Сценарий развлечения для старшего дошкольного возраста «Украшения марийских женщин» (из цикла «В гостях у бабушки»)

Иванова Надежда
Сценарий развлечения для старшего дошкольного возраста «Украшения марийских женщин» (из цикла «В гостях у бабушки»)

Цель: Знакомить детей с марийскими национальными украшениями.

Задачи: — разучивание национальных игр с использованием украшений

разгадывание разгадок про украшения

— воздействие на чувство ребенка через чтение стихов

— развивать коммуникативную функцию речи

— воспитывать уважение к культуре своего народа.

Материал и оборудование:

Экран для показа слайдов, скамейки, сундук, мониста для каждой девочки, 2 кольца, платок, бусинки, куски тонкой проволоки длиной 8-10 см, карандаши.

Действующие лица: бабушка, воспитатель, дети.

Ход:

(Дети с воспитателем заходят в музейную комнату, где их встречает бабушка –хозяйка)

Дети: Поро кече, бавай (Здравствуйте, бабушка)

Бабушка: Поро кече, уныкам-влак (Здравствуйте, мои внучата) Присаживайтесь.

(Дети рассаживаются на небольшую скамейку. Всем не хватает места)

Бабушка: Теве сондыкышкат шичса. (Вот, на сундук садитесь)

Воспитатель: Бабушка, а мы раньше сундука не видели. Для чего он?

Бабушка: В нём можно хранить что угодно. Я храню вот что. (достаёт украшение). Кто знает что это? (ответы детей)

Бабушка. Это, ребята, монисто. По – марийский шуеш пидыш. Сейчас это украшение женщины, а раньше служило еще оберегом. Считалось, что звон монет отпугивает злых духов. Давайте примерим девочкам мои украшения.

(привязывает небольшие монисто всем девочкам)

Бабушка: Нравится? (Ответы детей)

У кого дома есть такие же украшения? (ответы детей)

А давайте сыграем в игру «Сокыр тага», используя наше монисто.

(Все дети встают в круг. Выбираются 2 игрока: девочка и мальчик. Мальчику завязывают глаза. Девочка постукивает по монисто и отбегает, глаза у нее не завязаны. Задача мальчика поймать ее. Затем эти игроки выбирают других игроков себе на замену).

Бабушка: Пеш сай модна! Очень хорошо поиграли. Айса ынде каналтена. А теперь немного отдохнем. Рассаживайтесь на скамейку. (Дети садятся).

Монисто тяжёлое, можно их снять (воспитатель с бабушкой помогают детям снять украшение).

У марийцев было очень много разных украшений. Давайте с ними познакомимся. (слайды на экране). (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)

Бабушка: Вы посмотрели украшения мариек. Отгадайте теперь мои загадки.

Пылышыште кечена,

Онгыр семын койына. (корыж, серёжки)

(На ушах висим, висим

Как колокольчики звеним.)

1 ребенок: Бабушка и я знаю загадку

Мы просто загляденье

На пальцах украшение (колечко)

2 ребенок: Я тоже знаю.

Пешак сылне йылгыжам,

Парням мые ондалам. (шоргаш, колечко)

Бабушка: Какие вы молодцы!

Ребята, с колечками я знаю игру, в которую играла моя бабушка, и я играла. Поиграем?

(Проводят считалку, выбирают двух ведущих)

Мые шинчем, тый кает. Я присяду, ты иди

Мые шотлем, тый вудет. Я считаю, ты води.

(Все сидят на скамейке, ладошки сложены лодочкой. 2 ведущих с обеих концов делают вид, что кладут колечко каждому. Незаметно оставляют колечки двум игрокам, предварительно договорившись кто кладет мальчику, а кто девочке.

Все говорят: Ко шоргашан вашке лек, Кто с колечком выходи

Туп ден шогал туп воктек. Встань спиною и замри.

У кого оказались кольца, выходят, отдают кольца ведущим и встают спиной друг другу.

Дети считают. Иктыт, коктыт, кумыт! 1-2-3 !

На счёт «три» оба резко поворачивают головы друг к другу. Если повернулись в разные стороны, садятся на свои места. А если повернулись в одну сторону, взявшись за руку идут гулять. Гуляют до тех пор, пока не заменит их другая пара (Игра продолжается.)

Бабушка: Ребята, я вижу, вам понравилось играть. Келшыш модаш?

Дети: Келшыш. (Понравилось)

Бабушка : Как вы думаете, где колечки можно купить?

Дети: В магазине.

Бабушка: А раньше, ребята, люди сами изготавливали колечки, потому что не было денег покупать. А хотите, сейчас вместе со мной смастерить себе колечко? Ну, тогда примемся за дело. Подходите к столу, возьмите проволоку, бусинку.

(Бусинку вдеть до середины проволоки, немного прокрутить её. Затем закрутить проволоку на карандаш и раздвинуть по размеру своего пальца).

Воспитатель: Давайте покажем бабушке, какие получились у всех колечки. А чтобы она смогла разглядеть, пройдитесь, пожалуйста,по одному как по подиуму и остановитесь в любой позе, показывая своё колечко.

Бабушка: Какие красивые у всех получились колечки. Пеш шапле улыда! Молодцы!

Воспитатель: О чём мы узнали сегодня у бабушки, ребята?

Дети: О марийских украшениях.

Воспитатель: Давайте поблагодарим бабушку за колечки, за игры, за то, что рассказала нам так много интересного.

Дети: Тау, бавай! Спасибо, бабушка!

Воспитатель: А нам пора возвращаться в группу. Чеверын!

Дети: Чеверын!

(Бабушка провожает детей)

Источник: maam.ru