Речь и детское творчество

Татьяна Нежурина
Речь и детское творчество

В работе логопеда часто используются способы, можно даже сказать, методики, с помощью которых проще воспитывать и растить малышей. Способность к творчеству – специфическая особенность человека, которая выделила его из мира животных. Предпосылкой к продуктивному творчеству детей является формирование художественно – образного начала. Творчество дошкольника связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Сотрудники Института физиологии детей и подростков установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Когда имеется задержка развития моторной стороны речи, рекомендуется стимулировать развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Так карандаш в руках логопеда превращается в волшебную палочку, которая делает предметы маленькими (для закрепления образования слов с помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов) или из одного предмета делает много (употребление формы множественного числа имен существительных). Или простая Новогодняя елочка становится тренажером по автоматизации звука «С», «Ш» или дифференциации «С-Ш».

Краткий конспект индивидуального логопедического занятия.

Автоматизация звука [С] изолированно и в слогах.

Группа: старшая.

Цель: формирование правильного звукопроизношения свистящих звуков, используя создание поделки «Елочка».

Задачи занятия:

• Закрепить артикуляционный и оптический образ звука [С]

• Автоматизация звука [С] в слогах, словах.

• Уточнить пространственные представления (вверх, вниз, вправо, влево)

• Развивать внимание, память, артикуляционный аппарат, мелкую

моторику пальцев рук, речевое дыхание.

• Воспитывать чувство сострадания, желание помочь.

Ход занятия.

— Организационный момент.

— Пальчиковая гимнастика:

Елка быстро получается,

если пальчики сцепляются.

Локотки ты подними,

пальчики ты разведи.

Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставить вперед. Локотки к телу не прижимать

— Дыхательная гимнастика: «холодный ветерок», «сдуй снежинку».

— Артикуляционная гимнастика: комплекс для постановки звука «С»

— Изолированное произношение звука: Логопед напоминает правильную артикуляцию звука «С».

— Автоматизация звука изолированно, в слогах: надеваем «веточки» елочки, при этом произносим «С». Обращаем внимание, что язычок спрятался за нижние зубки, как «киска за заборчик»,

— Зрительная гимнастика: игрушка белочка прыгает по веточкам собранной елочки вверх, вниз, слева, справа, за елочку. (Ребенку предлагаем выполнить действие, а потом прокомментировать: где сидит белочка).

— Развитие слухового и фонематического восприятия звука [С] на этапе постановки звука: покажи рукой «горочку», когда услышишь звук «С». Логопед от лица белочки произносит звуковой ряд А,О,С,П,С,Д,К,С,Ш,Т,М,С …

— Автоматизация в чистоговорках:

Са-са-ста эта елочка густа

Су-су-су — видим елочку в лесу

Сы-сы-сы- мы повесим бусы

Со-со-со – будет снова весело.

— Автоматизация звука в словах: помоги белочке собрать бусы, чтобы украсить елочку (за правильно произнесенное слово логопед дает бусинку, в конце занятия ребенок может украсить елочку полученными бусинками)

— Рефлексия:

Источник: maam.ru