Сценарий спортивно-интеллектуальной игры «Путешествие в мир шахмат» в подготовительной группе

Камнева Елена Владимировна
Сценарий спортивно-интеллектуальной игры «Путешествие в мир шахмат» в подготовительной группе

Спортивно-интеллектуальная игра

«Путешествие в мир шахмат»

подготовительная группа

Цель: Формирование у детей устойчивого интереса к игре в шахматы.

Задачи:

-Закрепить навык работы с шахматной доскойшахматными фигурами (направления на шахматной доске «диагональ, вертикаль, горизонталь», правильно передвигать фигуры по шахматной доске,представления об организационных правилах игры в шахматы.

-Развивать логическое мышление, внимание, память, речь, пространственную ориентацию;вырабатывать позитивное отношение к процессу обучения.

-Воспитывать навыки работы в коллективе (паре, повышать шахматную культуру.

Ход игры

Дети заходят в группу играть в шахматы,подходят к столам, где лежат шахматы, раскрывают, а фигурок нет.

Воспитатель — А что случилось? (Предлагает поискать фигуры. Ребята ищут фигуры, не находят).

В дверь раздается стук, заходит Шахматная королева.

-Ребята, в нашем шахматном королевстве объявилась Снежная Королева.

-Вы знаете, что она сделала?

-Она заморозила шахматные фигуры

-Скажите, сможем ли мы играть без них?

(ответы детей)

-Ребята,а может поможем шахматным фигурам избавиться от Снежной королевы (ответы детей).Для этого нам надо выполнить несколько заданий.

Задание № 1 «Шахматные загадки».

1. Она маленький солдат,

Храбрый и отважный

Ход в две клеточки она

Делает однажды. (пешка)

2. Обитает не в саванне,

И не так огромен он,

Но такое же название

У фигуры этой-(слон)

3. Может он ходить и прямо,

И наискосок.

Высоко его оценит

Опытный игрок. (ферзь)

4. Стою на самом краю,

Путь откроют-япойду.

Только прямо я хожу,

Как зовут не скажу. (ладья)

5. Его травой кормить не надо.

Он любит буквой «г» ходить.

Пусть пешки встали плотным рядом,

Вперёд он сможет проскочить. (конь)

6. Это- важная фигура

И она незаменима.

Выполняет свою роль-

Царствует в игре (король).

Задание №2 «Шахматные пазлы»

Ребята, делятся на две команды, собирают пазлы шахматной доски. Кто быстрее выполнит.

Физминутка

— А сейчас мы с вами превратимся в пешек:

Ну- ка, пешки, поиграем.

Головой мы повращаем

Вправо – влево, а потом (вращение головой)

3- 4, приседаем,

Наши ножки разомнём. (приседания)

1,2,3 – на месте шаг.

Встали пешки дружно в ряд.

Мы размялись от души,

За столы мы вновь спешим. (садятся за столы)

Задание №3 «Расставь фигуру» (с помощью кубика)

Правильная расстановка фигур в первоначальное положение.

Задание №4 «Блиц-вопрос»

– Каких клеток больше, черных или белых? (равно)

– Без какой фигуры не бывает игры? (король)

– Где возникли шахматы? (Индия)

– Как пешке укрыться от чернопольного коня? (встать на белое поле)

– Что такое шах?

– Что такое мат?

– Между какими фигурами стоит конь в начале игры? (слон и ладья)

– Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? (конь)

Задание №5 Игра «Что изменилось?»

На доске – 6 фигур, дети закрывают глаза, а ведущий меняет местами две фигуры, либо заменяет фигуру на такую же, но противоположного цвета, либо ничего не меняет.

Задание №6 Игра «Чьи следы?»(задания на экране)

Задание №7 Пальчиковая игра

Раз, два, три, четыре, пять! (сжимаем – разжимаем кулаки)

Вышли пешки погулять! (пальчики шагают по столу)

Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе)

А куда ему спешить? (разводят руки, пожимают плечами)

Прыгнет конь! Подковы звяк! (ладони вперёд и хлопок)

Необычен каждый шаг! (указательный палец)

А ладья упряма,

Ходит только прямо! (раскрытые ладошки скользят по столу вперёд)

Все фигуры встали стеной, (выпрямленные ладони перед собой на столе)

Им начинать этот сказочный бой.

Задание№8 «Найди адрес шахматных фигур»

Адреса шахматных полей нужно выложить на шахматных досках, используя цветные фишки. Дети делятся на пары. Выбирают стол и карточку для

выполнения задания, затем цветные фишки ставят на заданный адрес поля.

— Ребята, давайте проверим друг друга (взаимопомощь)

Ребята проверяют правильность задания друг у друга

Рефлексия

— Ребята,давайте проверим, все фигуры мы собрали? Можем теперь играть в шахматы?

(Да, мы собрали все фигуры для игры в шахматы)

Дети берут шахматы, раскрывают, фигуры все на месте, расставляют их, выбирают напарника, и начинают играть.

Источник: maam.ru