«Сбор семян календулы» НОД с детьми старшего дошкольного возраста

Елена Кутякова
«Сбор семян календулы» НОД с детьми старшего дошкольного возраста

Задачи: систематизировать представления детей о частях растений. Учить практическим действиям с объектами наблюдения, направленным на выявление сенсорных признаков, сравнивать наблюдаемый предмет с другим, натуральным или изображенным на картине. Формировать умения грамотного сбора семян календулы и правильного ухода за растениями, углубляя представления детей об огромном значении семян в жизни растений. Воспитывать желание оказывать помощь.

Приоритетная область: Познавательное развитие

Материал и оборудование: игрушка Сорока; письмо от Айболита, семя цветущего растения календулы; картинка или фото растения; пустые коробки для каждого ребенка; большой конверт.

Словарная работа: календула, спелое семя, недозревшее.

Предварительная работа: знакомство с дидактической игрой «Зверь или птица», разучивание физкультминутки «На лужайке поутру».

Ход

Воспитатель выводит детей па прогулку, они обращаются к объектам неживой и живой природы.

Вместе. Здравствуй, небо высокое!

Воспитатель. Почему оно высокое?

Дети. Оно находится высоко над головой!

Вместе. Здравствуй, солнце доброе!

Воспитатель. Почему оно доброе?

Дети. Потому что оно греет, и светит!

Вместе. Здравствуйте, деревья! (Воспитатель обращает внимание детей на Сороку-игрушку с письмом в клюве.)

Воспитатель. Ребята, кто это сидит на дереве? Это зверь или птица, что-то я плохо вижу?

Дети. Птица! Сорока!

Воспитатель. Она прилетела к нам из леса. Принесла с собой письмо от доктора Айболита. Надо скорее нам прочитать его. «Здравствуйте, ребята! Как поживаете? Что нового узнали сегодня? Дети, не могли бы вы мне помочь. Мне нужны семена растения, а какого вы узнаете, отгадав загадку

Семена, как коготки,

Жёлто-красные цветки.

От горла помогают,

Кто же их не знает!

Воспитатель. Ребята, вы знаете какого растения семена?

Дети. Календулы.

Воспитатель. Название этого растения напрямую связано с его историей и своеобразным поведением цветка. Еще древние римляне заметили, что ярко-желтые цветки, сами похожие на солнце, поворачиваются вслед за ним, распуская свои лепестки, словно стрелки на циферблате часов. А в тени цветок собирает лепестки в кучку. Вот почему календулу называли цветком солнца, солнечным циферблатом и невестой лета. Было замечено также, что растение извещает о начале дня и ночи как своеобразный календарь, отсюда и произошло название calendae, что в переводе с латинского языка означает «первый день месяца».

Воспитатель. Давайте читать дальше.

Старым я стал, самому тяжело собирать семена. Высылаю вам фото и семечко, сможете най-ти такие? Жду от вас помощи. До свидания. Доктор Айболит»

Воспитатель. Со времен древнегреческого врача Диоскорида в медицине многих народов используются препараты календулы – однолетнего травянистого растения с мелкими цветками желтого или оранжевого цвета и плодами-семенами серповидной формы, напоминают коготки птиц, поэтому календула и получила свое второе название – ноготки.

Употребляют календулу при заболеваниях печени, желчного пузыря, при болях в желудке, рахите, неврозах, ранениях, порезах, ожогах, при ячменях и конъюнктивитах. Установлено, что препараты календулы обладают успокаивающим действием на центральную нервную систему, убивают микробов. Свежим соком растения пользуются против укусов пчел и ос.

Воспитатель. Ребята, посмотрите внимательно на картинку и подумайте: растет ли такое растение где-нибудь рядом?

Дети. Растёт на клумбе. Воспитатель с детьми идут к клумбе с календулой.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему одно семечко зеленого цвета, другое — коричневое? Кто догадался?

Дети. Потому, что коричневое – это спелое семя, зеленое — недозревшее.

Воспитатель. А недозревшие семена можно собирать с календулы?

Дети. Нет. Надо подождать, когда оно созреет.

Воспитатель. Правильно! Семечко календулы стало коричневого цвета, мы аккуратно его соберём. Вы не забыли, о чем он нас просил?

Дети. Собрать семена календулы!

Воспитатель. Тогда будьте осторожны с растением: не наступите на него, не гните стебель, не рвите цветок. (Слова воспитатель сопровождает показом действий, раздает каждому по пустой коробке). (Совместная деятельность воспитателя и детей: сбор семян.) Ребята, вы просто молодцы! Сколько собрали семян. Вот Айболит обрадуется! В следующий раз мы и себе соберем, договорились? Остальные семена созреют к тому времени и станут коричневого цвета. Теперь давайте все семена сложим в один конверт и отдадим Сороке. Она полетит и передаст его Айболиту. (Подходят к Сороке, которая по-прежнему сидит на том же месте. Воспитатель отдает ей конверт.)

Воспитатель. Передавай привет Айболиту. До свидания! А мы с ребятами пойдем играть на спортивную площадку.

Физкультминутка «На лужайке поутру»

На лужайке поутру

Мы затеяли игру.

Ты — ромашка, я — вьюнок.

Становитесь в наш венок. (Взялись за руки, построились в круг.)

Раз, два, три, четыре,

Раздвигайте круг пошире. (Ходьба по кругу.)

А теперь мы — ручейки,

Побежим вперегонки, (Бег по кругу.)

Прямо к озеру спешим,

Станет озеро большим. (Ходьба по кругу.)

Раз, два, три, четыре,

Раздвигайте круг пошире.

Становитесь в круг играть.

Мы — веселые лучи.

Мы — резвы и горячи. (Прыжки на месте.)

Раз, два, три, четыре,

Раздвигайте круг пошире. (Построить круг).

Раз, два — вперед нагнуться! (Наклоны вперед.).

Три, четыре — быстрей чуть-чуть!

Приподняться, подтянуться, (Прогнулись, руки вверх.)

Глубоко потом вдохнуть.

Раз, два — назад прогнуться,

Не сгибать колен ничуть.

Раз, два, три, четыре,

Взмах руками, ноги шире! (Махи руками.)

Раз, два, три, четыре, пять! (Прыжки на месте.)

Стали бегать и скакать!

Источник: maam.ru