всей семьей тянули арбуз?
    Без кого не смогли бы вытянуть репку? (изобрази мышку)
    Вспомни, кто первый нашел теремок?
    Козлята съели волка или он их? (покажи злого волка).

В подобных забавах маленькие детки приучаются не только припоминать текст сказки, но и активно использовать свой небольшой жизненный опыт.

Развлечения для дошкольников

Для средних и старших дошколят викторину организовать и проще, и труднее. Ведь соревноваться уже могут не только дети, близкие по возрасту, но и взрослые. Трудность заключается в том, что подготовка занимает достаточно длительный период и становится более трудоемкой. В старшем дошкольном возрасте викторины приобретают разнообразный характер, это могут быть конкурсы о растительном и животном мире, окружающей жизни, нестандартные интеллектуальные задания. Все же наиболее доступной, интересной для детей и взрослых будет викторина по сказкам. Так как сказочные события и персонажи хорошо известны всем, родителям проще подобрать игрушки, картинки, придумать загадки, вопросы, задания для такого рода развлечений.

Как правильно организовать конкурсы для детей

Часто родители думают, что самое сложное при организации детского развлечения — придумать интересные вопросы и задания для ребятишек. Однако не менее важна подготовительная работа, требования к которой следующие:

Выбирайте интересную тематику!

Напрашивается вопрос, какие сказочные произведения лучше всего подобрать для детей и как правильно их распределить: сказки одного вида (народные, например) или сказки авторские и народные вперемежку? Что важнее, интеллектуальные задания или вопросы? Педагоги советуют:

    Старшим дошколятам доступны произведения отечественных авторов — сказочников: А. Толстой "Золотой ключик", С. Маршак "Кошкин дом", "Три поросенка", А. Пушкин "Сказка о золотом петушке", П. Бажов "Серебряное копытце", П. Ершов "Конек — горбунок", В.Гаршин "Лягушка — путешественница", С. Аксаков "Аленький цветочек", В. Катаев "Цветик — семицветик". Средним дошкольникам интересны произведения с более простым сюжетом, например, К. Чуковского "Муха — Цокотуха", "Федорино горе", "Тараканище", "Мойдодыр". Из них получится интересная литературная викторина по произведениям одного автора.

Подсказка для родителей: чтобы правильно подобрать произведение для детей по возрасту, можно обратиться к "Программе воспитания и обучения в детском саду".

    Хорошо подойдут произведения зарубежных авторов: "Бременские музыканты" братьев Гримм, "Гадкий утенок", "Снежная королева", "Дюймовочка", "Принцесса на горошине", "Русалочка" Г.Х. Андерсена, "Красная шапочка", "Кот в сапогах", "Спящая красавица", "Мальчик с пальчик", "Золушка" Ш. Перро.
    Народные сказки также отлично впишутся в сценарий домашней викторины. Это могут быть любимые всеми и хорошо известные: "Гуси-лебеди", "Два Мороза", "Снегурочка", "По-щучьему веленью", "Сивка-бурка", "Хаврошечка", "Царевна — лягушка", "Иван Царевич и серый волк" и другие.
    Современные дети любят экранизированные произведения или мультфильмы на основе сказочных текстов, например, такие, как "Алиса в стране чудес", "Щелкунчик и Крысиный король", "Спящая красавица", "Пиноккио", "Сказка о царе Салтане", "Морозко". Они могут отличаться от оригинала вводом дополнительных персонажей, некоторым изменением сюжетов.

     

Важно: при подборе произведений необходимо учитывать возраст детей, их интересы, возможности и способности. Кроме того, не все дети обладают прекрасной памятью, внимательностью, изобретательностью, поэтому какие-то особо сложные задания или использование малозначительных деталей сказок будут сложны для воспроизведения, и интерес к развлечению теряется. Лучше устраивать викторину по хорошо знакомым и понятным деткам текстам.

Подготовьте место и форму проведения!

Педагоги обращают внимание родителей на то, что нужно заблаговременно подготовиться к развлечению в организационном плане. Это поможет поддерживать интерес деток на протяжении всего действия и избавит взрослых от излишней суеты.

    Заранее продумать, в какой форме будет проводиться викторина, например, каждый участник играет индивидуально или это будет командная игра.
    Хорошо подготовить подсказки для детей: сюжетные картинки, загадки, наводящие вопросы, песенки персонажей, музыкальное сопровождение, которые помогут припомнить содержание сказок.

     
    Место расположения детей во время развлечения — тоже довольно важный аспект, на который стоит обратить внимание. Если развлечение проводится в небольшой комнате, а участников собирается много, например, во время дня рождения ребенка, необходимо обеспечить максимально удобное и безопасное пространство. Для этого необходимо убрать хрупкие предметы, технику, правильно расставить столы и стулья. Педагоги предлагают для экономии места воспользоваться теплым пушистым ковром, где могут расположиться ребята.

Не забудьте о наградах для победителя!

Немаловажно позаботиться о призах для детворы, так как викторина для них — соревнование, в котором должен быть победитель. Призами могут быть сладости, мелкие игрушки, настольные игры, любимые книжки, диски с фильмами со сказочным содержанием. Главное, призом должен быть отмечен каждый участник, так как вопросов и заданий готовится достаточное количество, и каждый ребенок может проявить свои знания и умения.

Викторина по сказкам с ответами (в помощь родителям)

Продумывая конкурсы, нужно учитывать, что викторина для детей — игра, а не монотонное занятие. Ребятишки теряют интерес и становятся невнимательными, если развлечение длится больше 1,5 часа, поэтому оптимально время от 40 минут до часа. Чтобы заполнить это время, понадобится придумать около 30 вопросов и заданий. Педагоги обращают внимание на чередование видов деятельности: вопросы должны сменяться заданиями, задания — действиями. Особое требование к вопросам: исключаются ответы "да" и "нет". Ребенок должен проговорить или словосочетание из сказки, или назвать действия персонажа, или повторить его монолог. Вот как примерно могут выглядеть вопросы. конкурсы и загадки для викторины по сказкам:

Вопросы по сказкам

Кого слепили старики из снега? (Снегурочку)
Что пообещала лиса петушку, если он выглянет в окошко? (Дать горошка)
В каком домике проживает Баба Яга? (В избушке на курьих ножках)
Кем стал братец, когда попил водицы из копытца? (Козленочком)
На ком мчался Иван Царевич за Еленой Прекрасной? (На сером волке)
Какое прозвище получил Кощей? (Кощей Бессмертный)
На каком транспорте отправился Емеля к царю? (На печке)
Кто помогал Хаврошечке выполнять работу? (Коровушка)
Какие птицы унесли у Аленушки братца? (Гуси — лебеди)
Какое прозвище у Змея в сказке? (Змей Горыныч).

 

Сказочные конкурсы

"Вспомни сказки"

Вспомни сказки где главный герой:

    лиса ("Теремок", "Лисичка со скалочкой", "Лисичка-сестричка и волк", "Лиса и журавль", "Заюшкина избушка", "Лиса и журавль", "Колобок", "Кот, дрозд и петух", "Два жадных медвежонка", "Рукавичка");
    медведь ("Три медведя", "Маша и медведь", "Вершки и корешки");
    волк ("Волк и семеро козлят", "Три поросенка", "Иван — царевич и серый волк");

и другие сказочные персонажи.

"Вспомни, сколько…"

    братьев — месяцев грелось у новогоднего костра? (12),
    козляток съел волк? (7),
    животных стали бременскими музыкантами? (4),
    животных поселилось в теремке? (7),
    животных встретились с колобком? (4),
    старик просил золотую рыбку? (3),
    медведей жили в избушке? (3)

"Имя какого сказочного героя начинается на букву…"

Ведущий показывает карточки с буквами, а игроки вспоминают сказочных персонажей, имя которого начинается с определенной буквы, например:

    "А" — Айболит, Аленушка, аленький цветочек;
    "Б" — Буратино, Бармалей, Белоснежка, Баба Яга;
    "В" — Водяной, Василиса Премудрая, Винни Пух;
    т. д.

"Волшебные кушанья"

Игроки должны вспомнить как можно больше необычных сказочных кушаний, например:

    каша из топора (из одноименной сказки);
    пряничный домик (из одноименной сказки);
    молочные реки — кисельные берега, ржаные пирожки ("Гуси — лебеди");
    молодильные яблочки и живая вода (одноименная сказка);
    пирожки из короба ("Маша и медведь");
    манная каша ("Горшочек каши", "Лиса и журавль")
    пирожок и горшочек масла ("Красная Шапочка")
    горшочек меда ("Винни Пух…").

В этом конкурсе ведущий при необходимости помогает игрокам картинками с изображениями волшебных блюд.

Игра с мячом "Летает — не летает"

Проводится по классической схеме.

1 вариант:

Ведущий бросает поочередно мяч с вопросом "Что летает в сказке <название сказки>".
Участники вспоминают летающий предмет, например:

    "Конек — горбунок" (конек-горбунок);
    "Летучий корабль" (корабль);
    "Царевна-лягушка" (стрела);
    "Старик Хоттабыч" (ковер — самолет);
    "Мальчик с пальчик" (сапоги-скороходы);
    "Вещий сон" (сапоги-скороходы);
    "Василиса Премудрая" (голубки);
    "Гуси-лебеди" (гуси и лебеди);
    "Марья Моревна" (ступа Бабы Яги).

2 вариант:

Ведущий называет волшебный предмет.
Дети должны поймать мяч в том случае, если он летает:

    ступа;
    скатерть — самобранка;
    ковер — самолет;
    гусли — самогуды;
    летучий корабль;
    шапка — невидимка;
    жар — птица;
    молодильные яблочки;
    волшебная дудочка;
    т.д.

"Нам прислали телеграмму…"

Ведущий зачитывает текст, а дети должны быстро назвать героя сказки, который мог его прислать:

    За крота замуж не пошла, улетаю в теплые края ("Дюймовочка")
    Для любимой доченьки цветочек нашел аленький (Купец "Аленький цветочек")
    Получил травму от поросят (Волк "Три поросенка")
    Иду к вам в гости и несу пирожки от внучки (Медведь "Маша и медведь")
    SOS! Спасите! Сейчас нас съест волк! (Козлята "Волк и семеро козлят")
    Срочно! Петушку! Мою избушку захватила лиса! (Зайчик "Заюшкина избушка")
    Рыбу не поймал, только хвост отморозил (Волк "Лисичка — сестричка и серый волк")
    Спасите, помогите! Паука злодея зарубите! ("Муха — Цокотуха")
    Потеряла туфельку, прыгаю на одной ножке! ("Золушка")
    Потерялся круглый, румяный, убежал от дедушки и бабушки! ("Колобок").

Загадки про персонажей

Как дорога далека!
Как корзина не легка!
Вот бы сесть мне на пенёк,
Вкусный скушать пирожок! (Маша и медведь)

По тропинке идут бодро,
Сами воду тащат ведра! (По щучьему велению)

Сестрица, где водицы мне напиться?
Нет здесь речки, нет пруда!
А вот в ямке от копытца
Очень вкусная вода! (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

Скачет лошадь непростая –
Чудо-грива золотая,
По горам парнишку носит,
И не может его сбросить!(Конек-Горбунок)

У какой сестрицы,
Унесли братишку птицы!(Гуси-лебеди)

Прилетела стрела прямо в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна — лягушка)

На лице у нее зола, целый день одни дела.
Но вот явилась фея, и стало веселее!
Не сиди одна в глуши, ты на бал поспеши!
Надень скорее бальные, туфельки хрустальные! (Золушка)

Волшебный цветок, разноцветный лепесток!
Желанья сможешь загадать, но не спеши его срывать.
Помощь может принести и больных людей спасти! (Цветик — семицветик)

Милая девочка с рыбьим хвостом,
Пена морская была ее домом.
Принц полюбился красавице морской,
От ведьминой силы вмиг стала немой.
На стройные ноги свой голос сменила.
Как имя той девочки, что принца любила? (Русалочка).

Подобные викторины, подготовленные с творческой задумкой, всегда будут хорошим подспорьем в воспитании и развитии дошколят, обогатят общение взрослых и детей, разнообразят семейный досуг.

Источник: myintelligentkids.com