«Система работы по воспитанию безопасного поведения на улицах города в рамках отряда ЮИД»

Айгюль Хадыева
«Система работы по воспитанию безопасного поведения на улицах города в рамках отряда ЮИД»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 3 «Ласточка»

Воспитатели: Хадыева А. Р

г. Мегион

Содержание

Введение…3

1. Практическая часть

1.1 Аналитический этап…. 5

1.2 Подготовительный этап…5

1.3 Основной – формирующий этап….6

1.4 Заключительный этап…7

Список используемых ресурсов….9

Приложение….10

Введение

Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. В этой большой и сложной работе особо выделяется воспитание безопасного поведения на улицах и дорогах. Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения и формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улицах города. Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах проводится планово, систематически, охватывает все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные теоретические знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях. В связи с этим, изучение правил дорожного движения, является одной из главных задач на сегодняшний день, а способствовать этому будет работа над данным проектом, направленная на формирование безопасного поведения на улице посредством ознакомления с правилами дорожного движения. Освоение правил безопасного поведения на улицах города способствует становлению произвольного поведения, умения самостоятельному передвижению по дороге.

Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.

Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы: уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных.

Эту проблему рассматривают многие педагоги. При разработке данной программы мы опирались на теоретические положения в области ПДД (А. М. Якупов, Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стряпкина, М. Д. Маханева, О. Морозов, В. Фаляхова и др.

Создание в дошкольном учреждении отрядов юных инспекторов

дорожного движения (далее – ЮИД) является одним из эффективных способов формирования

у детей дошкольного возраста навыков дисциплинированного пешехода, культуры безопасного поведения на улицах и дорогах. Отряды ЮИД – это добровольное детское объединение, целью которого является формирование у детей углубленных знаний правил дорожного движения и умения их использовать в ситуациях повседневной жизни.

Работа дошкольной образовательной организации по усвоению детьми правил безопасного движения может быть эффективной только при условии ее сотрудничества в этом вопросе с родителями. При налаживании такого сотрудничества важно помнить, что оно не должно носить декларативный и назидательный характер. Поэтому осуществляя работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с семьями воспитанников, нужно строить контакт так, чтобы родители из пассивно принимающих информацию, становились активно действующими в процессе ее усвоения.

Отмечают, что наиболее эффективной формой обучения и воспитания личности безопасного типа является деятельность отрядов юных инспекторов дорожного движения (ЮИД).

Несмотря на эффективную форму организации деятельности в рамках отряда ЮИД применяют в ДОУ не часто. Поэтому вопросы формирования безопасного поведения детей на дорогах города с использованием отрядов ЮИД является актуальной.

Цель: формирование культуры безопасного поведения детей на улицах и дорогах,

снижение детского дорожно — транспортного травматизма посредством использования работы

детей в рамках отряда ЮИД.

Задачи:

1. Организовать отряд ЮИД в группе.

2. Определить уровень знаний детей в вопросах дорожного движения

3. Разработать систему мероприятий отряда ЮИД с использованием разных форм организации

детской деятельности.

4. Определить эффективность работы по формированию культуры безопасного поведения

детей на улицах и дорогах, посредством участия в отряде ЮИД.

Работа в рамках отряда ЮИД основывалась на следующих принципах:

— Принцип взаимодействия «Дети – дорожная среда».Чем меньше возраст, тем легче формировать у детей социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин и т. д. Двигательная реакция определяется уровнем развития у детей центральных регуляторных физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие. Необходимые двигательные навыки и умения они приобретают с возрастом в процессе обучения и воспитания.

— Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия – дорожно-транспортного происшествия. Обучающиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде;

— Принцип возрастной безопасности. У детей довольно рано появляется стремление самостоятельно гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребенка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения. Важно иметь в виду и то, что у детей наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и фактическими действиями. Это объясняется, как правило, легкой отвлекаемостью, импульсивностью, спешкой, заинтересованностью, увлеченностью чем-либо, когда они находятся на дороге. Нужно формировать, развивать и совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций;

— Принцип социальной безопасности. Дети должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Инспектор дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия ребенка на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих;

-Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми и часто не понимают и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правила. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Поэтому педагог должен воспитывать не только обучающихся, но и их родителей.

Отличительными особенностями деятельности детей в рамка отряда ЮИД являются:

— создание условий для свободного выбора форм деятельности отряда ЮИД;

— многообразие видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы, склонности и потребности которые необходимы членам отряда ЮИД;

— системно — деятельностный характер содержания плана работы отряда направлен на организованную работу отрядов ЮИД;

— личностно-ориентированный подход к участникам отрядов ЮИД и другим детям, создание «ситуации успеха» для каждого;

— применение таких средств, определения результативности продвижения ребенка в границах избранных им видов деятельности, области знаний, которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка.

1. Практическая часть

Работа детей в рамках отряда ЮИД по формированию безопасного поведения детей на дорогах города проводилось поэтапно:

— аналитический,

— подготовительный,

— основной,

-заключительный.

В каждом этапе решались соответствующие задачи.

2.1. Аналитический этап.

Задача: Определить уровень знаний детей правил дорожного движения.

Для констатации уровня сформированности знаний детей была проведена диагностика.

В диагностике участвовали – 26 детей, которые являлись участниками отряда ЮИД

Результаты показали, что 6 детей имеют низкий уровень сформированности безопасного поведения на улице и знаний дорожного движения, 16 детей показали средний уровень, т. е. знания имеются, но неустойчивые, лишь 4 детей правильно ответили на все предложенные вопросы.

Чтобы определить отношение родителей к вопросам безопасности жизнедеятельности детей и создания единого образовательного пространства родителям были предложены анкеты. Результаты проведенного мониторинга показали, что все родители считают вопросы безопасности жизнедеятельности детей важными актуальными и своевременными, 8 родителей не знают эффективных методов и форм по формированию у детей безопасного поведения и не считают, что использование отряда ЮИД является эффективной формой организации детской деятельности.

2.2. Подготовительный этап.

Задачи:

— Разработать план работы отряда ЮИД.

— Создать РППС, способствующей лучшему и практическому освоению знаний правил безопасного поведения на дорогах города

— Создать единое образовательное пространство по решению поставленной задачи.

Был разработан перспективный план отряда ЮИД с использование различных форм организации, с учетом связей с социумом и инспекторами ГИБДД ОМВД по г. Мегиону.

Развивающая среда пополнена различными играми, атрибутами, макетами дорог, костюмами к сюжетно-ролевым играм по данной тематике, иллюстративным материалом.

Для создания единого педагогического пространства и повышения компетенции родителей в вопросах правил дорожного движения было организовано родительское собрание с участием инспектора ДПС «Я и мой ребёнок на улице», проведены беседы и консультации. В родительском уголке была размещена информация: «Посмотри налево — посмотри направо», «Взрослые – пример для детей в поведении на дороге», памятка «Грамотный пешеход».

2.3. Основной – формирующий этап.

На основном этапе работа проводилась по нескольким блокам:

1 блок — «Я — грамотный пешеход»;

2 блок — «Учимся – играя»;

3 блок – «Я — юный друг инспектора ГИБДД»;

4 блок — «Делай как я, делай лучше меня».

Задачей 1 блока «Я — грамотный пешеход» являются:

— уточнение и обогащение знаний детей о правилах дорожного движения

— знакомство с функциями членов отряда ЮИД.

Деятельность детей и родителей в рамках поискового блока была направлена на нахождение информации о происхождении знаков дорожного движения, о том когда впервые появились регулировщики, когда и где были разработаны первые правила дорожного движения.

Подбирался иллюстративный материал о различных дорожных ситуациях, стихи, загадки о дорожных знаках. Параллельно проводилась работа по расширению и уточнению у детей представлений о дорожных знаках, их значении в жизни человека, например:

«Знакомство со светофором», «Путешествие в страну дорожных знаков»; классификации дорожных знаков: НОД «Поможем Смешарикам», беседа «Виды перекрестков».

Для того, чтобы познакомить детей с работой регулировщика были изготовлены схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?» проведена беседа «Что вы знаете о работе инспектора ГИБДД». Чтение таких произведений, как «Дядя Степа» С. Михалкова, «Посмотрите постовой!» Я. Пишумова сформировало у детей представление о нужности и важности труда работников ГИБДД.

Расширялись знания детей о правилах дорожного движения и дорожных знаках и с помощью дидактических игр: «Знаешь ли ты знаки», «Какой знак потерялся?», «Виды перекрестков» и др. На специальных занятиях дети рассматривали картины с различными дорожными ситуациями, «Как избежать неприятностей», «Правильно — неправильно», анализировали и делали выводы

В процессе рассматривания плакатов совершенствовались и уточнялись знания о структуре, назначении каждой ее части. Для уточнения знаний детей о дорожных знаках и правилах безопасного поведения использовалась художественная литература А. Дорохова «Красный, желтый и зеленый», С. Михалкова «Скверная история», Н. Мигунова «Запомнить нужно знаки дорожного движения», О. Бедаревой «Азбука безопасности».

Проведенная работа в рамках данного блока позволило пробудить эмоциональную заинтересованность детей в познании ПДД.

2 блок — «Учимся – играя»

Деятельность детей в рамках второго блока была направлена на совершенствование умений детей использовать полученные знания в дорожных ситуациях. С этой же целью использовались развивающие игры, где дети, пользуясь карточками с условными обозначениями дорожных знаков, находили дорогу к объекту, например: «Угадайка»; наглядное моделирование опасных и безопасных ситуаций «На дороге авария», «Старушка переходит дорогу» и др. ; дидактические игры «Что будет если?».

Полученные знания дети использовали в сюжетно-ролевых: «Пешеходы и водители», «Правила движения»; строительных, «Улицы нашего города»; и дидактических играх: «Смекай и играй» и т. д.

Родителям на данном этапе были предложены консультации «Посмотри налево-посмотри направо», «Взрослые — пример для детей в поведении на дороге», памятка «Грамотный пешеход». Работа творческого блока была наполнена различными творческими поделками, рисунками и др. Например, родителями совместно с детьми и воспитателями изготовлен макет городского квартала с набором дорожных знаков, макеты светофоров; составлены схемы безопасного пути от дома к детскому саду. Пополнены атрибутами (напольными дорожными знаками, формой работников дорожной полиции, водительскими удостоверениями и т. д.) сюжетно – ролевые игры. Дети научились в своих работах отражать знания и представления о ПДД. Творческие способности и фантазию дети проявили в придумывании и изображении необычных дорожных знаков; лепке, аппликации. Родителями и воспитателями был разработан и показан детям кукольный спектакль «Путешествие друзей в большом городе» по ПДД.

3 блок – «Я — юный друг инспектора ГИБДД»

В рамках этого блока проводились мероприятия, имеющие агитационный характер. Эти мероприятия проводились среди детей детского сада, а также в социуме: в МОУ СОШ №3, на улицах города, в учреждениях, на родительских собраниях.

Выступление агитбригады отряда ЮИД проводились в рамках месячника дорожной безопасности перед воспитанниками групп для детей от 3 до 5 лет, а для детей 5 до 6 лет инсценировка «Где на улице опасно?». На улицы города члены отряда ЮИД распространяли памятки и листовки по соблюдению ПДД. Агитбригада выступила с театральной постановкой по ПДД для детей старшего дошкольного возраста и младшего дошкольного возраста.

4 блок – «Делай как я, делай лучше меня».

В рамках данного блока проводились мероприятия в форме развлечения «Грамотный пешеход», на котором родители и дети представляли свои продукты проекта (макеты, рассказы, фотовыставки и др., а также состязались в знаниях правил безопасного поведения на дорогах города. Также была проведена викторина в форме вопросов «Ответь на вопрос «Да, нет».

Юные инспекторы движения участвовали в викторине «Знатоки правил дорожного движения». Совместно с родителями была проведена выставка творческих работ «Мы – пешеходы»

2.4 этап. Заключительный.

На заключительном этапе была проведена итоговая диагностика, результаты которой были следующими:

20 детей имеют средний уровень сформированности безопасного поведения на улице и знаний дорожного движения.

6 детей – высокий уровень, они правильно ответили на все предложенные вопросы.

У детей:

-сформированы знания о правилах поведения на дорогах города;

-сформировано осознанное отношение к выполнению правил дорожного движения;

-научилисьнаходить пути решения в ходе анализа предложенных ситуаций на дорогах;

-научились применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, инсценировках.

По результатам диагностики сделаны выводы об эффективности проведенной работы в рамках отряда ЮИД.

При повторном анкетировании родителей было установлено, что у них всех имеется понимание необходимости соблюдения ПДД для сохранения здоровья и жизни детей.

Только совместными усилиями воспитателей и родителей, стало возможным, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

Данный вид деятельности с детьми — одна из форм организации на практике системы деятельности родителей и воспитателей по обучению дошкольников основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.

Результаты мониторинга показал, что такая работа по обучению детей правилам дорожного движения дала, положительные результаты, самое главное то, что мы смогли заинтересовать родителей и детей данной проблемой.

Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма. И работу в данном направлении необходимо продолжать.

Список используемых ресурсов

1. Интернет- ресурсы

2. Комплект плакатов «Безопасность дорожного движения»- М. : Просвещение, 2007

3. Развивающая игра «ПДД для маленьких», 2008

4. Набор плакатов «Дорожная азбука»- М. : КЕДР,2009

5. Детская обучающая программа «Азбука безопасности на дороге». Диск, 2009

6. Обучающая настольная игра «Веселый пешеход». 2010

7. Саулина Т. Ф. «Три сигнала светофора»(ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения) Мозаика –Синтез Москва 2008

8. Котельникова Г. Н. 2Материалы окружного конкурса работы дошкольных образовательных учреждений «Зеленый огонек» Ханты-Мансийск 2002

9. Старцева О. Ю. Школа дорожных наук: Дошкольникам о правилах дорожного движения. 3-е изд., дополн. – М. :ТЦ Сфера, 2012.- 64 с.

10 Р. Ш. Ахмадиева, С. А. Бикчентаева, М. Х. Валиев, Е. Е. Воронина и др. Под общей ред.

11. Р. Н. Минниханова, Д. М. Мустафина. Казань: Обучение мл. школьников правилам безопасного поведения на дороге/ Сост. : ГУ «НЦ БЖД», Казань 2009. – 464 с.

Источник: maam.ru