«Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования»
Маргарита Лебедева
«Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования»
Педагогический проект
«Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования»
Разработала: воспитатель Лебедева Маргарита Александровна
Актуальность проекта
В. А. Сухомлинский писал: “Общение с искусством – одна из больших радостей жизни”. Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только “особо” одаренных, но и всех детей.
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.
Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, обсуждение с коллегами в образовательном учреждении и в рамках районного методического объединения привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Изучив методическую литературу, я сделала вывод, что использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.
Цель проекта: Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи проекта
1. Формирование умения детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.
2. Развиватие эстетических чувств формы, цвета, ритма, композиции, творческой активности, желания рисовать.
3. Формирование у детей творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования.
4. Вовлечение родителей в совместную творческую деятельность с детьми, повышение их педагогической компетентности в области художественно-эстетического развития детей.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, долгосрочный.
Сроки реализации проекта: октябрь — апрель
Литература:
1. Е. Н. Лебедева “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”
2. А. А. Фатеева “Рисуем без кисточки”.
3. О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко “Волшебные ладошки”, “Волшебные краски”.
4. Мэри Энн, Ф. Колль “Рисование красками”.
5. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин “Увлекательное рисование методом тычка”.
6. А. М. Страунинг “Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности”.
7. Педагогический опыт, опубликованный в журналах “Дошкольное воспитание”.
Ожидаемые результаты проекта
1. Формирование у детей дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
2. Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
3. Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
4. Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
5. Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Методы: наглядный, словесный, практический.
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный
Изучение и подбор методической литературы. Анкеты для родителей, проведение мониторинга с детьми. Составление перспективного плана. Оформление рабочей зоны для детского творчества. Предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.
2 этап — основной
Реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа воспитателя с детьми, работа детей и родителей, работа воспитателя и родителей. С детьми проводили занятия по проекту.
3 этап-заключительный
Проведение итогового мониторинга. Показ открытого занятия. Публикация проекта. Отчет и презентация на педсовете.
Итоги проекта
1. У детей сформированы знания о нетрадиционных способах рисования;
2. Дети могут владеть простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
3. Дети умеют самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
4. Родители принимают активное участие в совместных творческих проектах.
Перспективное планирование работы с родителями
Месяц Тема Форма работы
«Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности». Анкетирование
Октябрь «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей» Консультация
Ноябрь «Рисование нетрадиционными способами» Папки-передвижка
Декабрь «Рисуем без кисточки» Мастер – класс
Январь «Зимние художества в нетрадиционной технике» Консультация
Февраль «Как развивать творчество». Буклеты для родителей
Март «Рисовать- это важно!» Консультация
«Творим вместе» Выставка совместных работ
1. «Подведение итогов проекта. Результаты работы»
2.«Мы любим рисовать!» 1. Родительское собрание. Анкетирование.
2. Выставка с творческими работами детей
Перспективное планирование работы с детьми
Октябрь. Рисование ватными палочками.
Беседы, загадки, стихи про ягоды.
Просмотр презентации «Ягоды».
Просмотр картинок «Ягоды».
Подвижная игра «Кто быстрее соберет».
Дидактическая игра «Покажи и назови».
Лепка «Ягоды на ветке».
Наблюдение на прогулке за ягодами рябины и калины.
Беседа с показом презентации «Съедобные и несъедобные ягоды»
НОД «Ягоды в тарелке»
Цель:Учить рисовать ватной палочкой. Прививать любовь к прекрасному. Воспитывать аккуратность при работе с краской. Развивать интерес к рисованию, воображение.
Ноябрь. Техника тычка
Наблюдение за ежиком на прогулке.
Беседа, стихи, загадки про ежика.
Лепка «Ежик» с помощью семечек.
Просмотр презентации «Как зимуют животные», «Как животные готовятся к зиме».
Рассматривание картинок и игрушки ежика.
Дидактическая игра «Покажи и назови».
Игра с пазлами «Ежик»
Подвижная игра «Соберем грибочки»
НОД «Ежик»
Цель:Учить рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию.
Декабрь. Техника Набрызгивание
Беседа о зиме, зимних явлениях.
Загадки и стихи о зиме.
Просмотр презентации и иллюстраций по теме «Зима»
Прослушивание песни «Снегопад»
Подвижная музыкальная игра «Снег идет»
Дидактическая игра «Когда так бывает?»
Наблюдение из окна и на прогулке за снегопалом.
Опыты со снегом.
НОД «Снегопад»
Цель:Познакомить с техникой набрызгивание. Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, продолжать знакомить их с разными техниками и материалами.
Январь. Оттиск печаткой
Беседа о зиме, зимних явлениях.
Загадки и стихи о зиме.
Просмотр презентации и иллюстраций по теме «Зима»
Подвижная музыкальная игра «Снег идет»
Дидактическая игра «Когда так бывает?»
Наблюдение из окна и на прогулке за снегом.
Опыты со снегом.
НОД «Снежный ком»
Цель:Познакомить с техникой печатания поролоновым тампоном. Показать приём получения отпечатка. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.
Февраль. Рисование манкой
Наблюдение за снежинками на прогулке и из окна группы.
Танец- игра «Мы снежинки».
Песня «серебристые снежинки» прослушивание.
Игра «Сдуй снежинку»
Наблюдение за манной крупой.
Дидактическая игра «Крупы».
Беседа «Какая сегодня была каша»
Опыты со снегом.
НОД «Снежинки»
Цель:Учить рисовать клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку).
Март. Рисование ладошкой
Беседа о весне.
Просмотр картинок и презентации «Весна».
Игра- хоровод
Подвижная игра «Птички», «Бабочки».
Прослушивание песен о весне.
Загадки, потешки о весне.
Дидактическая игра «Когда так бывает»
Наблюдение за солнцем.
Беседа о солнце.
Пальчиковые гимнастики. Игры с ладошками и пальчиками «Вышел пальчик погулять…»
Выкладывание солнышка на столе при помощи карандашей и счетных палочек.
НОД «Солнышко»
Цель:Продолжать знакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки – лучики у солнышка. Развивать цветовосприятие.
Апрель. Печатание подручными материалами
Наблюдение за домами на прогулке.
Беседа «Где ты живешь?»
Конструирование «Дом»
Подвижная игра «спрячемся в свои домики»
Дидактическая игра «Кто где живет?»
Аппликация «Разноцветные огоньки в домиках»
Беседа о правилах поведения дома.
НОД «Домики»
Цель: Познакомить с использованием знакомых бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов. Учить самостоятельно находить и предлагать различные печатки, составлять несложные композиции.
Источник: