Разработка педагогического проекта «Транспорт» в старших группах детского сада
Махначева Татьяна
Разработка педагогического проекта «Транспорт» в старших группах детского сада
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию методическую разработку «Педагогический проект «Транспорт» в старших группах детского сада».
Авторы проекта — группа специалистов — учитель-логопед Махначева Т. Л., учитель-дефектолог — Атрушкевич Н. В., педагоги-психологи Щербакова И. В., Механикова В. В.
Вид проекта:
познавательно-речевой,
по продолжительности — среднесрочный (с 1 по 14 февраля 2020г.,
по количеству участников – групповой.
Возраст детей – 5-6 лет.
Участники проекта: воспитанники старших групп, родители, воспитатели, педагоги по рисованию.
Консультант: старший воспитатель МКДОУ детский сад «Радуга».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Проблема: недостаточный уровень знаний детей о транспорте, несформированность лексико-грамматического строя по теме.
Актуальность:
В нашем детском саду образовательно-воспитательный процесс осуществляется в соответствии с комплексно-тематическим планированием, где каждую неделю изучается определенная лексическая тема. В рамках тематических недель есть возможность проводить речевые игры для развития всех компонентов речи. Изучение некоторых тем сопровождается краткосрочными проектами.
Проектная деятельность стала одной из наиболее популярных и успешных форм взаимодействия педагогов и родителей. Родители являются активными участниками проектов. Специалисты проводят мастер-классы для них, на которых знакомят с различными играми для развития речи, в которые можно играть дома.
В рамках изучения лексических тем у детей значительно расширяется словарный запас, формируется лексико-грамматический строй и развивается связная речь.
Цель проекта:
— расширение и систематизация знаний о транспорте
Задачи:
— уточнять и закреплять знания детей о различных видах транспорта;
— развивать все компоненты речи;
— развивать внимание, восприятие, память, мышление;
— воспитывать познавательный интерес;
— привлекать родителей к участию в проектной деятельности.
Принципы реализации проекта:
— принцип системности (процесс развития и коррекции речевых нарушений проводится через воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы);
— принцип комплексности (формирование лексических компонентов формируются в процессе воспитательно-образовательного сопровождения воспитанников в разнообразных видах деятельности);
— принцип развития (в процессе логопедической работы выделяются те задачи, трудности, этапы, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка);
— принцип учета возрастных и психофизических особенностей воспитанников;
— принцип единства обучения и воспитания.
Необходимое оборудование:
— методическое обеспечение: основная общеобразовательная программа «Детство» (Т. И. Бабаева, А. Г. Гогобидзе, З. А. Михайлова и др. – 2014г); адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (Н. В. Нищева)
— материально-техническое обеспечение: наглядный и речевой материал, аудио- и видеоматериалы;
— художественная литература для детей: Н. Носов «Автомобиль», В. Берестов «Про машину»,С. Фангинштейн «Наша улица», С. Михалков «Должен помнить пешеход: перекресток-переход», В. В. Маяковский «Это книжечка моя про моря и про маяк», «Кем быть?», В. Орлов «Электричка», С. В. Сахарнов «Самый лучший пароход», Е. Тараховская «Метро», Э. Успенский «Троллейбус», Д. Хармс «Кораблик».
Предполагаемые продукты:
— выставка поделок по теме «Мир транспорта», выполненных детьми совместно с родителями из бросового материала;
— выставка рисунков по данной теме;
— познавательно-речевое развлечение «Крокодил Гена и Чебурашка знакомятся с транспортом»
План реализации проекта:
Мероприятия проекта:
1 этап – подготовительный(01.02.-05.02.20г.)
Методическая работа:
— формулировка цели, задач, конечного продукта проекта;
— подбор методической литературы по данной теме;
— подбор детской художественной литературы, журналов, детских энциклопедий по теме
— подбор речевых игр и упражнений;
— подбор пальчиковых упражнений и подвижных игр
— создание картотеки речевых игр по теме
— подготовка плана сравнительного рассказа о двух видах транспорта;
— подготовка к проведению экскурсии;
— подбор информации для родителей по лексической теме
Взаимодействие с детьми:
— объявление об организации выставки работ, выполненных совместно детьми и родителями, на тему «Виды транспорта»;
— подготовка бросового материала для изготовления поделок.
Взаимодействие с родителями:
— сообщение родителям о начале проекта и о сроках его проведения;
— объявление об организации выставки работ, выполненных совместно детьми и родителями, на тему «Виды транспорта»;
— подготовка сравнительного рассказа и рисунка двух видов транспорта;
2 этап – основной(06.02.-11.02.20г.)
Методическая работа:
— разработка конспекта итогового мероприятия проекта «Крокодил Гена и Чебурашка знакомятся с транспортом»
Взаимодействие с детьми:
— чтение художественной литературы, стихов, загадок
— рассматривание иллюстраций различных видов транспорта;
— проведение речевых игр;
— проведение пальчиковых и подвижных игр;
— проведение экскурсии по улицам пос. Пряжа и наблюдение за транспортом;
— выступление с рассказами о двух видах транспорта на познавательном занятии
— составление описательного рассказа об одном виде транспорта с опорой на иллюстрацию;
— проведение гимнастики для артикуляционного аппарата по книге И. А. Волошиной «Артикуляционная гимнастика для мальчиков»;
— проведение дыхательных упражнений «Самолетики», «Кораблики», «Помоги машинке заехать в гараж» и др.
Взаимодействие с родителями:
— пополнение книжного уголка и обмен литературой для семейного чтения;
— изготовление поделок для выставки;
— ознакомление родителей с информацией из «Уголка логопеда».
3 этап – заключительный(12.02.-14.02.20г.)
Методическая работа:
— Подготовка презентации о проекте;
-анализ результатов проекта
Взаимодействие с детьми:
— Организация выставки работ, выполненных совместно детей и родителей из бросового материала «Виды транспорта»
— проведение развлечения– «Крокодил Гена и Чебурашка знакомятся с транспортом»
-награждение детей за выступление с рассказами о двух видах транспорта на познавательном занятии;
— награждение детей за участие в выставке «Виды транспорта»
Взаимодействие с родителями:
— Участие родителей в подготовке выставки «Виды транспорта»;
— Участие родителей в проведении итогового мероприятия «Крокодил Гена и Чебурашка знакомятся с транспортом»
— награждение родителей за активное участие в реализации проекта.
Аналитический этап:
В ходе реализации проекта «Транспорт» воспитанники старших групп закрепили и обобщили знания по теме, научились изменять форму слов, образовывать новые слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, составлять рассказ о различных видах транспорта.
Дети познакомились с новыми подвижными, пальчиковыми играми, которые соответствовали лексической теме. Эти упражнения закреплялись ребятками на занятиях, в свободной деятельности, таким образом, в ходе реализации проекта укреплялась пальчиковая моторика, развивались движения кистей и пальцев рук, что, несомненно, тоже способствовало развитию речи детей.
Дети играли в игры, способствующие развитию фонематического восприятия и слуха, лексико-грамматического строя речи, памяти, внимания, мышления.
Таким образом, можно сделать вывод, что разработка и реализация проекта «Транспорт» в старших группах были целесообразными, т. к. у многих воспитанников заметно улучшился уровень развития всех компонентов речи.
Список литературы:
1. Агранович З. А. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР» группе. — СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс, 2013
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (Под ред. Нищевой Н. В.)
3. Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4 – 8 лет. -М. : Издательство «Гном», 2016
4. Нищева Н. В. Система коррекционной работы для детей с ОНР. -СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс, 2015
5. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство». Под редакцией Т. И. Бабаева, А. Г. Гогобидзе, З. А. Михайлова и др. – 2014г.
6. Русланова Н. С. Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет: Город. Транспорт. – М. : АРКТИ, 2007.
7. Сыпченко. Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов. — СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс, 2016
Источник: