Речевое развитие детей как одно из условий социализации личности и коммуникативных способностей

Марина Егорова
Речевое развитие детей как одно из условий социализации личности и коммуникативных способностей

2 слайд Тема: «Речевое развитие детей

дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

как одно из условий социализации личности и

коммуникативных способностей».

3 слайд

Дошкольный возраст- период интенсивного развития личности ребенка. В работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, указывается, что общее развитие личности дошкольника во многом обусловлено уровнем развития его речи.

4 слайд

Многие из детей с нарушениями речи испытывают сложности в контактах:

-со сверстниками;

-не могут найти себе друзей;

-некомфортно чувствуют себя в коллективе;

-стесняются своего дефекта.

5 слайд

Речь – важное условие и средство коммуникации. Коммуникация – смысловой аспект социального взаимодействия: контакты, общение, обмен информацией между людьми.

Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя через посредство других людей. В процессе коллективного труда создавалась сложная коммуникативная система речи.

6 слайд

Главными коммуникативными качествами речи принято считать: правильность, чистоту, точность, логичность, выразительность и уместность.

Ребёнок постепенно овладевает речью, развиваясь в социальной по своей природе и многоплановой по своему характеру совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может быть замедленным, и тогда у детей отмечаются различные отклонения, нарушающие нормальный ход речевого развития.

Нарушения речи многообразны. Они имеют различную выраженность и зависят от причины и структуры дефекта. Сложные, распространенные и длительно протекающие речевые нарушения у детей: заикание, дизартрия, ринолалия, алалия — характеризуются сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью коррекции. Данные речевые нарушения ограничивают коммуникативные возможности ребенка, искажают формирование личности, затрудняют социальную адаптацию.

Дети с тяжёлыми нарушениями речи имеют трудности при построении процессов коммуникативного взаимодействия, переживания детей, связанных с нереализованной потребностью свободного речевого общения.

7 слайд

У детей с нарушениями речи навыки общения спонтанно не образуются. Суть логопедического воздействия заключается в направленном формировании коммуникативных умений и навыков (с опорой на осознание и на образец, создаваемый логопедом). Одним из основных направлений логопедической работы должно стать формирование коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность – это знания о способах ориентации в различных ситуациях, свободное владение вербальными и невербальными средствами общения. Учителя – логопеды, работая в данном направлении, должны формировать у детей свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, позволяющими реализовать свой замысел во взаимодействии субъектов общения в различных коммуникативных ситуациях.

8 слайд

Коррекционно-развивающая работа учителей-логопедов должна быть направлена на развитие:

-сенсорных и моторных функций;

-вербальной коммуникации;

-невербальной коммуникации;

-эмоционально-волевой сферы;

формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности.

Помочь ребёнку максимально реализовать потенциальные возможности и скорректировать имеющиеся недостатки можно только в процессе интенсивной, систематической и последовательной логопедической работы.

Логопедические занятия должны быть ориентированы на психическую защищенность ребёнка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении со сверстниками и учителем – логопедом, на развитие у обучающихся лучшего понимания себя и других людей, на формирование коммуникативных навыков учебного сотрудничества, расширение словарного запаса в области чувств и эмоций. Логопедические занятия должны включать работу по изменению мотивационной стороны общения: повышение собственной активности, формирование адекватности эмоциональных реакций и оценок, как себя, так и других, изменение личностной позиции в процессе общения. Основой для построения общения в процессе занятий должна выступать предметно-практическая деятельность детей по освоению и познанию окружающего мира, а также их учебная деятельность. Процесс формирования коммуникативной компетентности должен строиться с учетом ведущей деятельности возраста, в соответствии с уровнем сформированности языков средств.

У детей с заиканием, дизартрией, ринолалией, алалией, нарушениями артикуляции, голоса, дыхания и ритма ограничены коммуникативные возможности. Коррекционно-развивающая и формирующая работа на логопедических занятиях в специальном коррекционном учреждении должна включать в себя коммуникативные упражнения и психотерапевтические тренинги, способствующие формированию коммуникативной компетентности у детей с речевой патологией.

9 слайд

В зависимости от поставленной на логопедическое занятие цели используются следующие типы коммуникативных упражнений:

индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений;

парные упражнения способствуют «открытости» по отношению к партнёру, т. е. способности чувствовать, понимать и принимать его;

групповые упражнения дают ребёнку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности.

10 слайд

На логопедических занятиях учителя-логопеды могут использовать следующие виды коммуникативных упражнений:

-упражнения для совершенствования невербальных способов общения;

-тренинг навыков конструктивного взаимодействия с собеседником;

-упражнения для совершенствования психологических, логических и этических умений.

Учителя-логопеды могут включать в логопедическое занятие различные упражнения для совершенствования невербальных способов общения. Задачи упражнений: по особенностям выразительных движений и жестов научиться понимать определенные эмоциональные состояния окружающих, адекватно использовать невербальные способы общения для эффективного взаимодействия с людьми.

11 слайд

В процессе коррекционно-педагогической работы можно использовать следующие виды упражнений: «Я – не я!», «Вылепить скульптуру», «Наблюдатель», «Неожиданный гость», «Игра с облаком», «Безмолвный разговор», «Неозвученная беседа», «Говорящие руки».

Данные игры позволяют подойти к осмыслению самых разнообразных связей и отношений в окружающем мире. Они развивают воображение, способность действовать в различных вымышленных и реальных жизненных ситуациях.

Сегодня с вами мы попрактикуемся в выполнении этих упражнений.

12 слайд

Упражнение «Говорящие руки»

Цель: развивать умение выражать свои чувства и

понимать чувства другого человека.

Задачи:

1. Развивать средства вербальной и невербальной коммуникации.

2. Формировать умение определять

эмоциональное состояние и отражать его с

помощью выразительных жестов и речи.

3. Развивать невербальное воображение и

образное мышление.

4. Воспитывать доверительное отношение друг к другу

13 слайд

Упражнение «Неожиданный гость»

Цель: развитие экспрессии

(выражение чувств при помощи жестов, эмоций, мимики)

14 слайд

Поведение человека в ситуациях, которые кажутся одинаковыми, бывают довольно разнообразным, имеет множество нюансов. На одни и те же вопросы человек отвечает по разному в зависимости от того, где и как эти вопросы ему задаются. В этой связи необходимо практиковаться в разговорном навыке в различных ситуациях общения, использовать в логопедической работе разнообразные упражнения «Тренинга навыков конструктивного взаимодействия с собеседником».

Задачи упражнений: развивать коммуникативные способности; освоить формы и технику общения в различных жизненных ситуациях; контролировать и управлять своим состоянием и речью в процессе взаимодействия с собеседником.

15 слайд

Задачи упражнений для совершенствования психологических, логических и этических умений:

-осознать свою позицию в общении;

-выбирать соответствующий стиль поведения с собеседником;

-научиться держать определенную позицию в диалоге;

-овладеть способами выражения своих мыслей и эмоций в различных ситуациях.

16 слайд

Психотерапевтические тренинги, используемые на логопедических занятиях, способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминанию событий и ощущений. Они могут проводиться как в начале занятия – с целью настройки, так и в конце – с целью интеграции приобретённого в ходе занятия опыта.

Цель тренингов: преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения, выработка положительных черт характера.

17 слайд

Учителя – логопеды при отборе, компоновке и структурировании материалов на логопедические занятия может использовать техники арт-педагогики и артпсихологии.

Арт–педагогика – это синтез двух областей научного знания искусства и педагогики, обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса детей с недостатками развития.

Сущность арт-педагогики состоит в воспитании, обучении и развитии лиц с ограниченными возможностями средствами искусства и формировании у них основ культуры и художественно-творческой деятельности, в развитии в ребёнке определённых качеств, которые развиваются только в процессе творчества.

Одна из задач арт-педагогики научить ребёнка реализовать в жизни свои творческие возможности, помочь сформировать установки на творческое преодоление жизненных трудностей, раскрыть свой творческий потенциал, сформировать коммуникативные умения и навыки, чтобы помочь ему найти своё место в социуме.

18 слайд

Поэтому элементы методов арт–педагогики, используемые на логопедических занятиях, а именно: изотерапия, театротерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, библиотерапия, — помогают решать основную проблему детей с тяжелыми с нарушениями речи — социализация или социальная адаптация и реабилитация данной категории детей.

19 слайд

Так, метод сказкотерапия позволяет вести поиск смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нём.

Сказкотерапия – метод, который использует сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и взаимодействия с окружающим миром.

20 слайд

Выделяют следующие коррекционные функции сказки:

Функция зеркала. Содержание сказки становится тем зеркалом, которое отражает внутренний мир человека, облегчая тем самым идентификацию с ним.

Функция модели. Сказки отражают различные конфликтные ситуации и предлагают возможные способы их решения или указывают на последствия отдельных попыток решения конфликтов.

Функция опосредования. Сказка вступает в качестве посредника между ребенком и взрослым.

Функция хранения опыта. После окончания коррекционной работы сказки продолжают действовать в повседневной жизни человека.

Функция возвращения на более ранние этапы индивидуального развития. Сказка помогает ребёнку вернуться к прежней радостной непосредственности. Она вызывает изумление и удивление, открывая дорогу в мир фантазии, образного мышления.

Функция альтернативной концепции. Сказка звучит для ребёнка не в общепринятом, заранее заданном смысле, а предлагает ему альтернативную концепцию, которую он может либо принять, либо отвергнуть.

Функция изменения позиции. Сказки неожиданно вызывают у ребенка или взрослого новое переживание, в его сознании происходит изменение позиции.

Сказочный сюжет может подсказать ребёнку необходимость принятия ответственности за собственную жизнь и взаимоотношения с другими на себя, что будет являться первым шагом на пути к позитивному изменению личности. Взять на себя ответственность означает отказаться от обид, критики и обвинений в адрес как других, так и самого себя.

Когда человек осознает причины своих проблем: непонимание цели, смысла и предназначения своей жизни, непонимание окружающего мира и несоблюдение его законов, наличие негативных мыслей, чувств и эмоций, он меняет мышление и осознает себя активным участником и творцом собственной жизни.

Учителя-логопеды могут использовать в своей работе приёмы сказкотерапии, такие как: проигрывание эпизодов сказки, обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, сочинение сказки, переписывание и дописывание сказок. Данные приёмы позволяют осуществить процесс образования связей между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс активизации ресурсов, потенциала личности, снятие эмоционального напряжения, изменения жизненной позиции и поведения человека в процессе общения с другими людьми.

21 слайд

Изотерапия – универсальный психотерапевтический метод, используемый в целях комплексной реабилитации и направленный на устранение или уменьшение нервно-психических расстройств, восстановление и развитие нарушенных функций, компенсаторных факторов, формирование способностей к игровой, учебной, трудовой деятельности в процессе занятия целенаправленными видами творчества.

Рисование помогает снимать напряжение у детей с тяжелыми нарушениями речи. Цель рисунка — помочь ребёнку в осознании самого себя, своего мира, расширения границ сознания. Рисунок – это материал для осознания тех чувств, которые возникли у ребёнка в процессе рисования. «Графическое отреагирование» особенно важно для тех детей, которые не могут выразить свои конфликты и осознать их из-за бедности своего аффективного словаря.

На логопедических занятиях учителя-логопеды могут использовать такие виды изобразительной деятельности, как рисование с помощью шаблонов, условных фигурок, мандола, игра в кляксы, тематическое и свободное рисование.

22 слайд

Среди вспомогательных средств общения самым действенным и организующим является музыка.

Музыкотерапия — метод, способствующий развитию межличностного общения, повышающий эстетические потребности и социальную потребность больных детей, регулирующий их эмоциональное состояние.

Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям. Музыкальное сопровождение способствует улучшению взаимоотношений в процессе логопедической коррекции (коммуникативное действие) и снятию нервно-психического напряжения. С помощью музыки можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, урегулировать неправильные и лишние движения, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей. Ритмические задания помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у ребят внимание, память, внутреннюю собранность. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки адекватного группового поведения.

23 слайд

Библиотерапия – метод, оказывающий лечебное воздействие на психику больного ребёнка при помощи чтения книг. Самовыражение через творческое сочинение и писание любым стилем на заданную или свободную тему (дневники, письма, рассказ, стих).

24 слайд

Куклотерапия – метод, позволяющий в игровой форме, с помощью кукол, безопасно для ребёнка, воссоздать, проиграть травмирующую ситуацию и снять травмирующий фактор.

Куклотерапия используется в работе с детьми и основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки). Используется данная методика при трудностях в развитии коммуникативной сферы, различных нарушениях поведения и т. д. Технология проведения куклотерапии заключается в том, что с дорогим для ребенка персонажем при помощи «пальчиковых» кукол разыгрывается в лицах в «режиссерской игре» история, связанная с травмирующей его ситуацией. Необходимо в ходе игры добиться того, чтобы инсценирование рассказа захватило ребенка и он, сочувствуя герою, идентифицировался с ним.

«Оживляя» куклу, ребёнок ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за её «жизнь», слова, поведение, учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, состояниям, развивать произвольное внимание и способность к общению с другими людьми.

Куклотерапевтическая работа содействует включению всех сенсорных систем. Занятия с «пальчиковыми» куклами способствуют развитию мелкой моторики руки, творческому воображению и речи. Играть с куклой можно по-разному: «ходить» по столу, надевать как наперстки и показывать из-за ширмы, манипулировать в воздухе и т. п.

Кукла становится продолжением руки, т. к. активизируются механизмы проекции и идентификации. Человек осознанно наделяет её особыми чертами, которые расцениваются как показатели его собственных свойств.

Кукла может иметь одно или сменные лица, что создает условия для моделирования различных эмоций, образов «плохих» и «хороших» героев. Психологическая «мудрость» такого приема состоит в том, что одна и та же кукла из отрицательного персонажа превращается в положительного, из трусишки – в храбреца и т. п. Интересными элементами во время игры являются: подбор имён для кукол. А измененный голос вызывает интерес к игре даже у самых застенчивых и они с удовольствием включаются в общение.

25 слайд

Таким образом, речевое развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи способствует социализации личности и развитию коммуникативных способностей.

Целенаправленные педагогические приёмы позволяют развивать у воспитанников коммуникативные, речевые умения, культуру общения, познавательные интересы, творческую активность, воображение, открытость, доброжелательность, что в дальнейшем является успешной социализацией дошкольников с ОВЗ в современном обществе.

Источник: maam.ru