Родительское собрание на тему: «Кризис трехлетнего возраста»

Татьяна Чайкина
Родительское собрание на тему: «Кризис трехлетнего возраста»

Тема: Кризис трехлетнего возраста.

Цель: привлечение родителей в образовательное пространство детского сада, расширить знания о взаимоотношениях ребёнка и взрослых в условиях ДОУ и семьи.

Задачи:

• познакомить родителей с особенностью протекания кризиса трех лет;

• дать знания о путях и способах преодоления 3-летнего кризиса ребенка;

• создать условия для взаимодействия между педагогами ДОУ и родителями;

• способствовать повышению стрессоустойчивости воспитывающих взрослых.

Оборудование и материалы: бейджи по количеству участников встречи, фломастеры, мягкая игрушка – сердечко, ручки, листы бумаги – на каждого участника, мультимедийная установка, слайдовая презентация.

Ход встречи:

До начала встречи участники готовят себе бейдж, написав на нём своё имя, цвет фломастера выбирают сами. Родители располагаются на стульчиках, расставленных по кругу.

1. Приветствие.

Добрый вечер, уважаемые родители, мы вновь рады приветствовать вас в нашем зале. В ваш родительский коллектив влились новые родители, прошло определенное время с момента нашей общей встречи, кто-то может быть, подзабыл, как зовут присутствующих, кто-то – еще не знаком со всеми, по этому я предлагаю начать нашу встречу со знакомства. Передавая игрушку по кругу, назовите свое имя и назовите качество, которое может вас охарактеризовать так, что бы слово-качество начиналось с той же буквы, что и ваше имя. (Анжелла – активная).

Родители выполняют упражнение.

Спасибо, уважаемые родители, все вспомнили имена друг друга и познакомились поближе между собой.

2. Прошел определенный период пребывания вашего ребенка в детском саду. Для кого-то это 1 месяц, для кого-то 2 месяца, кто-то посещает группу всего несколько дней. Я думаю, каждому из вас интересно, как же реагирую другие детки на ситуацию детского сада. Поэтому предлагаю узнать эту информацию в игровой форме.

Упражнение «Солнце светит». Ведущий произносит фразу: «Солнце светит на…» и называет какой-либо общий признак или действие, те, чьи дети обладали этим признаком или это действие происходило с ними, меняются местами.

Фразы:

Солнце светит на того, у кого ребенок еще плачет по утрам.

Солнце светит на того, у кого малыш идет в садик с улыбкой.

Солнце светит на того, кто знает имя-отчество воспитателей.

Солнце светит на того, у кого ребенок стал лучше или больше разговаривать.

Солнце светит на того, у кого малыш стал более самостоятелен.

Солнце светит на того, у кого ребенок закатывает истерики.

Солнце светит на того, у кого малыш часто говорит «Я сам».

Солнце светит на того, у кого ребенок часто упрямится.

Итак, уважаемые родители, судя по этой игре, наши малыши благополучно прошли период адаптации и преодолели или еще не вошли в кризис трех лет. Вот мы с вами и подошли вплотную к основной теме нашей встречи – кризис трех лет.

3. Информационный блок.

Привыкание к детскому саду совпадает с кризисным моментом в психическом развитии ребенка. К трем годам родители замечают серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс — это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отделиться от матери, научиться делать самому и как-то решать свои проблемы. Кризис З-х лет называют «семизвездием симптомов».

1 симптом — ярко выраженный негативизм (стремление делать все наоборот, только потому, что его об этом попросили, при резкой форме негативизма ребенок отрицает все: «Это платье белое»,- говорит мама, а ребенок вопреки очевидному: «Нет, оно черное». Негативизм — это отношение не к предметной ситуации, а к человеку.)

2 симптом — упрямство (ребенок добивается своего только потому, что он этого захотел)

3 симптом -строптивость (капризы по любому поводу, постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый).

4 симптом — своеволие (ребенок все хочет делать сам).

Остальные три симптома встречаются реже:

5 симптом — бунт против окружающих (ребенок ссорится со всеми, ведет себя агрессивно).

6 симптом — обесценивание ребенком личности близких (говорит бранные слова в адрес родителей, замахивается игрушками, отказывается в них играть).

7 симптом — в семьях с одним ребенком встречается стремление к деспотичному подавлению окружающих. Вся семья должна удовлетворять любое желание маленького тирана, в противном случае ее ждут истерики. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности, агрессии, в требовании постоянного внимания к себе.

Уважаемые родители, как вы уже поняли, один из симптомов кризиса 3 лет- негативизм, когда ребенку говорят «Да», а он в ответ «Нет» или наоборот. Сейчас предлагаю вам выполнить упражнение, которое поможет вам осознать своё отношение к утверждениям да-нет и способы реагирования на данные утверждения, а так же поможет трансформировать накопленные раздражение, агрессию и апатию в готовность к общению и взаимную внимательность.

Упражнение «Да-нет».

Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга. Решите, кто в вашей паре хочет говорить „да“, а кто – „нет“. Один из вас начинает игру, произнеся слово „да“. Второй сразу же отвечает ему: „нет“. Тогда первый снова говорит „да“, может быть, чуть громче, а второй опять ему отвечает „нет“, и тоже слегка погромче. Каждый из вас может произносить только то слово, которое выбрал с самого начала: или „да“, или „нет“. Но вы можете произносить его по разному, как вам захочется: тихо или громко, нежно или грубо, кратко или длинно. Если хотите, можете провести с помощью этих двух слов небольшой спор, но при этом важно, чтобы никто никого не обидел. Через некоторое время я подам вам сигнал о том, что пора закончить спор. Выполнение упражнения.

Поменяйтесь словами, тот, кто говорил «да» теперь говорит «нет».

Вопросы для обсуждения: Как вы сейчас себя чувствуете? Как вам удобнее спорить – произнося слово «да» или произнося слово «нет?» Громко или тихо вы говорили?

Специалисты по детской психологии, описывающие симптомы этого кризиса, подчеркивают, что в центре его стоит бунт ребенка против авторитарного воспитания, против сложившейся ранее системы отношений в семье, за эмансипацию своего «Я». Ребенок все чаще произносит: «Я-сам», что говорит о стремлении к самостоятельности, автономности. В этот период происходит ломка прежних и становление новых качеств личности ребенка. Появляется «гордость за достижения», ребенку требуется одобрение, похвала взрослого. Признание окружающих меняет чувства ребенка- переживание успеха или неуспеха. Он сам начинает смотреть на себя глазами другого.

Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса. Это яркое проявление ребенка в самоутверждении. И, наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманной, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений.

Некоторые особенности проявления кризиса 3-х лет

-Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.

— Как правило, фаза эта заканчивается к 3,5-4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте — тоже вещь вполне нормальная.

-Пик упрямства приходится на 2,5-3 года жизни.

-Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

-Девочки капризничают чаще мальчиков.

-В кризисный период приступы упрямства случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых — до 19 раз!

-Если дети по достижению 4-х лет продолжают часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддававшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.

Что могут сделать родители:

• Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.

• Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.

• Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку — это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее взбудоражат.

• Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

• Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает одно — взять его за руку и увести.

• Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-ай-ай!» Ребенку только этого и нужно.

• Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка.). «А что это там за окном ворона делает» — подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится.

4. Уважаемые родители, вы узнали некоторые особенности кризиса трех лет. Следующее упражнение, которое я предлагаю вам, поможет запомнить информацию, которую вы сегодня получили. Упражнение называется «Ассоциации». Возьмите ручки и бумагу. Ваша задача — услышать мой вопрос и записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову.

• Если кризис трех лет — это цвет, то это …

• Если кризис трех лет — это музыка, то это …

• Если кризис трех лет — это геометрическая фигура, то это …

• Если кризис трех лет — это фильм, то это …

• Если кризис трех лет — это настроение, то это …

• Если кризис трех лет — это игрушка, то это …

• Если кризис трех лет — это цветок, то это…

Озвучьте, пожалуйста, свои ответы.

• Что вам понравилось в этом упражнении?

• Какие ответы были для вас самыми интересными?

• Какие ответы удивили вас?

• О чем нам говорит это упражнение?

5. Уважаемые родители, подошла к концу наша встреча, заканчивая её, предлагаю передавая по кругу сердечко, озвучить, что нового вы узнали, что было трудно, что легко, какие открытия вы сделали.

Спасибо, до новых встреч.

Источник: maam.ru