Программа кружковой работы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму «Веселые прописи»

Ирина Коваленко
Программа кружковой работы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму «Веселые прописи»

План работы кружка «Веселые прописи»

Пояснительная записка

Подготовка детей к обучению в школе в настоящее время — одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определенная тенденция — неуклонное усложнение программы первого класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя начальных классов говорят, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Большую сложность дети испытывают в распределении внимания. Прописывая букву, они забывают о наклоне тетради, о том, что между буквами должно быть одинаковое расстояние, линии должны быть ровные, одного размера и силы нажима. Анализируя графику письма у детей, педагоги отмечают частые отрывы ручки от бумаги, паузы между элементами, чрезвычайная медлительность письма, неустойчивость графических форм и движений руки

Занятия по обучению письму, действительно, самые трудные. Несложно понять, что многое зависит от начального этапа обучения письму. Если какие-то элементы навыка сформируются неверно, то умение писать в целом будет неправильным. А привычки и навыки в раннем возрасте закрепляются очень быстро, при этом очень прочно. Уже на самых первых этапах обучения письму у ребят проявляется неудовлетворение, а у родителей огорчение. И наступает момент, когда быстро растет нелюбовь к этому занятию. Создается гигантский барьер в обучении: во-первых — «не хочу», во-вторых — «не могу».

Для предотвращения перечисленных трудностей, в группе организован кружок «Веселые прописи» по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму.

Подготовительные занятия не ставят своей целью научить ребенка писать. Этот процесс длительный и непростой. На кружковых занятиях мы имеем возможность, не спеша, глубоко проникая в психологию процесса обучения, осуществить этап подготовки детей к письму. Он заключается в следующем:

• Укрепление руки, улучшение координации движений;

• Усвоение правил гигиены письма, сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке;

• Совершенствование способности к зрительному восприятию форм;

• Умение ориентироваться в пространстве листа, строки, в элементах письма;

• Поднятие на новый уровень наглядного, образного и отвлеченного мышления детей;

• Снижение психологической нагрузки ребенка.

Цель: обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.

Задачи:

1. Тренировать тонкокоординированные движения руки, мелкую мускулатуру пальцев.

2. Продолжать работать над развитием слухо- зрительно- моторных функций, ориентировки на микроплоскости.

3. Совершенствовать графические умения и навыки в заданиях разных видов.

4. Учить соблюдать во время работы правила письма (положение тетради перед собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть, формировать умение работать в общем темпе.

5. Способствовать развитию психических процессов- внимания, памяти, мышления, воображения.

6. Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

7. Воспитывать трудолюбие, старательность и добросовестное отношение к работе.

Формы и методы работы

1. Дидактические игры и игровые упражнения.

2. Занимательные задания и игры-соревнования.

3. Изобразительная и творческая деятельность.

-наглядный метод обучения и метод практических действий.

-ориентировочно-исследовательская деятельность.

-методы проблемно-поискового характера.

-моделирование и кодирование информации

Условия реализации программы

1. Систематическое проведение занятий.

2. Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.

3. Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

4. Сотрудничество педагога с семьей.

Структурные элементы занятий

— Пальчиковая гимнастика, работа со счетными палочками.

— Штриховка, графические упражнения.

-Упражнения на ориентацию на плоскости листа.

— Повторение изученного, учет результатов обучения.

Структура занятий

1 часть — Упражнения на развитие координации пальцев рук:

пальчиковая гимнастика, упражнения со счетными палочками.

2 часть — Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка, дорисовка.

3 часть — Упражнения на развитие зрительно- моторной координации и ориентировке на листе: работа в тетради, графические диктанты.

4 часть — Итог.

Продолжительность: кружок проводятся 25 минут

Предполагаемый результат освоения программы:

К концу года дети должны знать и уметь:

Знать

-Знать гигиенические правила письма

-Знать правильное расположение тетради и ручки при письме.

-Знать правила штриховки.

-Знать правила работы с тетрадью.

Уметь

-Уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме.

-Уметь правильно держать ручку, карандаш.

-Уметь ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради.

-Уметь выполнять штриховку, соблюдая правила.

-Уметь самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры.

-Уметь ориентироваться в тетради, на строке, на странице.

Источник: maam.ru