Урок литературного чтения во 2 классе по теме «С. Баруздин. Салют»

Галина Кашина
Урок литературного чтения во 2 классе по теме «С. Баруздин. Салют»

Учебный предмет: Литературное чтение

Учебная тема: С. Баруздин «Салют»

Тип урока: Урок открытия нового знания

Цель: Познакомить учащихся с поэтическим произведением о Дне Победы, учить выразительному чтению.

Задачи:

— Создание условий для расширения круга чтения учащихся произведениями о Великой Отечественной войне.

— Знакомство с ВОВ как с историческим событием.

— Развивать навык выразительного чтения, устную и письменную речь обучающихся.

— Содействие воспитанию чувства патриотизма, гордости за свой народ.

Личностные результаты

У учащихся сформируются:

— учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новых задач;

Учащиеся получат возможность для формирования:

— выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

Метапредметные результаты: регулятивные

Учащиеся научатся:

— принимать и сохранять учебную задачу;

— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане.

Учащиеся получат возможность научиться:

— в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

— проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

— самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение.

Метапредметные результаты: коммуникативные

Учащиеся научатся:

— слушать и слыщать партнера;

— контролировать действия партнера.

Учащиеся получат возможность научиться:

— учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Метапредметные результаты: познавательные

Учащиеся научатся:

— строить связные высказывания по теме;

— работать с Google-формой, отвечать на вопросы по содержанию произведения;

— ориентироваться на разнообразие способов решения учебной задачи.

Учащиеся получат возможность научиться:

— записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ.

Предметные результаты

Учащиеся научатся:

— читать стихотворение выразительно;

— отвечать на вопросы и выполнять задания по прочитанному произведению;

— составлять рассказ о Великой Отечественной войне, о Дне Победы.

Средства: Урок проходит в Центре универсального образования. На уроке используется следующее оборудование:

Интерактивный экран, ПК учителя, компьютеры для учеников – 10 шт., учебники «Литературное чтение» (автор-составитель Л. А. Ефросинина, 2 часть) – у каждого ученика, раздаточный материал – тексты о ВОВ для практической работы в группах.

Ход урока

1 этап. Орг. момент

— Начинаем урок литературного чтения.

“Невозможно без вниманья

Получить образованье!”

Дети хором говорят слова.

2 этап. Актуализация знаний

(Цель: выявление уровня знаний) Беседа по изученному ранее материалу.

— Вспомните об авторе – Сергее Баруздине.

Дети уже изучали биографию писателя С. Баруздина, когда читали его произведение «Стихи о человеке и его словах». Ученикам был дан следующий текст и задания к нему:

Сергей Алексеевич Баруздин родился в Москве в 1926 году. Папа писал стихи и сына тоже научил любить поэзию. Все складывалось очень удачно: его произведения печатались в школьной стенгазете, а затем в журнале «Пионер» и газете «Пионерская правда». Надежда Константиновна Крупская обратила внимание на юное дарование и направила его в литературную студию Дома пионеров.

Жизнь была легка и прекрасна, но все изменилось, и привычный мир рухнул за несколько часов, когда началась Великая Отечественная война. Через несколько месяцев погиб отец. Горе и смерть стремительно ворвались в мир фантазий и грёз молодого поэта.

Сергею было всего 14 лет, и он рвался на фронт, но туда его не брали. Через год после начала войны, приписав себе пару лет, он уже воевал в артиллерийской разведке, участвовал в обороне Москвы и брал Берлин. Был награждён орденами и медалями. Дороже всех других наград была медаль «За оборону Москвы».

После войны поступил в Литературный институт имени М. Горького. Окончив его, был редактором журналов «Пионер» и «Дружба народов». Умер Сергей Баруздин 4 марта 1991 года.

* Напиши 1-2 предложения о том, что особенно тебя удивило в биографии поэта.

Дети вступают в беседу по изученному ранее материалу.

На середине стола раскладывают 9 карточек с записанными на них словами и словосочетаниями в виде квадрата 3х3.

Затем каждая группа составляет небольшой рассказ об авторе, выбирая для этого три карточки либо по вертикали, либо по горизонтали, либо по диагонали. Записывают свой рассказ, а затем зачитывают перед классом.

Дети могут составить следующие рассказы:

*Сергей Баруздин родился в Москве. Отец научил его любить поэзию, и он стал писать стихи. В юном возрасте он был на войне и даже получил медаль «За оборону Москвы».

*Привычный для писателя мир рухнул, когда началась война. Поэзия встала на второй план. Баруздин ушел на фронт.

*Произведения с. Баруздина печатали в газете «Пионерская правда». Его поэзия многим нравилась. Но когда ему было 14 лет, началась война, и он, приписав себе пару лет, ушел на фронт.

3 этап. Целеполагание. Мотивация к деятельности

Прием «Коробка с секретом».

Учитель выносит красивую коробку с бантиком и сообщает:

— Сегодня мы будем читать произведение о том, что лежит в этой коробке. А написал это произведение тот же автор – Сергей Баруздин.

— Отгадайте загадку, и вы узнаете, что в коробке.

Загадка.

В небо взлетают цветные огни.

Весть о Победе разносят они.

— Стихотворение Баруздина так и называется «Салют».

— На уроке вы узнаете, в честь какого события бывает главный салют в нашей стране; научитесь читать стихотворение выразительно; будете учиться сами сочинять небольшой рассказ по теме сегодняшнего урока.

— Итак, тема урока: С. Баруздин «Салют».

Дети называют отгадку – салют.

4 этап. Изучение нового блока информации

1) Знакомство с произведением.

Учитель дает задание перед чтением: Послушайте внимательно стихотворение и ответьте на вопрос – Какое настроение создает оно? Нужно пояснить свой ответ.

Далее учитель демонстрирует выразительное чтение стихотворения. Затем дети читают его про себя.

2) Организуется групповая работа с использование технологии смешанного обучения. Учебное пространство организовано следующим образом:

1 зона – зона работы с учителем и учебником.

2 зона – зона работы с дополнительными материалами.

3 зона – онлайн-зона.

Учитель к следующему уроку поставит учащимся отметки: за ответы на вопросы по тексту стихотворения, а также за выполнение онлайн-задания.

Учащиеся слушают и следят за чтением учителя.

Отвечают на вопрос

– Какое настроение создает стихотворение? Доказывают свое мнение.

Читают стихотворение про себя.

1 зона. Задание: научиться читать выразительно. Организуется работа по памятке 1 «Прочитай выразительно»

2 зона. Дополнительный материал – текст о ВОВ у каждого ученика. Нужно прочитать и письменно ответить на вопросы по содержанию текста.

3 зона. На компьютере выполняется задание в онлайн-режиме – Google-форма:

Ответы каждого ученика автоматически сохраняются в Google-таблице.

5 этап. Осознание и осмысление блока новой учебной информации

1) Учитель предлагает продемонстрировать выразительное чтение нескольким ученикам. Остальным – оценить по критериям оценивания.

В совместной деятельности проходит обсуждение и выставление отметок.

2) Организуется работа с использование обучающей структуры Сингапурской методики обучения – МИКС-ФРИЗ-ГРУПП. Каждый рассказывает в течение 30 секунд.

3) На экране учитель демонстрирует таблицу ответов на задания онлайн-зоны. По желанию детей некоторые ответы зачитываются.

К следующему уроку учитель проверяет ответы каждого, выставляет отметки.

Ученики демонстрируют достигнутые результаты урока.

1) По одному представителю от группы читают стихотворение выразительно перед классом.

Взаимооценка.

Критерии оценивания:

1. Правильная постановка логического ударения.

2. Соблюдение пауз.

3. Правильный выбор темпа.

4. Соблюдение нужной интонации

5. Безошибочное чтение.

Отметка «5» — выполнены правильно все требования

Отметка «4» — не соблюдены 1-2 требования

Отметка «3» -допущены ошибки по трем требованиям

Отметка «2» — допущены ошибки более, чем по трем требованиям.

2) Дети двигаются по кабинету под негромкую музыку, а по окончании звучания объединяются в пары. В паре они должны по очереди рассказать друг другу о Великой Отечественной войне по материалам задания, которое выполняли во 2-ой зоне (ответы на вопросы по тексту).

3) Учащиеся могут сами прочитать свои ответы перед классом.

6 этап. Домашнее задание.

Дается разноуровневое домашнее задание:

Базовый уровень – выучить стихотворение наизусть.

Повышенный уровень – составить рассказ «ВОВ в жизни моей семьи», побеседовав с родственниками. Учащимся предоставляется выбор домашнего задания.

7 этап. Рефлексия.

Прием «Рефлексивная мишень».

Оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Источник: maam.ru