Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Сделаем сами, своими руками»

Юлия Веслополова
Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Сделаем сами, своими руками»

ПРОЕКТ

ТВОРЧЕСКОЕ НАЗВАНИЕ: «Сделаем сами, своими руками»

(Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста)

Руководители проекта: воспитатели группы

Участники проекта: дети, родители воспитанников, педагоги

Продолжительность выполнения: долгосрочный (2 года)

Актуальность

Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Ранний возраст называют «золотой порой» сенсорного воспитания. Дальнейшая успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Основная задача при знакомстве малышей со свойствами предметов – это обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов. В период раннего возраста сенсорное воспитание заключается в преднамеренном создании взрослыми условий для выполнения малышами практических действий.

Одним из определяющих факторов воспитания малышей является развивающая предметно-пространственная среда. Правильно организованная она помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально-положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.

Активными участниками, преобразователями и помощниками в обогащении развивающей среды группы являются не только педагоги, но и родители воспитанников. В последние годы практически в каждом нормативно-правовом или методическом документе активно декларируется необходимость тесного сотрудничества общественного образования с семьей. Закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равно ответственными участниками образовательного процесса. В связи с введением ФГОС дошкольного образования изменился и подход к работе с семьей. Педагоги и родители — партнеры в деле воспитания детей, в освоении ими образовательной программы.

Цель проекта: создание благоприятных условий, как важного средства воспитания и развития детей раннего возраста, в тесном взаимодействии с родителями.

Задачи:

удовлетворить потребности малышей в движении, общении, разнообразной деятельности в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;

способствовать формированию у родителей воспитанников доверия к педагогам и желания активно участвовать в жизни ДОУ;

совершенствовать свои профессиональные компетенции.

Востребованность проекта обуславливается несколькими факторами:

отвечает целям и задачам ФГОС;

позволяет создать условия для развития личности дошкольников, их индивидуальности, интеллектуальных, творческих способностей, обогатить развивающую предметно-пространственную среду с минимальными материальными затратами;

основной идеей проекта является объединение усилий педагогов, родителей, с целью создания благоприятных условий для развития и воспитания детей.

Предполагаемые результаты: проект позволит решить широкий комплекс психолого-педагогических проблем, учесть возрастные особенности детей, запросы родителей и основные направления развития современного образования и обеспечит возможности:

Детям:

• роста игровой, познавательной, двигательной, творческой активности;

• создаст высокий уровень эмоционального комфорта;

• самовыражения детей и индивидуализации образования

Родителям:

• повысить педагогическую компетентность, узнать больше о возрастных особенностях и особенностях развития детей;

• стать активными участниками образовательной деятельности, проводимой в образовательном учреждении.

Педагогам:

• проявить на практике свои профессиональные знания, творческий подход к решению проблемы;

• повысить мастерство в овладении технологии проектирования и владения ИКТ;

• установить контакт с родителями, согласовать с ними цели и ценности образовательной деятельности

• представить проект в профессиональных сетевых сообществах и творческих конкурсах.

I этап: Организационно-подготовительный

Содержание деятельности:

Определение темы педагогического проекта, постановка целей и задач;

Знакомство с педагогической литературой, опытом коллег, материалов в сети Интернет по выбранной теме;

Изучение требований ФГОС ДО к развивающей среде:

Выбор форм взаимодействия с родителями;

Родительское собрание на тему: «Особенности организации образовательной деятельности дошкольного учреждения в условиях реализации ФГОС ДО».

Показ родителям презентации «Современная предметно-развивающая среда».

Составление плана деятельности по обогащению развивающей предметно-пространственной среды в группе;

Создание инициативной группы по выполнению проектных мероприятий.

.

II этап: Продуктивный

Содержание деятельности:

Изготовление и обогащение развивающей среды пособиями атрибутами по развитию двигательной активности, сенсорных эталонов, крупной и мелкой моторики;

Обогащение игровых зон нестандартным игровым оборудованием и самостоятельно изготовленными дидактическими играми;

Привлечение родителей воспитанников к практической деятельности по осуществлению проектных мероприятий

III этап: Итоговый

Содержание деятельности:

Анализ достижения поставленной деятельности;

Определение перспектив и дальнейших форм деятельности в сфере обогащения РППС

Создание презентации для родителей «Игра – дело серьёзное»

Презентация проекта «Обогащение развивающей предметно-пространственной среды» на педагогическом совете;

Обобщение и распространение позитивного опыта в сетевых профессиональных сообществах, участие в конкурсах по педагогическому проектированию.

Перспективы развития проекта имеют большие возможности:

• продолжить обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы и более активно привлекать к этому родителей воспитанников;

• поделиться опытом работы на педагогическом совете образовательного учреждения (в форме презентации);

• выложить материалы деятельности по выполнению проектных мероприятий в профессиональных блогах;

• участвовать с презентацией проекта в муниципальном конкурсе педагогических проектов;

• участвовать с презентацией проекта в сетевых конкурсах;

Информационные ресурсы:

Закон Российской Федерации «Об образовании в российской Федерации» от 30 декабря 2012 г. №273-ФЗ

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

Самые маленькие в детском саду: Из опыта работы московских педагогов /Авт. -сост. В. Сотникова. М. : Линка-Пресс, 2005.

Печора К. Л., Пантюхина Г. В. Диагностика развития детей раннего возраста. -М. : ТЦ Сфера, 2016

http://festival.1september.ru/articles/548852/pril.doc

http://www.maam.ru/detskijsad/-sdelaem-sami-svoimi-rukami-nestandartnoe-igrovoe-oborudovanie.html

http://cyberleninka.ru/article/n/problema-formirovaniya-emotsionalnogo-blagopoluchiya-u-detey-doshkolnogo-vozrasta

Источник: maam.ru