Викторина по произведениям К. Чуковского для детей старшего дошкольного возраста

Ольга Серякова
Викторина по произведениям К. Чуковского для детей старшего дошкольного возраста

Викторина по произведениям К. Чуковского для детей старшего дошкольного возраста

Цель. Развитие интереса к художественной литературе через творчество К. Чуковского.

Задачи.

• Обобщать знания детей о писателе, многочисленных произведениях К. Чуковского.

• Развивать умение отгадывать загадки; слуховое внимание, воображение, мышление, память и речь, коммуникативные навыки, культуру общения и поведения, эмоционально-волевую сферу.

• Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.

• Совершенствовать умения выразительно декламировать стихи.

Ход викторины:

Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.

Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя — Николай Корнейчуков, родился он 31 марта 1882 года.

Он отличался большим трудолюбием. «Всегда, — писал он, — где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, — я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей».

Русский советский поэт, писатель, переводчик, литературовед — К. Чуковский написал для детей много стихов и сказок.

С ранних лет стихи его приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, дедушки и бабушки не представляли своего детства без сказок Корнея Чуковского!

Я предлагаю вам отправиться в волшебную сказочную страну, где живут добрые сказки Корнея Чуковского. Вы согласны? (Да)

Ну, тогда пора тихонько

Нам места свои занять,

В мир волшебных приключений

Путешествие начать…

Задание 1. Узнайте сказку по отрывку. Из какой сказки эти строки?

Волки от испуга скушали друг друга.

Бедный крокодил жабу проглотил,

А слониха вся дрожа, так и села на ежа. («Тараканище»)

***

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушёными грибами. («Путаница»)

***

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал, как от огня. («Мойдодыр»)

***

… Но не слушали газели

И по-прежнему галдели:

— Неужели, в самом деле

Все качели погорели?

Что за глупые газели! («Телефон»)

***

Долго, долго целовала

И ласкала их она,

Поливала, умывала,

Полоскала их она. («Федорино горе»)

***

А рядом прикорнула

Зубастая акула,

Зубастая акула

На солнышке лежит. («Айболит»)

***

Но жуки-червяки

Испугалися,

По углам, по щелям

Разбежалися:

Тараканы

Под диваны,

А козявочки

Под лавочки,

А букашки под кровать —

Не желают воевать! («Муха-цокотуха»)

Задание 2. Вспомните, какими словами оканчивается строчка, и назовите сказку.

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор… (Айболит)

«Айболит»

Вдруг из подворотни —

Страшный великан,

Рыжий и усатый … (таракан)

«Тараканище»

Я – Великий Умывальник

Знаменитый… (Мойдодыр)

Умывальников начальник

И мочалок командир.

«Мойдодыр»

Свинки замяукали – мяу – мяу,

Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю)

«Путаница»

В Африке разбойник,

В Африке злодей,

В Африке ужасный… (Бармалей)

«Бармалей»

Веселится народ-

Муха замуж идёт

За лихого, удалого

Молодого… (комара)

«Муха – Цокотуха»

Солнце по небу гуляло

И за тучку забежало.

Глянул заинька в окно,

Стало заиньке… (темно).

«Краденое солнце».

Нет – нет! Соловей

Не поёт для свиней

Позовите-ка лучше… (ворону)

«Телефон»

А посуда вперёд и вперёд

По полям, по болотам идёт.

И чайник сказал утюгу

— Я больше идти… (не могу).

«Федорино горе»

Только вдруг из – за кусточка

Из-за синего лесочка,

Из далёких из полей

Прилетает… (воробей).

«Тараканище»

А за ним – то народ

И поёт, и орёт:

— Вот урод, так урод!

Что за нос, что за рот!

И откуда такое… (чудовище).

«Крокодил»

И мне не надо

Ни мармелада, ни шоколада

А только маленьких,

Ну очень маленьких… (детей).

«Бармалей»

Задание 3. Зачастую действующими лицами сказок Чуковского выступают животные.

Этюды «Изобразите животного из сказок Чуковского» (задания в шарах).

Слон.

Таракан.

Бабочка.

Зайчик.

Медведь.

Крокодил.

Обезьяна.

Лиса.

Задание 4. Посмотрите, здесь спрятались разные вещи. Их кто-то потерял, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете (достает по одному предмету и показывает детям).

• Телефон — «У меня зазвонил телефон…» («Телефон»);

• воздушный шарик — «Ехали медведи на велосипеде, А за ними кот задом наперед, а за ним комарики на воздушном шарике…» («Тараканище»);

• подушка — «Одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка улетела от меня…» («Мойдодыр»);

• блюдце — «А за ними блюдца, блюдца, дзинь-ля-ля, /И танцуют, и смеются, дзинь-ля-ля» («Федорино горе»);

• сабля — «Вдруг откуда-то летит маленький комарик, а в руке его горит маленький фонарик… Подлетает к пауку, саблю вынимает…» («Муха-цокотуха»);

• термометр — «10 ночей подряд он лечит несчастных зверят … И ставит, и ставит им градусники» («Айболит»);

• мыло – «Вот и мыло подскочило» («Мойдодыр»);

• перчатки – «А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?» («Телефон»);

• монета – «Муха по полю пошла, муха денежку нашла» («Муха-цокотуха»);

• шоколадка – «И всем по порядку даёт шоколадку» («Айболит»);

• мочалка – «И мочалку словно галку, словно галку проглотил» («Мойдодыр»).

Какие вы молодцы, все сказки угадали!

Задание 5. «Отгадай загадку».

Отгадайте загадки К. Чуковского:

Чудесный дом.

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что – то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо –

Такое тёплое, такое пушистое и золотистое.

(Яйцо и цыплёнок)

Чудесная пещера.

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб – всю добычу мою —

Я с радостью белым зверям отдаю!

(Рот и зубы)

Берегись!

Ах, не трогайте меня:

Обожгу и без огня!

По воде они возят меня.

(Крапива)

Чудесный паровоз.

Паровоз без колёс!

Вот так чудо – паровоз!

Не с ума ли он сошёл —

Прямо по морю пошёл!

(Пароход)

Почему?

Мудрец в нём видел мудреца,

Глупец – глупца, баран – барана,

Овцу в нём видела овца,

И обезьяну – обезьяна.

Но вот подвели к нему

Федю Баратова,

И Федя неряху увидел лохматого.

(Зеркало)

Чудесные кони.

Два коня у меня, два коня,

А вода тверда,

Словно каменная!

(Коньки и лёд)

Зубастая загадка.

Хожу – брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.

(Расчёска)

Задание 6. Прочитай наизусть. Дети читают отрывки из сказок К. Чуковского.

Курица

Курица-красавица у меня жила.

Ах, какая умная курица была!

Шила мне кафтаны, шила сапоги,

Сладкие, румяные пекла мне пироги.

А когда управится, сядет у ворот —

Сказочку расскажет, песенку споёт.

***

Ёжики смеются

У канавки

Две козявки

Продают ежам булавки.

А ежи-то хохотать!

Всё не могут перестать:

«Эх вы, глупые козявки!

Нам не надобны булавки:

Мы булавками сами утыканы»!

***

Бутерброд

Как у наших ворот

За горою

Жил да был бутерброд

С колбасою.

Захотелось ему

Прогуляться,

На траве-мураве

Поваляться.

И сманил он с собой

На прогулку

Краснощёкую сдобную

Булку.

Но чайные чашки в печали,

Стуча и бренча, закричали:

«Бутерброд,

Сумасброд,

Не ходи изворот,

А пойдёшь —

Пропадёшь,

Муре в рот попадёшь!

Муре в рот,

Муре в рот,

Муре в рот

Попадёшь!»

Задание 7. Соревнование.

На столе лежат предметы из разных сказок К. Чуковского. Дети делятся на 4 команды. Каждая команда должна отобрать те вещи, которые подходят только к их сказке.

1-я команда – сказка «Мойдодыр» (мыло, зубная паста, зубная щетка, полотенце, расческа).

2-я команда – сказка «Федорино горе» (тарелка, блюдце, кастрюля, ложка, вилка).

3-я команда – сказка «Муха-цокотуха» (самовар, варенье, баранки, чашка, мед).

4-я команда – сказка «Айболит» (градусник, грелка, фонендоскоп, банки).

Задание 8.

1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»).

2. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»).

3. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)

4. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)

5. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)

6. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)

7. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)

8. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)

9. Как вы считаете, Мойдодыр – враг мальчику-грязнуле или нет?

(Мойдодыр – не враг, наоборот, он помог мальчику одержать победу над своими дурными привычками).

10. Где призывал Мойдодыр мыться, купаться? («В ушате, в корыте, в лохане, в реке, в ручейке, в океане»).

11. В какой сказке Чуковского в качестве главного «персонажа» выступает устройство для передачи и приёма звука? («Телефон»).

12. Какими отрицательными качествами наделён Таракан из сказки «Тараканище»? (Таракан олицетворяет собой зло, насилие).

13. От Федоры убежали все вещи. И она «идёт-ковыляет» за ними. И блюдо сказало: «Гляди, кто это там позади?». Внимание, вопрос! Откуда шла Федора?

Варианты ответов: 1. «Из тёмного бора». 2. «Из дремучего леса». 3. «Из светлой рощи».

Правильный ответ: «И видят: за ними из тёмного бора идёт-ковыляет Федора…»

14. Какой праздник справляла Муха-Цокотуха в одноименной сказке?

Варианты ответов: 1. Новый Год. 2. Именины 3. Масленицу

Правильный ответ: Муха-Цокотуха справляла именины: «Нынче Муха-Цокотуха именинница».

15. Как вы считаете, какая идея лежит в основе практически каждой сказки Чуковского? (Борьба добра со злом, победа добра над злом).

16. На какой континент отправился доктор Айболит, чтобы вылечить больных?

Варианты ответов: 1. В Америку. 2. В Азию. 3. В Африку

Правильный ответ: в Африку.

Подведение итогов. Вот и подошло к концу наше путешествие по сказкам Корнея Чуковского. Вы очень хорошо знаете сказки этого замечательного автора. Об этом говорят и ваши замечательные рисунки. Молодцы!

Егор Замышляев «Краденое солнце»

Артем Гусев «Мойдодыр»

Настя Лутошкина «Федорино горе»

Влада Громова «Тараканище»

Глеб Тихомиров «Телефон»

Коля Кузьмин «Путаница»

Источник: maam.ru