Проект: Организация работы с родителями по развитию общей и мелкой моторики у детей раннего возраста

Липатникова Наталья
Проект: Организация работы с родителями по развитию общей и мелкой моторики у детей раннего возраста

Образовательная практика познавательного направления

для родителей и детей раннего возраста

«Взаимодействие с родителями воспитанников

с целью создания партнерских отношений «Семья — детский сад»».

Проект: Организация работы с родителями по развитию общей и мелкой моторики у детей раннего возраста.

Воспитывает всё: люди, вещи, явления,

но прежде всего и дольше всего – люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги.

А. С. Макаренко.

Автор: воспитатель Липатникова Наталья Алексеевна.

Целевые группы:

Контингент: дети, воспитатели, родители.

Возраст детей: младшая разновозрастная группа (1,5 – 3 года)

Срок реализации: 3 недели, декабрь.

Число занятий: 3 (по одному в неделю).

Место проведения: групповая комната детского сада.

Время проведения: во второй половине дня.

Тип проекта: краткосрочный, познавательно – игровой, творческий.

Форма организации: практикум, мастер – класс.

Введение

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. Чтобы родители стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

Семья и детский сад не могут заменить друг друга: у каждого свои функции обучения, воспитания и развития ребенка, но они могут научиться взаимодействовать друг с другом. Ребенку необходимо умело и вовремя оказать помощь. Положительные результаты достигаются только в сотрудничестве воспитателя и членов семей воспитанников.

Как заинтересовать родителей в совместной работе и сделать их активными участниками воспитательного процесса?

В своей работе с родителями я активно использую такую форму взаимодействия, как практикумы и мастер-классы. Несомненными плюсами этой формы является общение родителей и детей в совместной практической деятельности.

Актуальность

Одним из важных направлений своей деятельности считаю развитие общей и мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности — мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.

Уровень развития мелкой моторики рук – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка общую и мелкую моторику. Просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но можно организовать развивающие игры при помощи обычных предметов домашнего обихода и для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, баночки, тюбики, крышки, крупа, полотенца, тряпочки, бумага.

Из бесед с родителями и анализа анкет выяснилось, что многие слышали о том, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, а как ее развивать они не задумывались. Не все знают, какие игры и пособия представляют ценность на данном этапе развития малышей. Проанализировав ситуацию, я пришла к выводу о необходимости проведения работы с родителями на данную тему. Актуальность моей работы заключается в том, что совместная и систематическая работа по развитию общей и мелкой моторики рук во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Цель: создание условий для формирования компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях.

Задачи для воспитателя:

— создать оптимальные условия для взаимодействия детей и взрослых в совместной деятельности;

— познакомить родителей с играми и упражнениями на развитие общей и мелкой моторики у детей с помощью подручных средств в домашних условиях;

— поддерживать и развивать интерес малышей к совместным игровым действиям с родителями;

— привлекать родителей к совместной работе с педагогом, участвовать в организации и проведении мероприятий.

Задачи воспитателя для детей:

— развивать общую и мелкую моторику рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка.

Задачи для родителей:

— учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;

— организовывать развивающие игры при помощи обычных предметов домашнего обихода.

Ожидаемые результаты:

-повышение уровня знаний и компетентности у родителей по вопросам развития общей и мелкой моторики;

— родители станут активными участниками проекта;

— родители будут использовать игры с различными материалами для развития мелкой моторики в домашних условиях;

— положительные отзывы родителей и педагогов.

Дети:

— спокойно относятся к тому, что видят родителей в детском саду;

— проявляют интерес к совместной деятельности со взрослыми;

— возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности;

— дети будут использовать пальчиковую гимнастику в повседневной жизни.

Формы работы с родителями:

— Анкетирование родителей, проведение опросов с целью выявления их компетентности.

— Консультации, практикумы «Развивающие занятия для малышей», мастер – класс «Рисование цветной манкой», памятки, папки-передвижки для родительского уголка.

— Активное участие родителей в выставках с использованием приобретенных навыков, мастер – класс «Ветка мимозы», проведенный родителем с детьми.

— Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.

— Открытые мероприятия с участием родителей и для родителей.

Подготовительный этап.

— анкетирование и индивидуальные беседы с родителями с целью выявления их знаний по данной теме;

— анализ анкет и бесед с родителями;

— выбор темы, постановка целей и задач;

— разработка практикумов и мастер — класса;

— знакомство педагогов детского сада с содержанием проекта;

— подбор и изготовление пособий и игр по теме;

— оформление практических рекомендаций для родителей, памятки;

— приглашение родителей на практикум.

Основной этап.

Перспективный план проектной деятельности.

Запланированы два практикума «Развивающие занятия для малышей. Развитие общей и мелкой моторики рук в раннем возрасте».

№1:

— массаж рук с помощью подручных предметов;

— художественное слово с мягкой игрушкой;

— подвижная игра «Собери шишки»;

— дидактическая игра «Накорми свинку»;

— дыхательное упражнение «Подуем на перышко»;

— игры с манкой, правила для игры;

— разминка с обручем;

— подвижная игра «Карусели».

№2:

— пальчиковая игра «Ладушки, ладушки испекли оладушки»;

— массаж «покатаем карандаш»;

— дидактическая игра «Шумовые баночки»;

— дидактическая игра с прищепками;

— дидактическая игра с пуговицами. Найди такую же;

— музыкальная разминка «У жирафа пятна, пятна»;

— пособие «Планшеты из фетра».

— подвижная игра «Карусели».

Мастер – класс «Рисование манкой».

Цели: знакомство родителей с нетрадиционной техникой рисования с помощью манки разными способами; вовлечение взрослых в продуктивную деятельность для приобретения представленного опыта.

— презентация «Рисуем манкой. Способы рисования»;

— пальчиковая игра «Маленькая мышка»;

— массаж с мелким колючим шариком;

— практическая часть: выполнение работы;

— музыкальная разминка «Шла коза по лесу»;

— написание отзывов.

На основе проведенной работы были даны рекомендации по организации среды для развития общей и мелкой моторики рук в домашних условиях.

Заключительный этап.

— Оформление проектной деятельности.

— Фотоотчет по проекту для родителей и на сайт учреждения.

— Презентация опыта для педагогов на районном методическом объединении.

Вывод по проектной деятельности:

Считаю, что игры и упражнения, которые проводятся с детьми в интересной, непринужденной игровой форме, привлекая к этому процессу родителей, доставляют им радость и удовольствие, а для родителей – обогащение опыта в воспитании своего ребенка, установление партнерских отношений. В практике у нас сложилась определенная система взаимодействия: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч, создана атмосфера взаимоуважения и сотрудничества.

Новые игры, используемые в практике, детей очень заинтересовали. Родители принимали активное участие в реализации проекта, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику и использовать большинство окружающих их предметов в домашних условиях для развития общей и мелкой моторики рук своих детей.

Итоговое событие:

С папами делали артобъекты на выставку «23 февраля».

С нетерпением ждали маму Саши, которая с детьми проводила мастер – класс по изготовлению открытки «Веточка мимозы» с помощью салфеток.

Перспективы:

Я планирую продолжить работу по наполнению развивающей среды в группе с участием родителей в изготовлении дидактических игр и пособий, способствующих развитию мелкой моторики рук.

Содействовать трансляции лучшего семейного опыта по изготовлению игр и пособий из подручных средств в домашних условиях.

Ресурсы:

Проект малобюджетный, многое можно найти в домашнем обиходе.

Собрать мелкие предметы для игры с манкой, покрасить перья, сшить дидактическую игрушку, для планшетов собрать пуговицы, кнопки, тесемочки, бусинки, бисер и др.

Материальные: приобрести манку, красители, фигурные пуговицы, прищепки, для планшетов фетр.

Список использованной литературы:

Ветрова В. В. Во что играть с ребенком до 3 лет. -М. 2009

Крупенчук О. И. Развиваем мелкую моторику. СПб. ,2002

Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста (1-3г.). Методическое пособие для воспитателей и родителей. -М., 2007Громова О. Н. ,

Прокопенко Т. А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. М., Гном и Д, 2001.

Ермакова С. О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. М. ,2008

Приложение

Практикум для родителей и детей «Развитие общей и мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях».

№ 1. Развивающие занятия для малышей от 1,5 г. до 3 лет.

Развитие общей и мелкой моторики в раннем возрасте.

Автор: воспитатель Липатникова Наталья Алексеевна.

Форма организации: практикум.

Цель: создание условий для формирования компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях.

Задачи:

— создать оптимальные условия для взаимодействия между детьми и взрослыми в совместной деятельности;

— познакомить родителей с играми и упражнениями на развитие общей и мелкой моторики у детей;

— поддерживать и развивать интерес малышей к совместным игровым действиям с родителями.

— обогатить опыт у родителей в развитии детей через совместную деятельность.

— привлекать родителей к совместной работе с педагогом, участвовать в организации и проведении мероприятий;

Ожидаемые результаты:

-повышение уровня знаний и компетентности у родителей по вопросам развития общей и мелкой моторики;

— родители стали использовать игры с различными материалами для развития мелкой моторики дома.

— повышение активности родителей в совместной работе с педагогом, непосредственное участие в организации и проведении мероприятий.

Подготовительная работа:

— анкетирование и индивидуальные беседы с родителями с целью выявления их знаний по данной теме;

— анализ анкет и бесед с родителями;

— подбор и изготовление пособий и игр по теме;

— оформление практических рекомендаций для родителей, памятки;

— приглашение родителей на практикум.

Материал и оборудование: колокольчик, колючие бигуди, большая мягкая игрушка Медведь, корзинка с шишками и ведерки по количеству детей, дидактическая игрушка Свинка (2 штуки, фасоль, карточки для счета до 3, коробочка с перышками, обручи по количеству детей, контейнеры, тазики с манкой, маленькие ведерки, лопатки, ситечки, силиконовые рыбки и другие мелкие предметы, влажные салфетки, музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия.

С маленькими детьми мамы сидят рядом, постарше дети могут сидеть одни, мамы на стульчиках. Когда нужна помощь ребенку, мама помогает.

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня мы поговорим о развивающих занятиях для малышей, а развитием детей необходимо начинать заниматься уже с раннего возраста. Поговорим мы о развитии общей и мелкой моторики рук детей раннего возраста. Я покажу и расскажу, как провожу игровые упражнения по развитию общей и мелкой моторики в группе и, которые вы можете взять себе на вооружение для занятий дома. Если проделанная работа нами в детском саду не будет подкрепляться вами дома – результат мы не скоро увидим.

Организационный этап.

Приветствие:

Предмет: погремушка – колокольчик.

Описание: дети звонят в колокольчик и передают по кругу, пока колокольчик не вернется к воспитателю.

К нам Наталья пришла

Колокольчик принесла

Позвонила, позвонила

И Милане отдала.

Практическая часть.

1. Разминка «Ёжик».

Предмет: колючие бигуди.

Описание: Дети выполняют движения согласно тексту, делая массаж ладошек и пальчиков бигудями.

Вышел дождик из – за тучки

Кап-кап-кап / 2р.

Вымыл ёжику колючки

Вот так, вот так.

Ёжик наш и чист, и сыт,

И в кроватке сладко спит.

А наш ежонок проснулся,

Очень сладко потянулся

И ребяткам улыбнулся.

Решил поиграть.

Спрятался за спинкой, на голове, на плече,

На животике, на коленках.

И сели все вместе послушать про Мишку.

2. Стихотворение «Мишка косолапый»

Предмет: игрушка медведь.

Описание: рассматриваем, трогаем, гладим. Походили как медвежата, повторили стих.

Загадка:

Бурый он и косолапый,

Ловит рыбу мощной лапой.

А ещё он любит мёд!

Кто сластёну назовёт? (Медведь.)

Воспитатель берет медведя со стула.

— Давайте рассмотрим медведя, какой он?

(Она большой, неуклюжий, мохнатый, в коричневой шубке)

Воспитатель рассказывает стихотворение про медведя, а дети ходят как медведь.

— Проводится игра «Собери шишки».

Предметы: корзинка с шишками и ведерки по количеству детей.

Цель: Развивать у детей крупную моторику, выполнять действия, называемые взрослым. Обогащать двигательный опыт детей. Развивать внимание, координацию движений.

Мишка по лесу шагал

Мишка шишки собирал.

Вдруг споткнулся Мишка!

И рассыпал шишки!

Вы, ребята, помогите

Мишке шишки соберите!

После игры ведерки поставили возле Медведя, который вернулся на стульчик. Садимся в кружок на полу.

3. Из контейнера появляется свинка.

Предметы: дидактическая игрушка «свинка» — плассм. бутылка, обшитая под игрушку, носик отвинчиваем и кормим. Коробочка с фасолью (с чем угодно). Счетные карточки (1,2,3, размером А4)

— Кто это к нам сегодня пришел? Свинка. И коробочку с собой принесла.

Что это в твоей коробочке? А там вкусные полезные продукты. (что угодно).

Давайте посчитаем. (дети показывают на пальчиках).

1,2,3.

— Пошла наша свинка по дорожке (счет).

— Сколько ты сегодня будешь кушать? 1,2,3.

Дети по очереди кормят свинку, дают по 3 штуки. Для быстроты игры появляется вторая свинка и передается по кругу, с другой стороны.

Все убирается в контейнер, и вынимается другая коробочка.

— Свинка очень довольна, её накормили и за это она нам оставила вот такую коробочку.

Это что за коробочка такая? А там перышки. Разного цвета. Берите себе по одному. Давайте подуем на перышко.

4. Дыхательное упражнение «Подуем на перышко».

Цель: развитие плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Воспитатель сообщает детям, что из манной крупы не только варят вкусную и полезную кашу, но с ней можно и поиграть.

Только нужно соблюдать правила:

Не разбрасывать крупу!

Не класть крупу в рот!

Не вдыхать крупу носом!

Не тереть глаза руками!

Не обсыпать друг друга крупой!

5. Игры с манкой.

Предметы: контейнеры, тазики с манкой, маленькие ведерки, лопатки, ситечки, силиконовые рыбки и другие мелкие предметы. Манка насыпана в контейнеры, тазики. Можно в коробки.

Описание: Сначала ручками играют — трогают, щекочут, гладят крупу. Берут немного крупы в кулачок и крепко сжимают и высыпают ее из кулачка.

— Здравствуй, здравствуй,

Крупа- крупица,

Будем мы с тобой играть,

Но не будем обижать!

— Ребята, мы подружились с крупой. Давайте поиграем с ней.

Можно поискать предметы в манке. Насыпать лопаткой в ведерки, сыпать через воронку.

После игры убрать рассыпанную крупу с родителями, вытереть ручки влажными салфетками.

6. Разминка с обручем.

Предмет: обручи по количеству детей.

Описание: дети действуют по тексту, играют и расслабляются.

Поехали на машине (сидя в обруче).

Нажимаем на педаль: тормоз – газ/3 р. (носочки вверх – вниз)

Поехали.

Машина разогналась (стучат пятками о пол). Убираем в сторону обруч.

Сели на велосипед. (лежа на спине крутим педали).

Побежали букашечки (по ногам).

Жуки машут крылышками.

И бабушкино варенье такое вкусненькое (руки на живот) о- о – о.

Расслабиться под музыку. 1 -1,5 мин.

Рефлексия.

-Финальная игра «Карусели».

В кругу вместе с родителями.

Воспитатель: Наша встреча подошла к концу. Хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы нашли время прийти к нам. Думаю, что теперь каждый из вас сможет найти, чем занять своего ребёнка дома. Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните, игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка.

Открывайте мир вместе с ребёнком! До следующей встречи!

№ 2. Развивающие занятия для малышей от 1,5 г. до 3 лет.

Развитие общей и мелкой моторики в раннем возрасте.

Автор: воспитатель Липатникова Наталья Алексеевна.

Цель: создание условий для формирования компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста в условиях семьи.

Задачи:

— создать оптимальные условия для взаимодействия между детьми и взрослыми в совместной деятельности;

— познакомить родителей с играми и упражнениями на развитие общей и мелкой моторики рук у детей;

— поддерживать и развивать интерес малышей к совместным игровым действиям с родителями.

— обогатить опыт у родителей в развитии детей через совместную деятельность.

— привлекать родителей к совместной работе с педагогом, участвовать в организации и проведении мероприятий;

Материал и оборудование: карандаши с гранями, набор шумовых баночек, набор для показа, как красить манку, готовая крашеная манка 5 цветов, рисунки на картонной основе для поделок (12 шт., клей ПВА и розеточки, кисточки, тряпочки, тарелочки под манку, подносы, влажные салфетки, дидактическая игра с прищепками, дидактическая игра с пуговицами, планшеты из фетра, наборы для игры с манкой, музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия.

Организационный этап.

— Приветствие:

Описание: все стоят в кругу и повторяют движения за воспитателем.

Я здороваюсь везде

Дома и на улице,

Даже здравствуй говорю

Я соседней курице.

Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй маленький дубок!

Здравствуй в поле ветерок!

Здравствуй утро!

Здравствуй день!

Мне здороваться не лень.

Практическая часть.

Приглашаю детей и взрослых за столы.

— Массаж «Покатали карандаши между ладошками».

Цель: сделать массаж ладошек и пальчиков.

— Пальчиковая игра «Ладушки, ладушки испекли оладушки».

Цель: формировать положительный настрой на работу, активизировать движения пальцев.

— К нам в детский сад почтальон доставил посылку. Давайте посмотрим, что внутри?

Из посылки достаю коробку.

— Какая красивая коробка. Интересно, что внутри? (потрясти). Давайте посмотрим.

Достаю баночку, предлагаю послушать, как звучит. У каждой баночки есть пара по звучанию. (цвет на крышке тоже подсказка). Предлагаю взрослым вместе с детьми найти парные баночки по звучанию.

— Дидактическая игра «Шумовые баночки».

Цель: восприятие и дифференциация шумовых различий.

Материалы: шумовые баночки с различными наполнителями (горох, гречка, сахар, чай и т. д., цвета – указатели на крышках.

Убирается коробка с баночками в сторону. Достаю из посылки мешочек. Предлагаю одному ребенку достать и показать всем, что внутри. Там знакомая детям игра с прищепками. Дети учат взрослых, как играть.

— Дидактическая игра с прищепками.

Цель: учить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки, воспитывать усидчивость, обогащать сенсорный опыт детей.

Оборудование: шаблоны предметов. Прищепки по цвету и по размеру (есть маленькие).

Убирается игра в сторону. Достаю из посылки жестяную коробку. Потрясти. Обратить внимание, как звучит. Предположить, что там? (слышно, что много предметов). Предложить одной маме открыть и показать, что в ней. Проводится игра с пуговицами.

— Дидактическая игра с пуговицами. Найди такую же.

Цель: развивать тактильное восприятие, зрительно – моторную координацию, точность движений и внимание. Выбирать только определенные предметы.

Оборудование: пуговицы (бабочки, рыбки, транспорт, игрушки и др., подносы.

— Музыкальная разминка «У жирафа пятна, пятна»

Описание: Под музыку дети выполняют движения по тексту.

Достается из посылки большая папка с планшетами, сделанные мною для детей.

— Пособие «Планшеты из фетра».

Многофункциональность использования этих планшетов позволяет решать в игровой форме множество обучающих и развивающих задач:

— развивать мелкую моторику;

— сенсорное восприятие;

— воздействовать на тактильные ощущения;

— развивать логику, память, зрительное восприятие;

— изучать и закреплять цвет, счет;

— формировать усидчивость;

— развивать речевую активность;

— осваивать различные застежки.

Планшеты используются в индивидуальной работе с детьми.

Рефлексия.

-Финальная игра «Карусели».

В кругу вместе с родителями.

Воспитатель: Для детей раннего возраста важен процесс, а не результат, поэтому, если он не хочет заниматься тем, что вы ему предлагаете, не настаивайте, смените вид деятельности, а потом вернитесь опять к предыдущему заданию, либо совсем прекратите занятие и перенесите его на другое время.

— Заполнение бланков — отзывов.

Источник: maam.ru