Тема: «Добрые друзья» на основе программы «Социокультурные истоки»

Алехина Татьяна Викторовна
Тема: «Добрые друзья» на основе программы «Социокультурные истоки»

Тема: «Добрые друзья» на основе программы «Социокультурные истоки»

Подготовила воспитатель старшей группы Алехина Татьяна Викторовна.

Цель: усвоение детьми моральных и нравственных ценностей: любовь, доброта, верность, доверие, уважение, искренность; умение уступать, сочувствовать, сопереживать, прощать и жить в согласии.

Задачи:

Образовательные:

-познакомить с социокультурной категорией «Любовь»;

-дать детям представление о дружбе и добрых друзьях;

-формировать умения, понятно вести диалог с педагогом и сверстниками;

-развить у детей умения договариваться, приходить к единому мнению;

-создавать условия для активного взаимодействия детей и родителей.

Развивающие:

-развить эмоциональную отзывчивость, сопереживание, готовность к совместной деятельности со сверстниками;

-развить речевые умения: говорить самостоятельно в ресурсном круге, понятно формулировать свои мысли;

-развить интерес к рассказыванию о впечатлениях из личного опыта, обогатить содержание общения детей с взрослым и сверстниками, развить социальные навыки общения.

Воспитательные:

-воспитывать заботливые, уважительные и дружеские чувства к сверстникам;

-мотивировать на совершение добрых поступков.

Словарная работа: развивать умение подбирать прилагательные и глаголы к слову «Друг», активизировать в речи слова надёжный, щедрый, верный, правдивый, отзывчивый.

Предварительная работа: беседы о дружбе, рассказы о друге по фотографии, прослушивание песен о дружбе, знакомство с пословицами о друзьях и дружбе, чтение сказок «Сивка – бурка», «Зимовье зверей» в семье и детском саду.

Материалы и оборудование для занятия: Иллюстрации к сказкам о дружбе и добрых друзьях, стен газета «Планета Дружбы», декорации и атрибуты к сказке «Как светлячок искал себе друга»: декоративная сцена, муравей, кузнечик, фонарик; фотографии друзей, рисунок к пословице, музыкальное сопровождение.

Методы и приемы:

Наглядные: рассматривание слайдов и иллюстраций по содержанию сказок и пословиц о дружбе.

Словесные: беседа, вопросы, художественное слово, рассказ о друге.

Практические: игра-приветствие «Пирамида Дружбы»; игра в круге, сидя на ковре «Какой ты друг», музыкальная хороводная игра «По родному краю».

Ожидаемый результат:

-сформированы умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;

-развито умение говорить самостоятельно в ресурсном круге, понятно формулировать свои мысли;

-сформирована мотивация на совершение добрых поступков

Ход НОД:

Воспитатель: Давайте поздороваемся с нашими гостями, вставайте в кружочек. Вот, сколько пришло к нам гостей, посмотреть какие вы воспитанные, внимательные и дружные! Это так?

Давайте ладошки, построим пирамидку «Дружбы» из ладошек.

Дети хором: Здравствуйте!

Будем, будем мы стараться,

будем дружно заниматься!

Воспитатель: Ребята, а может, кто то догадался о чём, будет занятие?

Дети: О дружбе!

Воспитатель: Правильно. Садитесь на свои места. Ребята, а сейчас папа Сони и Стёпы расскажет необычную и поучительную сказку, давайте внимательно посмотрим и послушаем.

(Папа Стёпы и Сони показывает сказку)

Сказка: Ночью в траве зажигается фонарик. Это светлячок, что он делает. Зачем он летает? Он ищет друга! Светлячок знал, где можно поиграть, но у него не было ни одного друга. И вот он услышал, что в травке кто зашевелился. Кто из травки выскочил? Кузнечик.

-Эй, кузнечик. Привет!

-Привет!

-Пошли гулять!

-Ой, погоди, у меня потерялся братик. А мама волнуется, помоги мне его найти в травке. Ты появился вовремя. Посвети, пожалуйста, покажи дорогу!

-Нет, я не могу, я ищу друга, мне некогда! Пока!

(Как вы думаете, что почувствовал кузнечик? По дружески поступил светлячок)

Вот он летит дальше и вдруг увидел, что кто-то шуршит в травке. А это оказался кто? Муравей.

Эй, Муравей, привет!

Что муравей скажет?

-Давай дружить?

Что муравей скажет?

Пойдем, поиграем!

Ой, подожди, пожалуйста, у меня грузик на спине, я должен его донести до дома. Подожди, посвети мне дорогу.

Что ему ответит светлячок?

Нет, я должен искать друга.

И побежал муравей в одну сторону. А светлячок в другую. И так, на протяжении всего лета зажигал светлячок свой огонёк и что он делал? Искал друга!

Нашёл?

Нет!

Воспитатель: Ребята, о чем эта сказка?

Дети: Эта сказка о том, как светлячок хотел найти себе друга, но так и не нашел его.

Воспитатель: А почему не нашел друга?

Дети: Он не нашел друга, потому что он думал только о себе.

Воспитатель: Да! Так вот для того, что бы быть настоящим другом нужно, что бы у человека было такое качество — сочувствие, сопереживание, соучастие. Ребята, а вас можно назвать добрыми друзьями? Почему?

Дети: Да, нас можно назвать добрыми друзьями, потому что мы ходим в одну группу, вместе играем, все делаем вместе.

Воспитатель: Дружба согревает жизнь человека как солнышко, делает жизнь теплее, радостней, светлее. А мы сейчас вспомним, какие качества должны быть у настоящего друга. Поиграем! Садитесь в кружок, по очереди поднимаем лучик и говорим: Со мной дружат, потому что, Я — заботливый друг.

Дети: Со мной дружат, потому что я надёжный друг, щедрый, верный, правдивый, отзывчивый, вежливый, внимательный, добрый, общительный, терпеливый, веселый, честный, преданный.

Воспитатель: Замечательно! Вот мы и узнали, какие качества должны быть у настоящего друга. Засиделись, давайте подвигаемся, берёмся за руки, встаем в круг.

Дети исполняют музыкальную хороводную игру «По родному краю»:

Мы отправились в путь на рассвете.

Нас не может догнать ветерок.

Хорошо, хорошо, что на свете

Неизведанных много дорог.

Мы лугами идем и лесами

Нет красивей земли и родней!

Хорошо, хорошо, что над нами

Светит солнышко все веселей!

Мы и небу бескрайнему рады,

И зеленым просторам полей.

Хорошо, хорошо если рядом

Столько верных и добрых друзей!

Воспитатель: Спасибо, ребята, присаживаемся на стульчики.

Мы сейчас убедились, что друзьями могут быть дети, которые ходят с вами в детский сад, а еще кто может быть другом?

Дети: Другом может быть мама, сестра, папа, игрушка, верный пес или кошка…

Воспитатель: А давайте вспомним, какие сказки о дружбе и добрых друзьях вы знаете?

Дети: «Три поросенка», «Золушка», «Заюшкина избушка» «Теремок», «Зимовье зверей», «Сивка-бурка», «Два товарища», «Хаврошечка»

Воспитатель: Сейчас, Соня расскажет строки из сказки, а вы постарайтесь вспомнить её название.

Соня: В самую полночь прискакал в пшеницу конь — одна шерстинка серебряная, другая — золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. И стал тот конь пшеницу есть. Не столько ест, сколько копытами топчет.

Дети: «Сивка-бурка

Воспитатель: Что помогло Иванушке в сказке «Сивка-бурка» обрести верного друга?

Дети: Обрести верного друга Иванушке помогло послушание, честность и доброта?

Воспитатель: Давайте вспомним героев сказки «Зимовье зверей».

Дети: Бык, свинья, гусь, петух, баран.

Воспитатель: Можно ли назвать героев сказки «Зимовье зверей» добрыми друзьями и почему?

Дети: Да, можно, потому что добрые друзья живут в согласии, умеют прощать и могут сообща дать отпор любому врагу.

Воспитатель: Вы мне сказали, что другом может быть мама, бабушка, брат, близкий человек. А вы знаете, ребята, ДРУЖБА — это проявление великого человеческого чувства ЛЮБВИ!

Дети (хором): Дружба — проявление любви!

Воспитатель: Угадайте по картинке, какая эта пословица! (рисунок)

Дети: Человек без друзей, что дерево без корней.

Воспитатель: А дерево без корней хорошо или плохо и почему?

Дети: Дерево держится корнями прочно, надежно, как человек друзьями.

Воспитатель: А, какие еще пословицы. Вы знаете о дружбе?

Дети:

1. Нет друга — ищи, а нашел — береги.

2. Человек без друга, что земля без воды.

3. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

4. Один за всех и все за одного.

5. Дружба — самое дорогое сокровище.

6. Дружба дороже денег.

7. Без друга в жизни туго.

8. Старый друг лучше новых двух.

9. Друзья познаются в беде.

10. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Воспитатель: Почему человек, у которого есть друг, в любой беде не пропадёт?

Дети: Человек, у которого есть друг, не пропадёт в беде, потому что на помощь придет верный друг.

Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии?

Дети: На занятии мы говорили о Дружбе

Воспитатель: Вот не только дети дружат, но и взрослые. Предлагаю послушать ваших родителей, они расскажут о своем друге.

Родители рассказывают о своём друге.

Воспитатель: Спасибо. Родители вам приготовили сюрприз – раскраски! А, в завершении занятия, мы послушаем стихи, и сделаем «Планету Дружбы». Ребята, внимание! Подходим по очереди, берём фотографии ваших друзей и приклеиваем на нашу планету. А ребята нам прочитают стихи о дружбе.

Марк: Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет…

Степа: Когда живется дружно,

Что может лучше быть?

И ссориться не нужно,

И можно всех любить.

Соня: Ты в дальнюю дорогу

Бери с собой друзей!

Они тебе помогут,

И с ними веселей.

Лера: Без него на свете-

Словно как без рук.

Ты цени, что рядом

Есть надёжный друг.

(Звучит музыка, дети выбирают раскраски)

Источник: maam.ru