Проект «В гостях у матрёшки»

Елена Карелина
Проект «В гостях у матрёшки»

Проект

«В гостях у матрёшки»

(младшая группа общеразвивающей направленности)

Составители проекта: воспитатели Карелина Е. А., Семенюк И. Н.

Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители обучающихся.

Вид проекта: познавательный, творческий, краткосрочный.

Сроки реализации: 13.01.2020г. — 24.01.2020г.

Актуальность проекта: В настоящее время обилие разнообразных игрушек у современных детей приводит в большинстве случаев к быстрой потере интереса к ним. А ведь раньше было не так. Истоки русской народной культуры лежат в незамысловатых образах, доступных для детского восприятия, так как несут в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира: свистульки в виде животных (петушок, цыпленок, курочка и т. п., погремушки, каталки, забавные животные и люди, и, конечно же, матрёшки. И всё это из природного материала, красиво расписано, включает в себя такие орнаменты как — цветы, ягоды, листья, которые ребёнок встречает в лесу, в поле; круги, полоски, кольца, которые тоже понятны для ребенка. В каждом уголке нашей страны изготавливали свои изделия и расписывали их, делая не похожими друг на друга. Народное искусство – это источник художественных образов, доступных пониманию детей дошкольного возраста. Красота родной природы, особенности быта русского народа предстают детям живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.

В наше время родители не заостряют интерес на традициях русской культуры, не знакомят детей с русской народной игрушкой. А как показывает практика, детей привлекают такие игрушки, особенно матрёшки. Их появление удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра, какая фигурка меньше – больше, выше – ниже и т. д.

Данный проект посвящен изучению возникновения матрёшки и использования ее в повседневной игровой деятельности ребенка в детском саду и дома.

Цель: создание условий для развития воображения и художественно – творческих способностей детей в процессе ознакомления с русской народной игрушкой — матрёшкой.

Задачи проекта:

1. Вызвать у детей интерес к предлагаемой теме.

2. Сформировать начальные представления о русской народной игрушке — матрёшке.

3. Расширять кругозор детей и лексический словарь по данной теме.

4. Развивать познавательный интерес.

5. Воспитывать у детей бережное отношение к традициям русской народной культуры, обычаям, связанным с изготовлением, росписью матрёшки.

6. Развивать мелкую моторику, память, слуховое и зрительное внимание.

7. Развивать творческие способности детей.

8. Привлечь родителей к реализации проекта.

9. Провести выставку матрёшек.

10. Провести итоговое занятие по проекту.

Этапы работы над проектом:

I этап: Организационно-подготовительный

Разработка плана реализации проекта.

Сбор и анализ литературы по данной теме.

Подбор познавательных мультфильмов, презентаций, аудиозаписей по теме.

Подбор дидактических игр, пособий.

Подборка иллюстративного материала.

Беседа «Русская игрушка – матрёшка», направленная на выявление знаний детей по теме проекта.

Работа с родителями:

Беседа «Знакомство с проектом».

Папка-передвижка для родителей «Матрёшка – самая известная русская игрушка».

Оформление родительского уголка по теме проекта.

II этап: Основной

Интегрирование проектной деятельности в образовательные области.

1. Речевое развитие:

Чтение художественной литературы: «В матрёшке — матрёшка» В. Орлов, «Эти русские матрёшки» С. Иванов, Л. Некрасова «Веселые матрёшки», «Ой ты барышня-матрёшка», «Кукла славная — матрёшка» А. Кулешова,

И. Черницкая «Матрёшки», В. Приходько «Матрёшка на окошке», С. Маршак «О матрёшках», З. Петрова «Ой, да мы матрёшки», С. Вокринцева «Матрёшка», Медведева З. «У меня матрёшка есть», матрёшкины частушки и др.

Разучивание стихотворений.

Чтение потешек, рифмовок, загадок по теме.

2. Познавательное развитие:

Беседы и иллюстрации на тему «Знакомство с русской матрёшкой», «О цветовой гамме матрёшек», «Из чего сделана матрёшка».

3. Художественно-эстетическое развитие:

Творческая работа с использованием нетрадиционной техники, бросового материала (шерсть и пластилинография) «Во всех ты, душечка, нарядах хороша»; рисование «Весёлые матрёшки»; аппликация «Украсим платок матрёшке», рисование ватными палочками «Матрёшка-матрёшечка», раскраски по теме.

4. Физическое развитие:

Физкультминутки: «Мы весёлые Матрёшки», «Мы матрёшки, вот такие крошки», «Хлопают в ладошки дружные матрёшки».

Пальчиковая гимнастика: «Мы весёлые матрёшки», «Прежде, чем рисовать,

нужно пальчики размять», др.

5. Социально-коммуникативное развитие:

Дидактические игры: «Собери матрёшку», «Укрась Матрёшке платье», «Подбери платок матрёшке», «Какая матрешка?», «Подбери по цвету», «Что изменилось?», «Разрезные картинки», «Парные картинки», «Кто где спрятался?», «Один – много».

Сюжетно-ролевые игры: «Чаепитие у матрёшек», «Укладываем спать».

Подвижные игры: «Ручеёк», «Салки», «Прятки», «У медведя во бору», «Кошки мышки» и др.

Конструктивная деятельность: «Постройка мебели матрёшкам», «Дорожка для матрёшки», «Домик для матрёшки».

Продукты проекта: Пополнение предметно-развивающей среды, выставка детских работ, картотека загадок, стихотворений, подвижных игр по теме.

III этап: Заключительный

Выставка совместных детско-родительских работ, итоговое занятие.

Вывод:

В ходе реализации проекта дети проявили выраженный интерес к предложенной теме. Была создана положительная эмоциональная среда общения между детьми, родителями и педагогами. С большой радостью малыши принимали участие во всех творческих мероприятиях проекта.

Источник: maam.ru