Разработка педагогического проекта «Транспорт» в старших группах детского сада

Махначева Татьяна
Разработка педагогического проекта «Транспорт» в старших группах детского сада

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию методическую разработку «Педагогический проект «Транспорт» в старших группах детского сада».

Авторы проекта — группа специалистов — учитель-логопед Махначева Т. Л., учитель-дефектолог — Атрушкевич Н. В., педагоги-психологи Щербакова И. В., Механикова В. В.

Вид проекта:

познавательно-речевой,

по продолжительности — среднесрочный (с 1 по 14 февраля 2020г.,

по количеству участников – групповой.

Возраст детей – 5-6 лет.

Участники проекта: воспитанники старших групп, родители, воспитатели, педагоги по рисованию.

Консультант: старший воспитатель МКДОУ детский сад «Радуга».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Проблема: недостаточный уровень знаний детей о транспорте, несформированность лексико-грамматического строя по теме.

Актуальность:

В нашем детском саду образовательно-воспитательный процесс осуществляется в соответствии с комплексно-тематическим планированием, где каждую неделю изучается определенная лексическая тема. В рамках тематических недель есть возможность проводить речевые игры для развития всех компонентов речи. Изучение некоторых тем сопровождается краткосрочными проектами.

Проектная деятельность стала одной из наиболее популярных и успешных форм взаимодействия педагогов и родителей. Родители являются активными участниками проектов. Специалисты проводят мастер-классы для них, на которых знакомят с различными играми для развития речи, в которые можно играть дома.

В рамках изучения лексических тем у детей значительно расширяется словарный запас, формируется лексико-грамматический строй и развивается связная речь.

Цель проекта:

— расширение и систематизация знаний о транспорте

Задачи:

— уточнять и закреплять знания детей о различных видах транспорта;

— развивать все компоненты речи;

— развивать внимание, восприятие, память, мышление;

— воспитывать познавательный интерес;

— привлекать родителей к участию в проектной деятельности.

Принципы реализации проекта:

— принцип системности (процесс развития и коррекции речевых нарушений проводится через воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы);

— принцип комплексности (формирование лексических компонентов формируются в процессе воспитательно-образовательного сопровождения воспитанников в разнообразных видах деятельности);

— принцип развития (в процессе логопедической работы выделяются те задачи, трудности, этапы, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка);

— принцип учета возрастных и психофизических особенностей воспитанников;

— принцип единства обучения и воспитания.

Необходимое оборудование:

— методическое обеспечение: основная общеобразовательная программа «Детство» (Т. И. Бабаева, А. Г. Гогобидзе, З. А. Михайлова и др. – 2014г); адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (Н. В. Нищева)

— материально-техническое обеспечение: наглядный и речевой материал, аудио- и видеоматериалы;

— художественная литература для детей: Н. Носов «Автомобиль», В. Берестов «Про машину»,С. Фангинштейн «Наша улица», С. Михалков «Должен помнить пешеход: перекресток-переход», В. В. Маяковский «Это книжечка моя про моря и про маяк», «Кем быть?», В. Орлов «Электричка», С. В. Сахарнов «Самый лучший пароход», Е. Тараховская «Метро», Э. Успенский «Троллейбус», Д. Хармс «Кораблик».

Предполагаемые продукты:

— выставка поделок по теме «Мир транспорта», выполненных детьми совместно с родителями из бросового материала;

— выставка рисунков по данной теме;

— познавательно-речевое развлечение «Крокодил Гена и Чебурашка знакомятся с транспортом»

План реализации проекта:

Мероприятия проекта:

1 этап – подготовительный(01.02.-05.02.20г.)

Методическая работа:

— формулировка цели, задач, конечного продукта проекта;

— подбор методической литературы по данной теме;

— подбор детской художественной литературы, журналов, детских энциклопедий по теме

— подбор речевых игр и упражнений;

— подбор пальчиковых упражнений и подвижных игр

— создание картотеки речевых игр по теме

— подготовка плана сравнительного рассказа о двух видах транспорта;

— подготовка к проведению экскурсии;

— подбор информации для родителей по лексической теме

Взаимодействие с детьми:

— объявление об организации выставки работ, выполненных совместно детьми и родителями, на тему «Виды транспорта»;

— подготовка бросового материала для изготовления поделок.

Взаимодействие с родителями:

— сообщение родителям о начале проекта и о сроках его проведения;

— объявление об организации выставки работ, выполненных совместно детьми и родителями, на тему «Виды транспорта»;

— подготовка сравнительного рассказа и рисунка двух видов транспорта;

2 этап – основной(06.02.-11.02.20г.)

Методическая работа:

— разработка конспекта итогового мероприятия проекта «Крокодил Гена и Чебурашка знакомятся с транспортом»

Взаимодействие с детьми:

— чтение художественной литературы, стихов, загадок

— рассматривание иллюстраций различных видов транспорта;

— проведение речевых игр;

— проведение пальчиковых и подвижных игр;

— проведение экскурсии по улицам пос. Пряжа и наблюдение за транспортом;

— выступление с рассказами о двух видах транспорта на познавательном занятии

— составление описательного рассказа об одном виде транспорта с опорой на иллюстрацию;

— проведение гимнастики для артикуляционного аппарата по книге И. А. Волошиной «Артикуляционная гимнастика для мальчиков»;

— проведение дыхательных упражнений «Самолетики», «Кораблики», «Помоги машинке заехать в гараж» и др.

Взаимодействие с родителями:

— пополнение книжного уголка и обмен литературой для семейного чтения;

— изготовление поделок для выставки;

— ознакомление родителей с информацией из «Уголка логопеда».

3 этап – заключительный(12.02.-14.02.20г.)

Методическая работа:

— Подготовка презентации о проекте;

-анализ результатов проекта

Взаимодействие с детьми:

— Организация выставки работ, выполненных совместно детей и родителей из бросового материала «Виды транспорта»

— проведение развлечения– «Крокодил Гена и Чебурашка знакомятся с транспортом»

-награждение детей за выступление с рассказами о двух видах транспорта на познавательном занятии;

— награждение детей за участие в выставке «Виды транспорта»

Взаимодействие с родителями:

— Участие родителей в подготовке выставки «Виды транспорта»;

— Участие родителей в проведении итогового мероприятия «Крокодил Гена и Чебурашка знакомятся с транспортом»

— награждение родителей за активное участие в реализации проекта.

Аналитический этап:

В ходе реализации проекта «Транспорт» воспитанники старших групп закрепили и обобщили знания по теме, научились изменять форму слов, образовывать новые слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, составлять рассказ о различных видах транспорта.

Дети познакомились с новыми подвижными, пальчиковыми играми, которые соответствовали лексической теме. Эти упражнения закреплялись ребятками на занятиях, в свободной деятельности, таким образом, в ходе реализации проекта укреплялась пальчиковая моторика, развивались движения кистей и пальцев рук, что, несомненно, тоже способствовало развитию речи детей.

Дети играли в игры, способствующие развитию фонематического восприятия и слуха, лексико-грамматического строя речи, памяти, внимания, мышления.

Таким образом, можно сделать вывод, что разработка и реализация проекта «Транспорт» в старших группах были целесообразными, т. к. у многих воспитанников заметно улучшился уровень развития всех компонентов речи.

Список литературы:

1. Агранович З. А. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР» группе. — СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс, 2013

2. Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (Под ред. Нищевой Н. В.)

3. Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4 – 8 лет. -М. : Издательство «Гном», 2016

4. Нищева Н. В. Система коррекционной работы для детей с ОНР. -СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс, 2015

5. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство». Под редакцией Т. И. Бабаева, А. Г. Гогобидзе, З. А. Михайлова и др. – 2014г.

6. Русланова Н. С. Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет: Город. Транспорт. – М. : АРКТИ, 2007.

7. Сыпченко. Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов. — СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс, 2016

Источник: maam.ru