Выступление на педагогическом часе воспитателя Бухтеревой Г. А по теме «Приобщайте детей к природе «
Галина Бухтерева
Выступление на педагогическом часе воспитателя Бухтеревой Г. А по теме «Приобщайте детей к природе «
Основанием для моей работы с детьми послужили личные наблюдения за отношением детей к окружающей природе. В ходе этих наблюдений возникло желание помочь детям ощутить себя единым целым с природой нашего великого дома — Земля.
В начале учебного года я возвратилась к итогам прошедшего года, обратив особое внимание на выявленные недостатки, их причины. Вношу коррективы в планы предстоящей работы с детьми, еще раз знакомлюсь с психологическими возрастными особенностями детей.
Начиная с младшего возраста, закладываю в детях первые ориентиры в мире природы. В этом возрасте большое внимание уделяю наблюдениям. Предварительно проводя беседы о том, зачем нужны солнце, снег, деревья, дождь, используя дидактические игры : «когда это бывает?», «Солнышко и дождик», слушаем с детьми шум деревьев, при порывах ветра следим за движением листьев, рассматриваем форму листьев.
Постепенно увеличиваю сроки наблюдения и расширяю тематику. Не только отмечаю характер погоды, но и обращаю внимание детей на небо (если на небе тучи и оно темное, серое, то значит будет пасмурный день). Изменяю и характер наблюдения за растениями, отмечаю окраску листьев и цветов. Закрепление, уточнение представлений успешно осуществляется в дидактических заданиях, которые в основном провожу в форме игры («Подуй на снежинку», «Спой песенку ветра»).
При наступлении зимы продолжаем наблюдения за погодой, снегом. Отмечаю с детьми, что снежинка легкая, пушистая, быстро тает. Гуляя по снегу, рассматриваем свои следы, любуемся красотой деревьев, покрытых пушистым снегом. Предлагаю ребятам набрать немного снега в стакан, принести его в группу и понаблюдать, что с ним произойдет. Через некоторое время дети заметили, что в стакане появилась вода. Объяснила им, почему это произошло. Предложила вынести стакан с водой на улицу и через какое — то время они увидели, что в стакане лед. Вместе выяснили, что в тепле снег тает, превращаясь в воду, а на морозе превращается в лед. Здесь же вспомнили сказку о непослушном петушке, который катался по тонкому льду: лед проломился и петушок утонул.
Обязательно использую художественную литературу, которая открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств, взаимоотношений, сопровождает его с первых лет жизни.
Устное народное творчество — потешки, пословицы, поговорки — играет важную роль при проведении режимных моментов, которые знакомят детей с образностью родного языка, позволяют им понять новую информацию и обнаружить свое понимание чаще всего недоступных для наблюдения явлений природы, их взаимосвязи между собой. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества. Они образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами. Их можно использовать в любой ситуации.
Широко использую специально подобранную детскую познавательную литературу, в зависимости от времени года и погоды приобщаю их к красоте
художественного слова, заучивая с ними в свободной деятельности наизусть стихи.
Для закрепления знаний, полученных во время наблюдений, играю с детьми в дидактические игры посложнее: «С какого дерева лист?», «Раз, два, три -к дереву беги».
В ненастные дни провожу наблюдения за комнатными растениями,
сравниваю размер и окраску листьев, обращаю внимание на появление новых листьев. Рассматриваем с детьми демонстрационный материал, подобранный для экологического воспитания, который способствует развитию их внешнего окружающего мира.
В своей работе с детьми подбираю экологические загадки. Они помогают развивать слуховое восприятие, способствуют расширению у детей представлений о природе, которые я стараюсь чаще всего использовать в свободной деятельности.
Исходя из того, что развивающей является такая среда, в которой ребенок может свободно и самостоятельно действовать, создаю условия для того, чтобы научить детей задавать вопросы, самим искать и находить на них ответы. Поэтому провожу с детьми разные опыты со снегом, водой, песком и глиной.
Обращаю внимание детей на птиц, которые не улетают в теплые края, а остаются с нами. Объясняю им, что зимой птицам трудно найти корм, что им нужна наша помощь. Летом птицы охраняют сады и огороды, уничтожают насекомых — вредителей. Птицы наши верные друзья.
Непосредственное общение с природой вызывает у детей большой интерес. Играя, наблюдая, проводя опыты с камнями, песком, опавшими листьями ребята становятся любознательными, у них появляется множество вопросов. Дети научились наблюдать за природными явлениями, отмечать новое, устанавливать связь между отдельными явлениями, передавать свои впечатления. Никто из них не срывает больше без цели цветы, не ломает ветки, не топчет муравейник. Благодаря всему этому у них появилось чувство бережного отношения к природе, ко всему живому.
Хорошим средством привлечения внимания детей являются сказки о животных, которые легко и органично входят в жизнь ребенка.
Наблюдения сочетаются с трудовой деятельностью детей, с умением выполнять какую — то работу. В процессе такой работы у них воспитывается трудовые умения и правильное отношение к труду, чувство ответственности за выполненную работу. «Посадим берёзку», «Покормим птиц», «Вырастим лук».
Дети учатся видеть красоту в любых естественных проявлениях здорового живого организма и наслаждаться ею, понимать красоту природы, запечатленную в произведениях искусства и создавать ее своими руками через разные формы изобразительной деятельности.
Рассматривая подборку картин «Птицы — наши друзья», ребята из моих рассказов узнали, что первыми весной прилетают грачи. Впереди весна и мы
планируем для вернувшихся скворцов совместно с родителями приготовить домики — скворечники.
Мероприятия и экологически ориентированные виды деятельности, равномерно распределенные во время учебного года и увязанные с важнейшими событиями и явлениями социально — природного характера, обеспечивает успех технологии: ее построение приближается к оптимальной, а реализация на практике эффективно повышает уровень экологической воспитанности детей.
Итак, начальной ступенью познания природы являются ощущения и восприятия. Так начинается для ребенка познание мира. В это время и следует обратить внимание на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, на единство всего живого.
При этом использую беседы, рассказы, народные приметы, подвижные игры. В этом возрасте дети уже знают, что корень необходим растениям для впитывании влаги, питательных веществ, стебель переносит их к листьям, а листья поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Продолжаю знакомить с дикорастущими полезными и вредными растениями, используя при этом такие дидактические игры, как «Расскажи об этом растении», «Цветы луга, клумбы». Дети знают, как размножаются такие растения. Знают, как вести себя в природе и в этом им помогают экологические знаки. Из года в год совершенствую интеллект детей: непрерывно расширяя их кругозор, развиваю сенсорику и наблюдательность, учу устанавливать связи, зависимости, обнаруживая причины.
Большое значение имеют занятия углубленно — познавательного и обобщающего типа, на которых дети закрепляют и углубляют представления о природе, полученные в повседневной жизни, приобретают навыки учебной деятельности: слушают пояснения воспитателя, его вопросы, ответы сверстников, встраивают свои суждения в коллективную беседу. Активно учатся сравнивать, анализировать, строить умозаключения, делать выводы.
Для более полного осмысления содержания этих занятий в своей работе применяю новые педагогические технологии: алгоритмы, схемы, пиктограммы, благодаря которым дети получают много знаний о родной природе, которые позволяют сопоставлять, анализировать. Проводя такие занятия, углубляю и обобщаю с детьми хорошо знакомый им материал, с помощью моделей и других форм наглядности показываю экологические зависимости природы.
Физкультурные минутки являются необходимым условием для поддержания работоспособности и сохранения здоровья детей.
Подводя итог моей работы с детьми провела итоговое занятие «Белая берёзка», к которому мы долго и своевременно готовились.
Работа с родителями по экологическому воспитанию является одной из составных частей совместной работы детского сада и семьи. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу — воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Поэтому я стараюсь довести до сознания родителей, что воспитание
экологической культуры младших дошкольников крайне необходимо. Предложила им папки — передвижки, папки — раскладушки по экологическому воспитанию, в которых они могут найти ответы на вопросы своих малышей — это различные упражнения, литературный материал, дидактические игры, педагогические ситуации.
Важное место в системе накопления каждым ребёнком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребёнка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития отводится созданию на территории детского сада экологической тропинки и организации на ней работы с детьми.
Мероприятия и экологически ориентированные виды деятельности, равномерно распределенные во время учебного года и увязанные с важнейшими событиями и явлениями социально — природного характера, обеспечивает успех технологии: ее построение приближается к оптимальной, а реализация на практике эффективно повышает уровень экологической воспитанности детей.
В 2017 году реализован проект «Лесная сказка» — дизайн территории МДОУ с использованием скульптур малых форм из природного материала. Внедрение проекта «Цветничок» позволило оборудовать зону отдыха на территории участка, где расположены клумбы с цветами, посаженные с помощью родителей.
Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе — есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред и человеку. Следовательно, действия, в результате которых разрушается наш общий для всех Дом, безнравственны.
Результаты были следующими:
Мои дошкольники усвоили признаки сезонных изменения в природе, многие знают о сезонных работах в саду, на огороде, о растениях, грибах, ягодах, могут классифицировать животных по среде обитания (вода — гуси, лебеди, рыбы, лягушки, могут классифицировать обитателей природы по признакам — дикие животные, домашние животные, перелетные и зимующие птицы, насекомые, рыбы. Также они знают, что для нормального роста и развития растений нужны три компонента: тепло, свет, вода; убедились в этом на опытах. Умеют различать деревья и кустарники, знают травянистые растения, различают понятия: декоративный, плодовый.
Дети знакомы с правилами поведения в природе, обладают элементарными навыками ухода за растениями. Дети могут устанавливать связь между строением тела и способом питания, способом движения и строением, средой обитания и внешним видом. С младшего возраста мои дошкольники учатся проводить самоанализ — мое отношение к природе, ко всему живому. Не вредно ли тому, с кем я общаюсь?
Хочется верить, что работа по данной теме поможет заложить основу для воспитания экологической культуры дошкольников.
засоренность среды обитания — все это вызывает необходимость способствовать экологическому воспитанию дошкольников в детском саду.
Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред и человеку. Следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех Дом, безнравственны.
Воспитание экологической культуры — долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее его результаты. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему живому, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы, понимание самоценности здоровья, бережное отношение к предметам рукотворного мира — вот составляющие экологической культуры, формирование которых способствует полноценному развитию личности маленького ребенка.
Замечательный педагог В. А. Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка.
К. Д. Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить же в детях живое чувство природы — значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний».
Великий писатель Михаил Пришвин сказал: “Все прекрасное на Земле
— от Солнца, и все хорошее от человека”. “Рыбе — вода, птице — воздух, зверю
— лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу — значит охранять Родину”.
Чтобы рассказать дошкольникам об экологии, представить серьёзную и жизненно важную информацию в доступной детям форме и научить пользоваться ею в различных ситуациях в настоящее время разработано много методических пособий.
— Алябьева Е. А. «Природа» (сказки и игры для детей).
Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста.».
Я определила для себя основную цель работы:
Воспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.
Чтобы достичь в своей работе положительного результата в данном направлении, я перед собой поставила следующие задачи:
— воспитывать у детей элементарные основы и знания экологической культуры;
— познакомить с представителями живой и неживой природы;
— сформировать у детей своей группы эмоционально — положительное отношение к природе;
— воспитывать желание постоянно соблюдать правила поведения в природе.
Для того чтобы реализовать эти задачи, я выделила несколько условий, которые помогут лучше воспитывать экологически грамотного ребёнка:
[.Создание предметно — развивающей среды. Насыщение наглядным материалом, играми, которые будут способствовать изучению природы.
2.0борудование уголка для родителей, в котором регулярно помещается материал, рекомендации по экологическому воспитанию детей.
3. Собрание специальной художественной литературы по данному вопросу.
Создание развивающей среды.
— В группе создана соответствующая предметно — развивающая среда, необходимая для организации работы по данной теме. Значительное место отведено уголку природы, разнообразные комнатные растения (аспарагус, алоэ, бегония, герань, колеус, плющ).
— В книжном уголке помещена подборка художественной литературы, которая способствует закреплению знаний о природе.
—В уголке дидактических игр размещены различные альбомы и иллюстрации с видами животных, растений, времен года, гербарии, собранные во время проведения экскурсий, благодаря которым у детей формируется стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность.
—В родительском уголке находятся материалы, помогающие родителям развивать своих детей. Это папки — передвижки «Природа и дети»,
«Экологическое образование дошкольников», «Любить природу», а также папки — раскладушки по временам года, консультации «Учите любить природу», «Экологическое воспитание». Таким образом, родители моих малышей всегда в курсе событий, происходящих в группе.
Основные формы и методы работы с детьми.
Для того чтобы реализовать поставленные мною задачи, я использую следующие формы и методы работы: — НОД («Мир природы», «Речевое развитие», «Художественная деятельность (рисование, аппликация, лепка): наблюдения, беседы, игры, чтение книг, рассматривание картин, иллюстраций о природе, опытническая деятельность, трудовая деятельность.
В этом учебном году у меня дети среднего дошкольного возраста. Чтобы убедиться в том, что моя работа по воспитанию экологической культуры у детей не проходит зря и дает положительный результат, я провела диагностику уровня овладения необходимыми навыками и умениями в начале года.
Вся работа, проводимая мной с младшего дошкольного возраста, доказывает, что это не зря. Элементарные экологические знания, полученные детьми младшего дошкольного возраста, помогут им освоить предметы экологической направленности, понять природу и как ее беречь.
Источник: