Проект на тему: «Природа Красноярского края»

Нор Марина Эдуардовна
Проект на тему: «Природа Красноярского края»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 22 «Журавушка»

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по художественно-эстетическому

направлению развития детей»

ПРОЕКТ

«Природа красноярского края»

Составитель: Нор М. Э.

2017-2018 г.

ПРОЕКТ

«Природа Красноярского края»

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Вид проекта: групповой

Предмет исследования: природа Красноярского края, животного мира, ландшафтов.

Продолжительность проекта: — 1 год

Актуальность

Природа нашего края уникальна, она имеет свои особенности: красоту, необычные явления, хранит свои тайны и чудеса. С незапамятных времён человечество ценит природу и видит в ней не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу.

Для чего необходимо изучать природу Красноярского края?

Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, труду, художественной деятельности. Однако, при самостоятельном общении с природой, далеко не всё может быть правильно понято детьми, а также не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Это приводит к уничтожению полезных насекомых, животных, птиц, исчезновению редких видов растений и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшая задача дошкольного образования.

Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили важные сведения о родной природе.

Проблема:

• Как сформировать у дошкольников знания о природных условиях Красноярского края: климат, растительный и животный мир.

• Создание инициативной группы, создание творческой группы, картотеку практического материала, мини лабораторию.

• Экскурсии в парк, сквер, анкетирование родителей по проблеме, родительское собрание. Проведение диагностики воспитанников. Обобщение положительного опыта исследовательского опыта.

Главная идея проекта: в соответствии с требованиями современных программ создать благоприятные условия для изучения природы родного края и развития экологической культуры дошкольников.

Цель: Формирование у дошкольников познавательно – исследовательского, эмоционально – нравственного, практически – деятельностного отношения к природе родного края.

Задачи:

— Познакомить дошкольников с разнообразием растительного и животного мира Красноярского края, ее экологией.

— Учить устанавливать причинно – следственные связи в явлениях природы родного края, находить характерные признаки субъектов природы, углубляя представления воспитанников об окружающем мире;

— Формирование экологической культуры личности;

— Развитие у дошкольников умение отражать свои знания о природе в художественно-продуктивной деятельности.

— Воспитание эмоционально – положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

— Укрепление связи детского сада – родителей

— Обеспечение психологического комфорта, эмоционального настроя детей на включение в творческую деятельность, воспитание любви к родному краю, городу.

воспитанников с разнообразием растительного и животного мира Удмуртии, ее экологией.

Основные направления:

• Познавательное направление работы способствует более глубокому расширению экологических знаний воспитанников через познавательные мероприятия, которые включают следующие формы:

— дидактические игры,

— беседы,

— просмотры видеофильмов

• Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы Красноярского края, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме:

— экологические игры;

— игры-путешествия.

• Изучение растительного и животного мира, ландшафтов Красноярского края, связанное с практическими действиями (практическое направление работы)

— совместные с родителями акции по озеленению групповых комнат,

-оформление цветников;

-подкормка птиц, изготовление и развешивание кормушек и скворечников, способствует привитию бережного отношения воспитанников к родной природе.

• Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий: проектно — исследовательской деятельности, экскурсий в природу по малой экологической тропе, наблюдений, опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

Участники проекта:

— Воспитанники ДОУ

— Родители;

Роль родителей в реализации проекта:

— участие в тематических выставках поделок из природного материала;

-организация выставки рисунков о природе.

— участие в экологических экспедициях в парк, сквер.

Этапы реализации проекта:

1 этап проекта — подготовительный (сентябрь 2017 год)

• Подбор специальной литературы о Красноярском крае;

• Составление программы мероприятий с детьми и родителями;

• Диагностическая методика выявления представлений детей о природе родного края.

2 этап – основной (октябрь- апрель).

Реализация проекта.

3 этап – итоговый (апрель – май).

Продукт: Создание презентаций

Итоговые мероприятия:

1. Оформление информационных стендов «Экологическое воспитание детей», «Роев ручей», «Заповедник Столбы»;

2. Акция «Берегите елочку»

3. Экологический праздник «День птиц»

4. презентация альбома «Хвойные деревья родного края»;

План работы с детьми

на 2017 – 2018 учебный год

Планирование мероприятий включает в себя несколько мероприятий (чтение, экскурсии, беседы и др.) на усмотрение педагога.

Проектно – исследовательская деятельность ведется год

Тема Цель

Краткое содержание

Почему деревья нынче «золотые». Развивать познавательные интересы, дать представление о красящих веществах содержащихся в листьях деревьев, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь её.

особенности. Беседы «Жизнь и развитие листочка». Стихотворение Е. Трутнева «Осень».

Чем красива осенняя природа. Почему осенью желтеют листья. Экологическая игра «Разрешается – запрещается».

Осенний праздник «Путешествие в сказочный лес». Расширить представления детей о осенних приметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека, воспитывать любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь её.

Конкурс чтецов «Здравствуй осень». Пословицы, поговорки. Пение песен о природе. Слушание записи пения птиц. Экологические игры «Живые цепочки», «Дерево, кустарник, трава», «Хорошо – плохо»

Улетают, улетели… Расширение представлений о перелётных птицах. Знакомство с народными приметами и литературными произведениями о перелётных птицах. Воспитание чувства сопричастности к окружающей природе.

Стихотворение Е. Благинина «Улетают, улетели…» Рассказ Г. Скребицкого «Первыми тронулись в путь». Ласточки, скворцы, синички. Разгадывание кроссвордов.

Как звери Красноярского края готовятся к зиме. Формировать представление о подготовке зверей к зиме, рассмотреть зависимость животного мира от сезонных явлений. Пополнение информационного банка данных в природном уголке.

Белкина кладовка. Загадки. Медведь. Еж. (Красная книга).

Презентация детьми сообщений о подготовке животных к зиме.

Солнце – источник тепла и света. Дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света, развивать умения мыслить, рассуждать, доказывать. Воспитывать бережное отношение к природе. Что может случится, если Солнце станет холодным? Поставить с детьми опыты: где предметы нагреваются быстрее – в тени или на солнце. Отметить наблюдения в дневниках.

Где рождаются снежинки. Расширять знания детей о природе, об окружающем мире. Где рождается снег. Произведение С. Покровского «Зима». Поговорки, загадки. Если бы у нас всегда было лето, то мы смогли бы увидеть снежинки?

Зарисовка снежинок в дневниках наблюдениях.

Загадки хвойного леса. Учить детей дифференцировать хвойные породы деревьев – сосна обыкновенная, ель сибирская: выделять особенности цвета, длины, расположение на побегах хвоинок этих деревьев.

Воспитывать доброту, отзывчивость, эстетические чувства любовь к природе; Д. Зуев «Зимний лес». Пословицы. Поговорки. Загадки.

Акция «Берегите елочку»

Проект:

Остались птицы зимовать, и мы им будем помогать.

Познакомить детей с жизнью пернатых зимой и оказывать им помощь в зимовке. Воспитывать бережное отношение к птицам, испытывать радость от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели. Подготовка с родителями кормушек, семян растений.

Кормление птиц, наблюдения и зарисовка – работа с дневником наблюдений.

Произведения Г. Карпен «Завтрак», Г. Скребицкий «Сорока». Загадки. З. Александрова «Новая столовая» спектакль

Как зимуют животные нашего края. «Кто главный в лесу?»

Познакомить детей с жизнью животных зимой; учить различать следы зверей; воспитывать любовь к природе, ко всему живому. Книга зимы. Следы на снегу.

А знаете ли вы, как заяц спать ложится? Помощь животным. Загадки. Бурый медведь (Красная книга). Чем бурый медведь отличается от белого?

«Роев ручей»

Формировать представления о

животных заповедника «Роев ручей»

их пищевой зависимости от человека, учить составлять экологические цепочки, аргументировать свои ответы, закрепить понятия хищники и травоядные. Просмотр документального фильма «Из жизни обитателей заповедника»

Беседа по просмотренному фильму.

Загадки.

«Красноярский столбы» Познакомить детей с созданием заповедника «Столбы», знакомить с растениями, животными этого заповедника; Просмотр фрагмента документального фильма «Заповедник столбы», обсуждение.

Весна. Цветение растений Расширять знания о природе; знакомить с растениями своего города. Воспитывать бережное отношение к одуванчику и лекарственным растениям. Уточнить представления о последовательности роста и развития растения. Беседа о наблюдении за весенней природой. Деревья, которые цветут – черёмуха, вишня.

Д. Кайгородов «Букет из перелесок». Лекарственные растения: мать – и – мачеха, одуванчики.

Пора вить гнезда Сформировать у детей представление о жизни птиц весной. Воспитывать бережное отношение к лесу, краю, в котором живем. Гнезда. Сорока. Скворечник. Наблюдение за гнездами сорок на территории детского сада.

Проснулись насекомые. Воспитывать бережное отношение к природе, развивать наблюдательность. Насекомые. Шмели. Муравьи. Наблюдение за муравейником на участке, что с ним происходит после зимы.

Деревья Тайги. Воспитывать любовь к природе; формировать у дошкольников ответственное отношение к природным богатствам края.

Знакомство с хвойными деревьями.

Сказка пестрого луга Научить определять травы, отличать полезные травы от сорных, лесные цветы; воспитывать бережное, ответственное отношение природе. Экскурсия по малой экологической тропе: лекарственные клумбы и цветники.

Лесные цветы, травы — сорняки. Тысячелистник. Ромашка. Одуванчик. Подорожник. Клевер.

Реки и озера нашего края. Сформировать представление о реках как экосистеме и показать его роль в природе и в жизни человека. Познакомить детей с самой могучей рекой края «Енисей» и малыми реками Красноярского края. (Ангара, Тасей) Видео фильм (просмотр и обсуждение)

выставка семейного рисунка «Наш Батюшка Енесей»;

Итоговые занятие.

ООД «Мы – друзья природы» Обобщение и уточнение знаний детей о животных, растениях, птицах; развитие творческого воображения, внимания, смекалки, речи; воспитание умения работать сообща, оказывать друг другу помощь; воспитание любви к природе. Экологическая игра

«По лесным тропинкам».

Викторина.

Акция «Зеленый участок»

Привлечь детей, родителей к благоустройству и озеленению территории детского сада. Создать максимальные условия для воспитательно – образовательной работы с детьми на прогулке. Разработка плана – проекта участка.

Подбор материала, рассады.

Трудовые поручения.

«Не торопись сорвать, подумай»

(Летние работы на цветниках)

Учить детей осуществлять уход за растениями в цветнике. Закрепить знания о лекарственных травах (ромашка, календула, мелиса и др.) Развивать внимание, наблюдательность. Учить проявлять заботу о растениях. Привлечь детей к разбивке цветника, посадке рассады лечебных трав, поливу растений и прополке серников.

Зарисовка роста растений.

Как климатические условия влияют на рост растений.

Результаты реализации проекта:

1. Усвоение дошкольниками полученных знаний;

2. Изменение поведения по отношению к окружающим объектам и мотивации поступков;

3. Приобретение и самостоятельная реализация элементарных навыков экологически безопасного поведения в быту и природе;

6. Умение и желание прогнозировать некоторые последствия своих поступков; способствовать видеть красоту окружающего мира, образное восприятие природы.

7. Создание предметно – развивающей среды для проведения исследовательской работы.

Список литературы:

1. Арди Ф. Растения и животные. – М. : «Планета детства», «Издательство Астрель», АСТ, 2000.- 128 с. : ил. – (Мир живой природы).

2. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М. : ТЦ Сфера, 2004.- 56 с.

3. Кущ Н. В., Мангушева М. Ф. Знакомим детей с птицами родного края: учебно-методическое пособие. — Глазов, 2014.- 240 с

4. Мангушева М. Ф. Считалки в подвижных играх детей дошкольного возраста. Методическое пособие. — Глазов, 2002.

5. Ознакомление детей с цветущими растениями: Методическое пособие. – Глазов, 2001. – 124 с.

6. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: для работы с детьми 4-7 лет. — М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. – 80 с.

7. Поисковая деятельность дошкольников в условиях разгадывания загадок о природе: Учебно-методическое пособие по экологическому образованию детей дошкольного возраста/ Глазов. Гос. Пед. Ин –т. – Глазов, 2008. – 104 с.

Источник: maam.ru